Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

А – в молоке, С – в апельсинах. Урок биологии в 8-м классе на тему «Витамины – источник жизни»

Учительская газета, №19 от 13 мая 2014. Читать номер
Автор:

Цель урока: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека.

Задачи: 1. Дать общее представление о витаминах, ознакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением; раскрыть роль витаминов для здоровья человека, дать понятие о гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов. 2. Создать условия для развития логического мышления, речи учащихся, умения анализировать наблюдения, чувственного восприятия происходящих изменений; продолжить формировать умение проводить эксперимент и объяснять  его результаты.3. Создать условия для дальнейшего формирования  установок здорового образа жизни и познавательного интереса к предмету. Структура урока:1. Организационный момент.2. Постановка цели урока.3. Изучение нового материала.3.1. Открытие витаминов.3.2. Классификация витаминов – группа №1 (см. приложение).3.3. Значение витаминов и содержание в продуктах – группа №2 (см. приложение).3.4. Определение содержания витаминов в соках – группа №3 (см. приложение).3.5. Обсуждение работы групп.4. Закрепление материала (моделирование ситуаций из жизни).5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.6. Домашнее задание.ПриложенияГруппа №1. Определение  групп витаминов  Оборудование:  штатив, пробирки,  стакан, колба, пипетка.  Реактивы: витамины А, В6, С, D, Е, вода.Порядок работы1. Налейте в 5 пробирок воду объемом 1/2.2.  В каждую пробирку добавляйте пипеткой витамины по одному – 10-12 капель каждого:АB СDЕ Сделайте вывод о растворимости витаминов в воде. Предложите классификацию витаминов и заполните графу «Группа витаминов» в раздаточной таблице (см. таблицу 1).Выполните задание 1. С чем лучше употреблять продукты, содержащие витамины А, D, Е?2. Исходя из классификации витаминов, предложите способы их введения в организм человека. Группа №2Изучите текст, заполните графы «Значение», «Содержание в продуктах», «Гиповитаминоз» в раздаточной таблице (см. таблицу 1). Сообщите о своих результатах.Информ-дайджестВитамины – биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Отсутствие или недостаток (гиповитаминоз) витаминов вызывает серьезные заболевания. Витамины поступают в организм с растительной и животной пищей. Для удобства витамины обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, D, Е и т. д.Витамин А (ретинол) содержится в основном в животной пище, например в рыбьем жире, сливочном масле, молоке, яйцах, печени, почках, рыбьей икре. Вещество (провитамин А – каротин), превращающееся в организме в витамин А, содержится в растительной пище: моркови, абрикосах, красном перце, помидорах. Витамин А влияет на рост организма. При его недостатке в пище дети плохо растут, у них нарушается формирование зубов и  волос. Может возникнуть особое заболевание – «куриная слепота»: с наступлением сумерек у таких больных ослабевает зрение. К витаминам группы В относится несколько витаминов, например B1, В2, B6, B12.  Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он содержится в неочищенных зернах злаков, семенах бобовых растений, в яичном желтке. Небольшое его количество имеется в зелени. При отсутствии в пище витамина В1 возникает тяжелая болезнь бери-бери. Раньше она была распространена на некоторых тихоокеанских островах, где основу питания составлял очищенный (полированный) рис. В нем нет витамина В1. У заболевших людей расстраивалась деятельность нервной системы: начинались судороги, развивались параличи. Эта болезнь часто кончалась смертью.Витамин С (аскорбиновая кислота) содержится в шиповнике, черной смородине, клюкве, капусте, лимонах, апельсинах, луке, чесноке, картофеле, во многих плодах и в зеленых частях растений, особенно в побегах. Когда организм в течение длительного времени не получает витамин С, развивается цинга – заболевание, известное путешественникам и мореплавателям с давних времен. При этом заболевании появляются кровоточивость десен, язвы на слизистых оболочках рта, расшатываются и выпадают зубы. Наступает малокровие, и резко снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям. Витамин D (кальциферол) содержится в рыбьем жире, печени, желтке куриного яйца. При недостатке в пище витамина D у детей развивается рахит. При рахите содержание солей в костях оказывается пониженным, поэтому рост ребенка замедляется, скелет формируется неправильно. У больных рахитом детей искривлены ноги, голова и живот увеличены, изменена грудная клетка.   Под действием солнца в коже человека появляется вещество, способное превращаться в витамин D. Поэтому дети нуждаются в умеренном действии лучей солнца на кожу.Витамин Е (токоферол) замедляет окислительные процессы, что предотвращает преждевременное старение клеток. Кроме того, витамин Е необходим для сохранения красоты кожи, он улучшает работу половых и других эндокринных желез. Больше всего витамина содержится в растительных маслах, печени животных, облепихе, бобовых, орехах.  Витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности, но их передозировка может вызвать тяжелые нарушения в организме.Группа №3. Определение содержания аскорбиновой кислоты (витамина С) в соках  Оборудование: стаканы, колбы, пипетка. Реактивы:  аскорбиновая кислота,  раствор йода, крахмальный клейстер,  фруктовые соки.Порядок работы:1. Приготовление водного раствора йода.Налейте в мерный стакан воды (примерно половина стакана) и капните туда 12-15 капель йода. Тщательно размешайте.2. Приготовление раствора аскорбиновой кислоты. Налейте в мерный стакан 100 мл воды и растворите в нем один порошок аскорбиновой кислоты.3. В колбу №1 налейте крахмального клейстера, чтобы скрылось дно, тщательно перемешайте. Затем прилейте в колбу раствор йода и наблюдайте за окраской. После этого прилейте раствор аскорбиновой кислоты и  наблюдайте за окраской. Результаты зафиксируйте в таблице 2. Затем все проделайте аналогично, при этом приливая:- в колбу №2 яблочный сок, наблюдайте за окраской. Результаты зафиксируйте в таблице 2;- в колбу №3 лимонный сок (предварительно выжмите его из лимона в мерный стаканчик), наблюдайте за окраской. Результаты зафиксируйте в таблице 2;- в колбу №4 воду, наблюдайте за окраской. Результаты зафиксируйте в таблице 2. Йод окрашивает крахмальный клейстер в синий цвет. Йод окисляет аскорбиновую кислоту,  и при этом синяя окраска исчезает.4. Сделайте вывод о содержании витамина С в соках. Как влияет термическая обработка на витамин С?    5. Сообщите о своих результатах остальным учащимся.Полезные ссылкиН.И.Лунин: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/74152/Лунин   Все о витаминах:http://www.vitaminov.net  http://www.vitamini.ru http://budolife.narod.ru/vita1.htm Прим. ред. Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты»  http://www.ug.ru/method_article/803 ​Сергей ШИПИЛИН, учитель биологии  лицея №200 Новосибирска, учитель года Новосибирской области-2013


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту