что прошедший по ТВ 8-серийный фильм «Братья Карамазовы» Юрия Мороза и насколько сильнее классический фильм Ивана Пырьева. Важнее, что юная аудитория, которой, думается, и предназначался этот фильм, получила представление о романе Достоевского именно через эту современную телеадаптацию.
Попробуем взглянуть на кино их глазами. Криминально-любовный сюжет для сериала подходит идеально. Персонажи тоже очень узнаваемы. Должно быть, поколение NEXT, не читавшее первоисточник, сильно удивится, что задолго до сексуальной революции, возникновения ночных клубов и ток-шоу жили люди, исповедующие безудержный культ удовольствий, как Митя и его отец. Поведение Грушеньки (а вовсе не Перис Хилтон) прольет свет на выходки Ксюши Собчак: правда, сравнение будет не в пользу нынешней Груши – раньше так вызывающе вели себя только «падшие» девушки, выросшие в бедности, сейчас это позволяет себе дочь бывшего градоначальника одной из российских столиц. Дамочки у Достоевского (взять хоть Катерину Ивановну, хоть Лизу Хохлакову, хоть Грушеньку) вообще являют образец феминизированно-эгоцентричных особ, которыми чуть ли не поголовно забиты наши мегаполисы. Вертят мужиками, держат в руках денежки, ловко управляются с делами.
Менее понятны нынешним Алеша и Иван. Юрия Мороза, к которому можно предъявить много претензий по части режиссуры, стоит поблагодарить за сохранение основного нерва романа – мучительные поиски Бога. Практически каждый из нас может повторить вслед за Карамазовым-старшим: «Мы все из одного легкомыслия только и не веруем», но не по той причине, что у него – «нам все каяться некогда». Современному большинству, особенно молодых людей, каяться незачем. (Кому? О чем?) Даром что ли прошли для нас 70 с лишним лет крови, страха, атеизма?
Сбылось пророчество Ивана, что, истребив в человечестве представление о Боге, уйдут из него и живая сила, и желание жить (вымираем, да-с!), и гомо сапиенсу станет все (ну почти) позволено. Сцена в трактире, где Иван пытается объяснить идеалисту Алеше, что «христова любовь есть невозможное на Земле чудо», может быть, заставит чье-то юное сердце забиться – от непонятной еще тоски – быстрее, а чью-то голову – усиленно заработать. Устало человечество от бесплодных вечных попыток соответствовать божественным представлениям о нас – не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не завидуй, что там еще в списке? Проще отказаться от Бога и «не париться» (заметили, что это чуть ли не ключевое понятие сегодня?). Но Иван – идеолог этого безбожия – тоскует и «парится». Потому что без Христа (или идеала человекобога) в душе такая сосущая пустота, что туда непременно кто-нибудь вселяется (черт, секс, наркотики, рок-н-ролл). Захотят ли «париться», размышляя об этом, молодые? Бог весть, но повод для этого фильм им дал.
Как и актерские работы. Первоклассно играет юродивого циника Федора Павловича Сергей Колтаков, точно попадает в типаж застенчивого «раннего человеколюбца» Алеши Александр Голубев, удалось перерождение Мити из буяна в страдающего правдолюбца и Сергею Горобченко. Смердяков в исполнении Павла Деревянко – поданная очень выпукло пустота в душе, свободной от Бога. Его самоубийство – лишь логичное завершение пути безбожия.
Но главная удача фильма – игра Анатолия Белого, в чьем театральном багаже уже есть роли Шервинского и короля Лира. Его Иван смертельно убедителен в попытках убежать от самого себя и какой бы то ни было ответственности за свои мысли и действия. Очень жаль, что до гениальной игры Кирилла Лаврова в сцене с чертом и показаниями на суде он не поднимается, как не поднимается до уровня Пырьева Мороз. Возможно, это следствие действия той самой пустоты в современном человеке (ну перестал для нас вопрос о Боге быть жизненно важным!).
И все-таки попытка серьезного разговора о человеческой душе состоялась, за что авторам искреннее спасибо.
Р.S. Режиссер планирует выпустить 12-серийную DVD-версию «Братьев Карамазовых», в которой появится линия Илюшечки и капитана Снегирева.
Комментарии