search
main
0

А учитель – только консультант. Организация работы поисковой группы «Ступени памяти»

В своей педагогической деятельности, ставя перед собой определенную задачу, мы должны ответить на три вопроса: чему мы будем учить, как это делать, зачем нам это надо? И в конечном итоге, увидеть результаты, чтобы подвести итоги. Внеурочная работа по истории – не исключение. Ведь конечная цель любой педагогической деятельности – научить ребенка работать, чтобы он мог сказать: «Я сам под руководством учителя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы».

непрерывность – процесс профессионально-ориентирующего образования и воспитания в поисковой группе;          межпредметность – исследование проблемы предполагает глубокое знание предмета и высокую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Итак, первый вопрос: чему учить? Прежде всего, ученика необходимо научить  самостоятельности; способности включаться в любую деятельность; творчески работать; мыслить; анализировать и делать выводы.

Именно внеурочная работа по предмету является тем стимулом, который позволяет увлечь ученика добывать новые знания, работать над проблемами, которые его интересуют.

Следующий вопрос:  как это делать? Развитию интереса и появлению мотива способствует поисковая работа. Занятия в поисковой группе отличаются от обычных школьных уроков. Отличается и построение занятий, и в средства работы. Метод опирается на принцип самообразования, то есть знания приобретаются самостоятельно, без помощи преподавателя. Учитель – лишь консультант, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. Заниматься поисковой работой нельзя насильно, потому главным здесь является интерес. Сформировав свой интерес, ученик ставит перед собой цель (самостоятельно или с помощью учителя) и стремится к её достижению.

Это обстоятельство заставило задуматься о необходимости поиска средств, приемов и методов, которые будили бы мысль ученика, желание узнать что-то новое. Работая в этом направлении, мы вместе с моими учениками весной 2006 года создали поисковую группу «Ступени памяти». В то время они были семиклассниками.

Основное направление деятельности – сбор материала и создание экспозиции об ликвидаторах-киселчанах и вкладе горожан в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Выбор темы был не случаен. Ее предложили сами ребята, заинтересовавшись сюжетом, который прошел по местному телевиденью.

Продолжая отвечать на вопрос – как это сделать, определили основные принципы работы:

·         интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности школьников, когда опыт и навыки, полученные во время работы в поисковой группе, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости;

·         непрерывность – процесс профессионально-ориентирующего образования и воспитания в поисковой группе;

·         межпредметность – исследование проблемы предполагает глубокое знание предмета и высокую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Работа в поисковой группе проходит в несколько этапов.

1) Определение основных направлений в работе. Происходит поиск темы исследования, намечается план, составляется график мероприятий.

2) Сбор материала. Например, встречи с ликвидаторами, вдовами, работа с периодической печатью, местными СМИ, переписка с военным комиссариатом г.Киселевска, встречи с членами Общества «Чернобыль».

3) Обработка материала. Написание исследовательской работы, обновление школьной экспозиции «Чернобыль. Ступени памяти». Создание текста экскурсии и презентации.

4) Представление написанных работ на научно-практических конференциях.

5) Организация выездных экскурсий, проведение внеклассных мероприятий и выступление на уроках.

Следующий вопрос: зачем нам это надо?

В процессе работы в поисковой группе ценным является знание, добытое своим трудом, знание, которым можно поделиться с другими. Эта продуктивная деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного. Исследовательская работа развивает мыслительные навыки, необходимые не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать).

Совместная работа учеников и учителя обеспечивает постепенный переход на равные позиции. Это позволяет ученику чувствовать себя уверенней и не бояться высказать свою точку зрения, выдвигать гипотезы и предположения и доказывать их в процессе поисковой работы.

Следующий вопрос: каковы результаты?

1) В школе открыта экспозиция «Чернобыль. Ступени памяти».

2) Работает выездная экскурсионная группа.

3) На основе собранного материала были написаны следующие работы:

«Солдат, всегда солдат» – 1-е место в городском конкурсе, посвященном Дню защитника отечества;

«Чернобыль в жизни и судьбах киселевчан» – 2-е место в городской краеведческой конференции «Люби, знай и помни»; участие в ΧVII областной туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!»;

Совместно с Администрацией города издана брошюра «Чернобыль в жизни Киселевска».

4)Традиционными стали встречи с ликвидаторами и членами городского общества «Чернобыль» в нашей школе.

5) Налажен контакт с областной организацией «Чернобыль».

6) Материалы, собранные поисковой группой, были переданы во всероссийскую организацию «Чернобыль» и отмечены областной грамотой.

7) Поисковая группа участвовала в выездном заседании Пленума областной организации «Чернобыль», где рассказала о своей работе.

В настоящее время собирается материал для написания «Книги памяти» и исследовательской работы, посвященной первым руководителям городского общества «Чернобыль». В планах – создание школьного музея. Хочется отметить, что работа поисковой группы заинтересовала школьников, сегодня к ним присоединились ученики других классов (9-10 классы).

Сценарий выездной экскурсии «Памяти Чернобыльской аварии»

Цель выездной экскурсии – показать вклад жителей нашего города в ликвидации последствий аварии на Чернобольской АЭС. Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за поступки.

Оборудование: компьютер и проектор для показа презентации.

– Чернобыль, весна 1986 года. Чернобыльская атомная станция расположена на востоке земли, именуемой белорусско-украинским Полесьем, на берегу Припяти, впадающей в Днепр.

– В ту ночь, когда случилась авария, жители, как и положено, спали. Немногих потревожил взрыв, немногих разбудил пожар. Не сразу поняли, что, собственно, случилось и те, кто в поздний час работал в непосредственной близости от взорвавшегося реактора. 268 строителей и монтажников были заняты в ночной смене на строительной площадке третьей очереди станции – она расположена в полутора километрах к юго-востоку от аварийного блока. На самой станции в ночь с 25 на 26 апреля дежурили 176 человек. Но из них далеко не все были осведомлены о том, что на 26 апреля была намечена «Программа испытаний турбогенератора №8 Чернобыльской АЭС».

– 26 апреля 1986 года в 1 ч. 23 мин. по московскому времени человечество вступило в новую эпоху своего развития. За всё время существования Земли никогда ещё начало новой эры не было известным с такой точностью. А зафиксировали этот момент часы, висевшие на стене зала управления Чернобыльским атомным реактором. В эти минуты вся тысячелетняя история человечества разделилась на две эпохи: на «дочернобыльскую» и «послечернобыльскую».

– По первому зову страны

Рванули, рискуя собою,

Во время войны без войны

И боя без боя.

– Смертельно «звенели» тела»,

Но наша мужская отвага

Надежно и прочно легла

В бетон саркофага.

– Последствия аварии могли быть катастрофическими не только для России, Украины, Белоруссии, но и для всей Европы, но благодаря грамотным действиям по возведению саркофага на разрушенном блоке атомной электростанции, настоящему героизму специалистов – атомщиков, военных, строителей, механиков, аварию удалось быстро локализировать. Среди ликвидаторов были  и наши земляки.

– У памяти своя тропа,

Свои нечитанные строки,

Свои особые истоки,

Своя высокая судьба.

Свое храня, ее держись,

И суть ее понятней станет.

Уходит жизнь – приходит память

И память возрождает жизнь…

– Первое упоминание в городской газете об аварии на атомной станции – «В бой за уголь» – датируется 20 мая 1986 года.  И сразу же киселевчане откликнулись на беду. Коллективы шахт, заводов отдавали премии, сменные заработки. Первыми из предприятий, откликнувшиеся на беду, был ОРС «Киселевскуголь», внесший дневную зарплату в фонд помощи.

– 18 мая прошел одним из первых многолюдных митингов на Тайбинской автобазе. Митинг открыл секретарь партийного комитета Н.К.Белыков. Выступил и директор автобазы В.А.Учитель. Он  предложил перечислить в фонд помощи Чернобылю премию в размере 2000 рублей, завоеванную коллективом автобазы во Всесоюзном соревновании. Предложение поддержали бригадиры водителей Г.В.Филимонов, А.М.Швыркалов и диспетчер Л.И.Кубарева. Участники митинга обратились ко всем горожанам с призывом поддержать их инициативу. 22 мая 1986 года в городской газете «В бой за уголь» это обращение было опубликовано. В нем говорилось:

– «Киселевчане! Долг каждого из нас – поддержать инициативу коллектива Тайбинской автобазы, обувной фабрики, общепита ОРСа и других предприятий, уже перечисливших деньги на счет 00904707». На этот расчетный счет стали поступать денежные средства от предприятий и граждан города.

– Коллектив завода «Гормаш» перечислил более 15 тысяч рублей в фонд помощи.

– Работники столовой №15 17 мая отработали в фонд помощи Чернобылю. Товарооборот в этот день составил 2,5 тыс. рублей. Это две дневных нормы. План перевыполнили 47 человек. В этот день работали даже те, кто по графику имел выходной день.

– Как личную беду восприняли киселевские обувщики случившееся на Чернобыльской АЭС. Во всех цехах, партгруппах прошли собрания, где обсуждалось, чем можно помочь пострадавшим от аварии. Чуть позднее, 31 мая, третий швейно-пошивочный поток смены «А» (мастер А.Г.Рогова и Н.Г.Бычкова) цеха №3 перечислил дневной заработок в фонд помощи. 10 июня 1986 года на фабрике состоялся субботник, средства от которого были направлены в помощь чернобыльцам. Было выпущено 11 846 пар обуви. Полным составом вышел на работу цех №13. Трудились даже те, кто в этот день находился в отпуске – Е.К.Сапоцкая и Н.М.Семенова.

– Проходческая бригада В.П.Полтавского (шахта «Тайбинская») за работу без травм и аварий в первом квартале 1986 года заняла первое место. Но от получения премии проходчики отказались. На рабочем собрании было предложено премии перечислить в фонд помощи пострадавшим при аварии. 200 рублей – такой вклад передового проходческого коллектива.

– По предложению электрослесаря А.И.Соловьева, рабочие участка №3 этой же шахты перечислили в фонд помощи 850 рублей. Эти деньги предназначались коллективу участка за победу в социалистическом соревновании среди очистных участков объединения «Облкемеровоуголь».

– Коллектив обогатительной фабрики «Черкасовская» поддержал инициативу тех, кто уже перечислял деньги в помощь пострадавшим в Чернобыле. На рабочем собрании смены В.А.Невзоровой было принято решение обратиться ко всем коллективам смен основного производства и вспомогательных цехов с предложением перечислить премию за успешное выполнение дополнительного задания по выпуску концентрата в сумме 1200 рублей. Предложение смены Невзоровой единодушно было поддержано на собраниях в трудовых коллективах смен и цехов. Рабочие и служащие говорили о том, что долг каждого – оказать помощь попавшим в беду чернобыльцам.

– Коллектив ламповой шахты «Тайбинская» в основном был женский. Каждая из них – мать, поэтому с особой болью они восприняли известие об аварии на Чернобольской АЭС. «Девчата, давайте отработаем в свои выходные дни, а деньги перечислим в фонд помощи пострадавшим на Чернобыльской АЭС», – обратилась к ламповщицам и слесарям мастер ламповой Зинаида Петровна Стебнева. Ее единодушно поддержали. В итоге, было перечислено 150 руб.

– Работники поликлинического, терапевтического и родильного отделения горбольницы №3 так же не остались равнодушными. Без лишних слов они решили однодневный заработок перечислить в фонд чернобыльцев.

– Поступали средства и от горожан. В партийный комитет шахты «Киселевская» пришла лебедчица участка №12 Серафима Петровна Сапова. «Назовите номер счета в госбанке, хочу перечислить в адрес Чернобыля месячную пенсию». Такие слова можно было услышать и в самом отделении сбербанка. Например: трехдневный заработок внесла  в фонд помощи слесарь контрольно-измерительных приборов Татьяна Ивановна Сердюкова. В партийный комитет шахты имени ХХVІ съезда КПСС обратился молодой проходчик участка №11 А.Петрухин с просьбой перечислить третью часть зарплаты за май в фонд помощи героическому Чернобылю.

– Готовность оказать всестороннюю помощь проявлялась и в ударном труде. Так, имея на сверхплановом счету 770 тонн электростали и тем самым более чем на месяц опережая календарь, сталевары бригады Н.Н.Гришина взяли обязательство: план двух лет пятилетки выполнить к 70-летию Великого Октября.

– Как видим, события на Чернобыльской АЭС взволновали всех, заставив по-новому посмотреть на вещи, давно, казалось бы привычные. Ярко проявились те черты людей, которыми мы были всегда сильны: патриотизм, готовность прийти на помощь в беде.

– Ликвидацию последствий взрыва чернобыльцы между собой сравнивали с боевыми действиями. Только противник здесь был невидимый, и от этого еще более напряженной была обстановка.

– По данным МЧС России, в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС приняли участие около 600 тысяч человек из всех республик бывшего СССР, среди них россиян – примерно 300 тысяч. 55 из них киселевчане. Все они были разного возраста, разных специальностей: телеграфисты, дозиметристы, водители, бульдозеристы-трактористы, пожарники. Эти специальности были самыми востребованными, так как необходимо было работать на расчистке завалов, смывать водой с дорог радиацию. Из медицинских работников были востребованы только анестезиологии и стоматологи, так как радиация губительно влияла на полость рта. Всем им были вручены повестки горвоенкомата на шестимесячные воинские сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

– Одними из первых на место аварии прибыли Виктор Иванович Попенко, Талюкин Виктор Федорович. В числе других воинов запаса им пришлось многократно, по несколько часов ежедневно шагать по опустившим улицам, дезактивируя каждый дом и двор, каждую улицу. Все это надо было отвоевывать у невидимого, а потому вдвойне опасного врага – радиации, защиты от которой практически не было никакой.

– «Совершенно жуткое впечатление – людей нет, а на балконах развешено белье, вялится рыба, в садах зреют яблоки и груши. Все утопает в зелени, и тишина…», – вспоминает Николай Павлович Балчуков.

– Именно там, в зоне ликвидации родились строчки у одного из ликвидаторов:

В опустевшей квартире, на втором этаже,

Одинокая лампочка светит в окне.

Проезжаем Чернобылем, утром и днем, –

Одинокая лампочка светит огнем…

Тот огонь погорит еще несколько дней

И погаснет. И станет в квартире темней.

И висят на балконах где белье, где цветы, –

Их дожди поливают, но только не ты.

А в садах наливаются яблони всласть,

Но нельзя их срывать – им судьба лишь упасть.

– Работа требовала физической выносливости, собранности и духовной стойкости. Всем этим они обладали. Высокое чувство долга помогало вынести все испытания.

– В условиях высокой радиации приходилось работать по полминуты, иногда до двух минут, в зависимости от маршрута движения. Каждый осознавал всю сложность и важность работы, дорожил каждой секундой, каждым мгновением. При работе в таких условиях часто выручали сообразительность, природная смекалка, быстрота реакции на малейшие изменения в обстановке. Набрав предельную дозу (22 рентгена), они возвращались в родной город.

– На фронте есть передовая, и есть тыл, который обеспечивает фронт. В 30-километровой зоне была организована медсанчасть.  Юрий Леонидович Макеев – офицер запаса, прибыв на место службы, стал начальником госпитального взвода. В настоящее время он заведующий интенсивной терапии городской больницы № 2.

– 25 мая 1987 года Юрий Леонидович был вызван в городской военкомат повесткой, где было написано: «Призываетесь на учебные сборы». Позднее он вспоминал: «Когда нас привезли в Кемерово, было такое впечатление, что это эпизод из фильма о войне – сцена проводов на фронт. На площади собралась большая толпа. Кто пел, кто пил, стоял неимоверный шум».

– Только в Кемерово им объяснили, куда они направляются, выдали форму и они поехали через Москву и Киев в пункт дислокации их части – Белую церковь.

– Юрий Леонидович следил за санитарно-эпидемиологическим благополучием личного состава части, вместе с солдатами выезжал на третий энергоблок.

– Было трудно, ведь опасность была вокруг: деревья, вода, птицы, даже сам воздух был пропитан бедой. Можно с полной уверенностью сказать, что эти люди с честью выполнили свой гражданский долг. Только с каждым годом редеют их полки.

– Бушаев Игорь Юрьевич – умер 18.07.1993 г.

Пономарев Юрий Александрович – умер 8.10.1994 г.

Великжанин Александр Николаевич – умер 25.12.1996 г.

Натальин Николай Александрович – умер 14.10.1997 г.

Лученко Михаил Михайлович – умер 29.09.1998 г.

Исмаев Тагир Халитович – умер 31.07.1999 г.

Незадорин Владимир Николаевич – умер 25.08.1999 г.

Шелепов Александр Иванович – умер 15.12.2001 г.

Лелекин Валерий Владимирович – умер 14.08.2004 г.

Васюнин Снргей Николаевич – умер 09.01.2004 г.

Пантелеев Александр Владимирович – умер 12.11.2005 г.

– Любая правда, пусть самая страшная о Чернобыле, о том, что там произошло, нужна и сегодня. И будет нужна еще долго – мы не имеем право забывать его.

– По самым скромным подсчетам, в результате аварии в атмосферу выброшено радиоактивных веществ в 90 с лишним раз больше, чем при взрыве атомной бомбы над Хиросимой. Значит, Чернобыльский взрыв по своим последствиям равнозначен крупномасштабной ядерной войне, от которой пострадали миллионы людей чуть ли не во всех концах планеты.  Повторение подобной катастрофы может оказаться гибельным для всего человечества Земли.

– Проезжали по оставленным селам,

Словно снега под грудью намело…

Если б знали, каким невеселым

Умирает пустое село!

Заросло бурьянами до крыши,

Не узнать ни дорог, ни полей.

Неужель никогда не услышим

Залетевших сюда журавлей?

И душа содрогнется невольно,

И земля станет втрое родней…

И обидно, и горько, и больно

Эхо черных чернобыльских дней.

Ирина Полханова, учитель истории средней школы №3 города Киселевска Кемеровской области, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»

Фотографии из архива поисковой группы «Ступени памяти»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте