Цели: расширить содержание и объем понятий «бюджет», «семейный бюджет».
Задачи:
закрепить понимание взаимосвязи и взаимозависимости между доходами и расходами;
сформировать элементарные умения составления семейного бюджета и первоначальные навыки экономического моделирования и прогнозирования;
развивать коммуникативные навыки и умения учащихся;
приобщать детей к жизненным ценностям и гуманным идеям, анализируя расходы на духовные потребности;
пробуждать чувства сопричастности и сопереживания к экономическим проблемам семьи.
Тип урока – урок применения знаний и формирования умений и навыков учащихся.
Форма урока – деловая игра.
Ход урока
1. Класс делится на 5 групп (по жребию) по условным уровням социального развития семей от малообеспеченных до хорошо обеспеченных (на примере Псковской области).
2. После фронтального повторения и обобщения понятия «бюджет», его составляющих каждая «семья» получает карточку с исходными данными, в которой содержится следующая информация:
а) состав семьи;
б) доходы каждого члена семьи;
в) необходимые (обязательные) расходы;
г) расходы «длительной перспективы».
3. Перед учащимися ставится задача:
а) распределить роли между собой;
б) составить семейный бюджет на 1 месяц по следующей схеме:
БЮДЖЕТ = постановка целей – оценка дохода – планируемые расходы;
в) пояснить, в какой последовательности составлялся бюджет, какие расходы планировались в первую очередь;
г) оценить, к какому социальному уровню можно отнести «семью» (использовать данные Комитета по статистике Псковской области: прожиточный минимум, средняя заработная плата, потребительская корзина).
4. Те учащиеся, которые не вошли в состав семей (2-3 чел.), составляют группу экспертов. Их задача – обобщая данные, представленные учащимися, ответить на вопросы:
у какой семьи затраты выше на:
а) первичные потребности;
б) духовные потребности?
«семье» какого социального уровня было сложнее составить бюджет? Почему?
5. После обсуждения своих бюджетов представители команд вносят данные в таблицу, приготовленную на доске.
6. Команды отвечают на следующие вопросы:
какие расходы планировались в первую очередь?
были ли учтены непредвиденные расходы?
сколько средств ушло на удовлетворение
а) первичных;
б) вторичных потребностей?
7. Эксперты подводят итоги: какой семье удалось создать сбалансированный бюджет, с какими факторами это связано.
Комментарии