search
main
0

А трактористкам всего шестнадцать. Краеведение

«Краеведение – путь познания своей Родины», так называется одна из приоритетных программ в системе воспитательной работы школы. «Шагая» вместе с ребятами из класса в класс, учителя учат детей навыкам работы с документами, правилам сбора материала.

В этом году продолжилась работа по изучению страниц истории Великой Отечественной войны. Недавно на уроках краеведения был подведен своеобразный итог исследовательской работы. Так, в девятом классе на уроке «Село в годы войны» ребята рассказали о результатах поиска. Были воссозданы списки жителей военного времени, состав семей по дворам. В четвертом классе урок «Помощь фронту» отличился насыщенностью и эмоциональностью. Свидетельства очевидцев тех событий никого не оставили равнодушным. В годы войны остались в Андреевке только старики, женщины и дети. Пожилым людям было не под силу овладеть работой на технике. Шестнадцати-семнадцатилетних девчат отправили учиться на ускоренных курсах трактористок. Зиму они отучились, а весной уже сели на трактора. Работать на технике без кабин с металлическими колесами на шипах было тяжко. Бывало заглохнет в поле трактор, а завести его вручную девушкам не под силу. Руки в кровь сотрут, плачут от бессилия, а стальной конь ни с места. Вот и ждут, когда же покажется бригадир и поможет завести трактор.Саша Кутубаев, ученик второго класса, подготовил рассказ о своей прабабушке Марише, которая не только работала на тракторе, но и была комсомольским вожаком. Веселая, активная, она вдохновляла молодежь на добрые дела. Помогали беженцам обустроиться, поддерживали семьи, в которые пришли похоронки, собирали посылки на фронт, организовывали концерты для жителей. О тружениках тыла шла речь и на уроке в шестом классе. Подростки заострили внимание на том, что вполне заслуженно и справедливо  тружеников тыла относят к поколению победителей. Это они строили оборонительные сооружения, растили хлеб, работали на военных заводах. Трудились по 18 часов в сутки, без выходных и отпусков.  Анель Уренова рассказала о своей прапрабабушке Балкие. Та в годы войны работала на мельнице, в поле, на скотном дворе. Вспомнили ребята и про дедушку учительницы Гульвану Иргашевны Тугамбаевой. Ибраев Киндиш  был путевым обходчиком. Тему «Дети войны» затронули ученики седьмого класса. Каждый рассказ был проникновенен. В войну дети взрослели рано. Братья Кудайбергеновы Имаш и Илюбай, Уренов Серикбай, Алматов Файзрахман, Сорокин Прокофий трудились наравне со взрослыми: пасли скот, стояли у сеялок, поливали и пололи колхозный огород, участвовали в сенокосной страде.  В восьмом классе урок краеведения был посвящен ветеранам труда. Так, Полина Кутубаева поведала о своей бабушке Мухамедьяровой Минслу, которая всю жизнь проработала дояркой.Классные руководители Кудайбергенова Эльмира Бектемировна, Тугамбаева Гульнара Бахытовна, Алматова Рабига Асылбековна, обобщая исследовательскую работу учеников, подчеркнули, что возможности сбора материала не исчерпаны и поиск будет продолжаться. Отрадно, что поисковая работа увлекла учеников. Ребята научились работать с документами, семейными реликвиями, открыли для себя новые страницы из истории села, узнали о жизни людей.​Марина СОРОКИНА, директор Андреевской основной школы, Адамовский район, Оренбургская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте