“А теперь, детки, поговорим о сексе…”
В вопросах сексуального просвещения небольшой приграничный город оказался впереди России всей
…На сцене двое – Он и Она. Под звуки танго они танцуют полный экстаза танец: расходятся и вновь страстно бросаются в объятия друг к другу. Откровенная эротичность танца по вкусу большинству зрителей, затаив дыхание, они следят за любовной схваткой. Под занавес Она эффектно поражает Его кинжалом, и зал взрывается аплодисментами.
“Танго смерти” – так называется этот танец. Не стоило бы о нем вспоминать – мало ли подобных номеров прописалось на сценах разного пошиба ресторанов и доморощенных кабаре, если б не одно обстоятельство: танец демонстрировали взрослый хореограф, открывший студию в одной из школ Костомукши, и ученица(!) школы. В студии занимаются девочки от 13 до 16 лет.
Танец этот – своего рода фон, на котором в Костомукше разгорался скандал, вызванный появлением книги “Сведения о сексе для молодых и для их родителей”.Он едва не привел к конфликту поколений.
О явлении в Костомукше этой книги наша газета уже писала (“Осторожно, “Зараза”, 4 июля с.г.). Представитель отдела здравоохранения местной администрации Валерий Евстюгин гневно допытывался у меня, сколько лет автору публикации Боченкову, очевидно, полагая, что тот ровесник “Учительской газеты”. Вынуждена была разочаровать Валерия Борисовича, тем не менее он остался в убеждении, что все оппоненты книги – ханжи и ретрограды. По его мнению, в нее “заложено все то прекрасное, что интересует наших молодых людей”.
Книга завершила проект “Зараза” программы ТАСИС Европейского Совета. Инициаторами его стали молодежные лидеры Костомукши, озабоченные резким ростом венерических заболеваний в городе. Разрабатывал программу Роман Пеккоев, специалист по делам молодежи местной администрации. Предложенное кем-то название “Зараза” подростки приняли “на ура”.
В поисках инвесторов обращались в отечественные структуры, но безрезультатно. Европейский Совет через программу ТАСИС откликнулся оперативно. Поскольку проекты ТАСИС финансируются лишь при наличии зарубежного партнера, он был найден в округе Кайнуу, в Финляндии. В июне 1998 года в Хельсинки прошла презентация проекта “Зараза”, а завершился он 31 декабря 1999 года.
Главной целью объявили снижение в Костомукше уровня заболеваний, передаваемых половым путем, и предупреждение распространения СПИДа среди молодежи. Необходимые знания намеревались распространять через печатную продукцию, местные СМИ, с помощью волонтеров на специально организованных культурно-массовых мероприятиях. Предусмотрена была и работа с учителями.
Всколыхнуть молодежь удалось. Фанаты здорового образа жизни, активисты “Заразы” устраивали соревнования по футболу, скейтборду, стритболу, провели рок-фестиваль “Нет наркотикам!”, конкурс граффити, создали команду КВН, с трудными подростками отправились в походы. В информационном офисе “Заразы” в иные дни собиралось больше сотни подростков. Естественным стало решение после завершения проекта создать молодежное движение под тем же названием. Вдохновленные успехом, организаторы не задумались – странновато имечко у движения… Капитану Врунгелю не повезло на корабле “Беда”. Проект, в заглавии которого не оказалось приставки “анти” или “против”, потерпел крах.
Достичь главной цели не удалось. Напротив, вензаболеваний в городе стало больше, в этом году еще и вспышка ВИЧ-инфекции произошла. Заведующая дерматовенерологической службой города Л. Лыкова публично возложила вину на авторов проекта “Зараза”.
В апреле сессия горсовета даже приняла решение о приостановлении проекта “Зараза”, хотя к тому времени он уже завершился. Потом, правда, решение это отменили, молодежь поддержали депутаты, среди них – финалист конкурса “Учитель года России” Александр Селянин.
Познакомившись с книгой, учителя 5-й средней школы через местную газету обратились с открытым письмом к начальнику управления образования Валентине Курохтиной. Подобные пособия, писали педагоги, растлевают детей. Ответа тогда не получили, но в другой газете прочли отповедь, автор которой называл их “стыдливыми матронами от педагогики”, “нью-пуританами”, обвинил “в воинствующем ханжестве и элементарном педагогическом невежестве”.
Валентина Ивановна Курохтина категорически отрицает, что книга могла попасть в руки детям. По ее утверждению, это не пособие, а информационная брошюра для учителей биологии и ОБЖ, предназначенная для служебного пользования. Содержание Валентину Ивановну не шокирует, самые уязвимые места она объясняет неточностями перевода с финского. В свою очередь она показала рекомендованное для 8-го класса еще Минпросом СССР пособие 1983 года “Гигиена и здоровье” для учителей биологии, где речь ведется о первичных и вторичных половых признаках, поллюциях и менструациях, личной гигиене половых органов.
– Это сведения по половому воспитанию, а не сексуальное просвещение, – замечаю. Она парирует:
– Сексуальное просвещение и половое воспитание – это одно и то же!
Заблуждение очень распространенное. Доктор психологических наук Т.А.Флоренская писала о неверности отождествления понятий “пол” и “секс”: “… и в русском языке ( в отличие от латинского и английского), и в отечественной науке эти понятия различаются. Отечественная наука понимает половое воспитание как воспитание личности определенного пола, а не “сексуального партнера”; воспитание будущего мужчины – это не выращивание “хорошего самца”. Пол человека несет в себе его психологические и духовные характеристики, не сводимые к биологии и физиологии”.
Заместитель главы местного самоуправления И.Сергеева также не видит ничего предосудительного в появлении книги. О скандальном ее развороте, где на фотографиях крупно изображены мужские половые органы, пораженные венерическими язвами, она говорит:
– Меня не шокируют эти фотографии. Должен же молодой человек знать, что с ним произойдет, если он заразится? Стихи Пушкина нас этому не научат.
Вот уж точно! Пусть читатели сами рассудят, чему же учит книга “Сведения о сексе для молодых и для их родителей”, в основу которой положена учебная программа “Ступени сексуальности” финки Эрьи Кортениеми-Пойкела. Вот несколько цитат из книги:
“Игры в доктора помогают ребенку (имеется в виду первая ступень программы, для 7-8-летних детей. – Н.М.) ознакомиться как со своим телом, так и с телом ребенка противоположного пола”.
“Пятиклассникам требуются теоретические знания о том, что происходит при половых сношениях”.
“Действительность чудесней сказки: показываем результаты статистики, из которых выясняем, кто (! – Н.М.) из учеников 7-9-х классов действительно имел половые сношения”.
“Многообразие сексуальности: распознавание (? – Н.М.) и принятие собственной сексуальной ориентации… В различии – богатство”.
6-й шаг к зрелости предназначен для 14-летних и называется “Занимаемся сексом”. Сообщается, что “в сексе разрешается все” и предлагается тема 1-го урока: “Образование пар и значение любовных встреч в подготовке к половым контактам”.
15-летним предлагается обсудить следующую сексуальную проблему: “Иногда не стоит / не увлажняется, хотя и хочется”.
Мастурбация “является естественным способом сексуальной разгрузки и удовлетворения. Мастурбация также представляет собой важный и необходимый способ знакомства с самим собой и своими представлениями”.
Тенденция в книге четкая, и не в переводе тут дело: детей благословляют на занятия сексом. Показателен раздел об аборте: сообщается, что это такое, как его делают, но при этом ни слова о последствиях для организма женщины.
И. Сергеева и В. Курохтина уверяют, что финский источник послужил лишь основой книги, ее дорабатывали психологи и педагоги Костомукши, но не все исправления были внесены. Проследить же не было возможности, поскольку печаталась книга в Финляндии, а с сигнальным экземпляром российских коллег не сочли нужным ознакомить.
Тогда тем более непонятно, как книгу могли рекомендовать в школы, пусть даже для служебного пользования? Не будем строить иллюзии: иной учитель принесет книжку в класс без тени сомнения, да еще и картинки покажет. Валентина Курохтина считает, что за этим должны следить директора школ. А может, лучше рекомендовать в школу безупречную со всех точек зрения литературу? Начальник отдела молодежи и дополнительного образования Министерства образования и по делам молодежи Карелии Наталья Волкова, которая одновременно со мной побывала в Костомукше, считает:
– Должна быть ответственность за реализацию государственной политики в сфере воспитания. Все образовательные программы, авторские спецкурсы, переводные пособия и другие материалы в обязательном порядке должны получить квалифицированную экспертную оценку и рекомендацию для работы в образовательных учреждениях.
Роман Пеккоев с обезоруживающей откровенностью предоставил мне информацию по финансированию проекта “Зараза”. Свои 10 процентов администрация Костомукши внесла не деньгами. Она предоставила помещение и телефон для информационного офиса. ТАСИС перечислил 185348 экю, администрация финского округа Кайнуу – 19676 экю. Общая сумма в пересчете на доллары составила примерно 170 тысяч “зеленых”.
Из них более трети ушло на зарплату 10 участникам проекта, из которых четверо были финны. Роман назвал свой заработок за 1999 год – в рублях он составил 96 тысяч. Пятая часть бюджета проекта потрачена на поездки, в основном зарубежные. Кроме участников проекта, молодежных лидеров, рядовых учителей, местных журналистов, в зарубежных вояжах побывали И. Сергеева (Хельсинки – Стокгольм), начальник отдела местной администрации Н. Бегун (Хельсинки), зав. горметодкабинетом Е. Калякина (Каяни). Суточные составляли 100 финских марок ( около 400 рублей).
Остальные средства ушли на печатную продукцию, перевод, семинары и конференции, оплату финских консультантов. Были приобретены 2 компьютера, видеокамера, ксерокс, 2 телевизора, 2 видеомагнитофона, 2 телефона и другое оборудование. По окончании проекта все это, как и мебель, отошло администрации Костомукши. Часть оборудования оставили во временное пользование молодежному движению “Зараза”.
Не хочу утверждать, что зарубежные партнеры дали деньги для того, чтобы растлевать наших детей, тем более что программа “Ступени сексуальности” изначально была создана для финских школ. Но из приведенных цифр очевидно: финские партнеры неплохо заработали на сексуальном просвещении костомукшских тинейджеров.
Кое-что перепало и администрации Костомукши, однако хотелось бы верить, что горячая защита чиновниками проекта “Зараза” объясняется прежде всего нежеланием нового обострения отношений с молодежью. Ведь в разгар конфликта различные молодежные организации города в едином порыве объединились против взрослых.
Конфликт исчерпан, но проблема – как вести с детьми разговор на деликатные темы – осталась. Допустим, появятся наконец хорошая программа по половому воспитанию, грамотные пособия. Но кто будет по ним учить детей? И как?
Кстати, номер “Танго смерти”, о котором шла речь вначале, в Карелии стал концертным хитом нынешнего года, удостоился всяческих наград и похвал от не последних в республике лиц.
Наталья МЕШКОВА
Костомукша
Комментарии