Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

А судьи кто? Почему возникает конфликт поколений и можно ли в нем выиграть

УГ - Москва, №23 от 5 июня 2018. Читать номер
Автор:

​Почему современные дети, которые не расстаются с телефонами и планшетами и, кажется, живут на всем готовом, лучше нас? Каждая эпоха порождает свое уникальное поколение, способное не только жить здесь и сейчас, но и совершенствовать и изменять мир вокруг себя.

По мнению ученых, люди, рожденные с 1981 года, принадлежат поколению Y, или, как его еще называют, поколению миллениума, которое было объектом самых пристальных исследований за всю историю. Это подтверждает немалое количество написанных книг и статей.На формирование личности поколения Y влияние оказали события 20-30-летней давности: переход страны к рыночной экономике, локальные военные конфликты, внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь, появление мобильной связи и Интернета. Отныне гласность уважается и приветствуется во всех ее проявлениях. Молодые родители поколения миллениума имеют гораздо меньше предрассудков о воспитании. Они не застали очередей в магазины, не пережили революции и войны и не понимают, как несколько лет можно копить на холодильник. Родители современных школьников убеждены, что интересы коллективного мышления не должны ущемлять их собственных. Поэтому они стремятся дать своим детям все сразу, и желательно уже в дошкольном возрасте. Дети, рожденные в 2000-х, относятся к поколению Z, или iGeneration, и совсем не похожи на своих родителей. Поэтому мы снова сталкиваемся с извечным и предсказуемым конфликтом. Испокон веков поколения спорят и доказывают свое превосходство. «Да, были люди в наше время, // Не то, что нынешнее племя…» – восклицал М.Ю.Лермонтов в 1837 году. Об этом же в 60-е годы XIX века писал И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети». Деды и прадеды, дожившие до наших дней и воевавшие с фашистской Германией, во всеуслышание заявляют о том, что современные юноши инфантильны и безответственны, тогда как в 41-м шестнадцатилетние мальчишки добровольцами рвались на фронт. А сейчас же ребята в погоне за крутыми селфи лезут на небоскребы, становятся зацеперами и безрассудно погибают. Но стоит ли по единицам судить обо всем поколении? Ведь существует множество примеров, доказывающих обратное. Ветераны первой чеченской войны часто рассказывают о 18-летних «карандашах» – юношах, которые бросались под пули и погибали там, где контрактники боялись высунуть головы. А сегодня в Сирии героически сражаются и гибнут молодые люди. Александр Прохоренко – один из многих. 26-летний офицер, который, чтобы не попасть в плен, вызвал огонь на себя. Его подвиг освещался во всех средствах массовой информации, в том числе и на Западе. Магомед Нурбагандов – молодой полицейский – отдыхал в лесу с родственниками, когда к нему подошли вооруженные бандиты, узнав, что он сотрудник полиции, поставили парня на колени и приставили пистолет. Преступники требовали, чтобы Магомед на камеру приказал своим коллегам перестать преследовать боевиков. «Работайте, братья!» – был его ответ, за которым тут же последовал выстрел. Выходит, и в наше время молодые не понаслышке знают, что такое мужество и отвага. И вот теперь на авансцену выходят «зеты» – представители совершенно нового поколения, школьники начальной и средней ступеней обучения. Поэтому именно педагогам в первую очередь нужно знать и понимать сильные и слабые стороны тех, чьи умы предстоит образовывать и развивать. Эти дети с годовалого возраста осваивают смартфоны и планшеты. Ведь их мышление заточено на использование новых цифровых технологий. И не стоит удивляться, если отсутствие Интернета или смартфона под рукой вызывает у этих детей чуть ли не физический дискомфорт. Очевидно, что данный факт является настоящим раздражителем для представителей родительской и учительской общественности. Но как с этим справиться? Современные дети не хуже и не лучше своих предшественников, они просто другие, и, значит, обучать их надо по-другому. Я, как преподаватель, разделяю мнение тех, кто считает информацию и доступность современных технологий самым ценным ресурсом в мире. А чтобы уметь этим пользоваться, необходима быстрота реакции. Современные школьники легко воспринимают текст, если он помещается на экран, – порционно, кратко, конкретно. Отсюда и феномен детской многозадачности. Ребенок, сидя за компьютером, способен одновременно общаться в чате, читать или смотреть любимый блог, искать необходимую информацию в Интернете, слушать музыку, делать домашнее задание и при этом еще что-то есть. Если учитель это понимает, то на уроках его не будут раздражать невнимательные дети, которые стремятся заняться на первый взгляд посторонними делами. Не стоит бояться перегрузить учеников быстро сменяющимися видами деятельности. Нынешние школьники избирательны и способны решать несколько поставленных задач одновременно.     Смотреть на мир глазами детей поколения Z – значит визуализировать и оживлять всю окружающую действительность. 3D-изображением их не удивить, а вот погружение в виртуальную реальность – то, что действительно впечатляет. Но учитель не должен этого пугаться. На самом деле все несложно. Достаточно купить и надеть на ребенка специальную маску-очки, и перед вами откроются потрясающие возможности для обучения своих учеников. «Плоский» урок – бессмысленный, если ученики не трогали, не чувствовали, не примеряли на себя получаемые знания. Сегодня в современных мегаполисах с каждым годом становится все меньше традиционных классических музеев. А если они и остаются, то начинают создавать интерактивные выставки, экспозиции и инсталляции. Это отнюдь не дань моде, а всего лишь подход, способный передать информацию людям нового поколения. В образовательный процесс любой школы включено олимпиадное движение, которое оказывает мощное воздействие на становление и развитие личности детей. Поколение Z легко увлечь, но непросто озадачить. Одна из его особенностей – глубокое погружение в обучение и познание окружающего мира. Олимпиады, конкурсы, любые образовательные вызовы дети принимают с радостью и задором. В московских школах ученики уже с первого класса имеют возможность исследовать, детально изучать предметы, конкурировать друг с другом в рамках олимпиадных движений. Современные дети не любят быть загнанными в рамки. Им достаточно дать направление и поставить цель. В процессе решения олимпиадных задач школьники самостоятельно выбирают пути и способы их достижения. Нельзя не вспомнить про глобальный образовательный ресурс «Московская электронная школа». Это принципиально новое обучающее пространство, в котором учебные заведения переходят на максимальное использование современных IT-технологий. Сплошные преимущества. Так почему же многие родители школьников с таким недоверием и опаской относятся к переходу на электронную школу? Опять же разница в идеалах, ценностях и конфликте отцов и детей. Многие представители старших поколений готовы мириться с рутинной и неинтересной работой ради будущего и откладывать хорошее на потом. Геймификация учебного процесса кажется им неоправданной, неудобной и излишней. А для детей это неотъемлемая часть жизненного развития. «В наше время такого не было!» – скажут многие. Так ведь не было и необходимости. Но было много другого, научного, интересного, важного – стремление к стабильности, всеобщее равноправие и надежда на светлое будущее. В последнее время в преподавательских кругах активно обсуждается весьма резонансная для общества тема – «Стратегия развития столичного образования на период до 2025 года». В чем же ее концепция? Отказ от классно-урочной системы (последователи Яна Амоса Коменского, крепитесь!), самостоятельное проектирование своей образовательной траектории, составление цифровой биографии на основании побед школьников, возникновение урбошколы и главное – искусственный интеллект против живого человека. Как стать новым учителем для новой школы? Не информатором и контролирующим звеном, как раньше, а мотиватором, модератором и генератором. Стратегия развития образования-2025 еще не создана, но запрос общества, в частности нового поколения, очевиден. Поэтому каждый готов менять и меняться. Учитель может (и должен, на мой взгляд) внести свою лепту в разработку и создание образа и содержания новой школы – школы для поколения Z. Мы часто слышим фразу: «Куда катится мир?» Но если задуматься, то катится – значит двигается. Из этого следует, что и нам нельзя оставаться на месте. Необходимо развиваться вместе с миром, его новыми людьми, новыми идеями, инновационными технологиями. Адаптироваться. Меняться. Не бояться. Елизавета ПЛЕЩЕЕВА, учитель начальных классов школы №1558 имени Росалии де Кастро


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту