Вопрос об оценке результатов общего образования имеет существенное значение для решения проблемы управления качеством образования. Если мы хотим достичь нового качества образования, то нам необходимо выяснить, в какой мере достигаемые результаты образования соответствуют существующим запросам. Но для этого следует предварительно ответить на два очевидных, но не очень простых вопроса. Что понимается под результатами общего образования? Кто может и должен оценивать эти результаты?
Комментарий «УГ»Оценка результатов общего образования – одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой. В этом вопросе не обойтись без мнения педагогической общественности.Мы открываем дискуссию об оценивании результатов общего образования. В новом учебном году в «УГ» пройдет «круглый стол» на эту тему.Уважаемые читатели, мы ждем ваших откликов на статью профессора Олега Лебедева. Что, по-вашему, должно быть объектом обязательной оценки образовательных результатов и что может оцениваться на добровольной основе?
Для ответа на поставленные вопросы надо сначала уточнить, что понимается под образованием. Если рассматривать образование как деятельность, то можно сказать, что ее результатом являются новые ресурсы обучающихся, которые приобретают какие-то новые возможности для решения значимых для них проблем. Но приобретение таких возможностей связано с расходованием ресурсов и самих обучающихся, и ресурсов общества, которое организует образовательную деятельность и рассчитывает при этом также получить какие-то новые возможности для собственного развития.
В данном случае мы будем рассматривать приобретения и ресурсные затраты обучающихся. К последним относится время, затраченное на образование, в том числе на обучение в школе, и которое могло бы быть использовано на другие виды деятельности, также имеющие существенное значение для развития личности. К указанным ресурсным затратам следует отнести изменения в состоянии здоровья учащихся, их эмоциональные переживания, обусловленные стрессовыми ситуациями, которые нередко возникают в образовательном процессе. Не надо забывать и о том, что бесплатное образование для семьи никогда бесплатным не было и что семьям учащихся нередко приходится оплачивать образовательные услуги, компенсирующие недостатки школьного образования.
Таким образом, под результатами образования (на личностном уровне) понимаются новые ресурсы обучающихся и цена приобретения этих ресурсов (время, здоровье, эмоциональные переживания, денежные затраты).
При оценке результатов образования принципиальное значение имеет ответ на вопрос о том, что именно приобретают учащиеся в процессе общего образования. В Педагогической энциклопедии, изданной в 60-е годы прошлого века, образование рассматривается как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков. Но такое определение образования не отвечает на вопрос о том, какие новые возможности приобретают при этом ученики. Можно сказать, что при указанном подходе смысл образования заключается в накоплении «строительного материала». В итоге обучающиеся приобретают некий склад стройматериалов, но при этом нет гарантии, что они смогут как-то их использовать.
Если рассматривать образование как деятельность, то его смыслом становится формирование у учащихся опыта решения проблем, который может быть использован за рамками образовательного процесса – в познавательной, трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой и других сферах деятельности. Ресурсы, которые приобретают ученики в процессе образовательной деятельности, заключаются в способности решать различные виды проблем разного уровня сложности. Разнообразие видов решаемых проблем обусловлено сложной структурой образовательной деятельности, которая включает в себя и познавательную, и коммуникативную, и оценочную, и организационную, и проектную деятельность.
Специфика общего образования заключается в формировании у учащихся опыта решения проблем, общих для всех людей, принадлежащих к определенной культуре, независимо от их профессиональной, социальной или национальной принадлежности. Вместе с тем общее образование формирует опыт решения проблем, общих для какой-либо социальной группы людей (для молодых людей, для проживающих в определенной культурной среде и т.д.). Общее образование объединяет людей общим видением проблем и способов их решения. При этом у каждого учащегося складывается индивидуальный опыт освоения социальной практики.
Если рассматривать общее образование как формирование у школьников опыта решения разнообразных проблем, то надо признать, что подобный опыт невозможно сформировать только за счет изучения учебных предметов. В сложившейся практике при изучении учебных дисциплин доминирует ориентация на формирование опыта решения учебных проблем и на жесткую регламентацию деятельности учащихся, неизбежно ограничивающую их самостоятельность.
Изучение учебных предметов недостаточно для формирования полноценного опыта решения коммуникативных, организационных, нравственных и даже познавательных проблем. В связи с этим нельзя ставить знак равенства между понятиями «общее» и «школьное» образование. Общее образование включает в себя и формальное (школьное), и неформальное (дополнительное), и информальное (жизненный опыт) образование.
Нельзя ставить знак равенства и между содержанием школьного образования и уроков по различным учебным дисциплинам. Существенную роль в формировании у учащихся опыта решения проблем играют «уроки школы» – уклад школьной жизни, оказывающий сильное влияние и на способы поведения учащихся, и на их отношение к школьной жизни, к образованию и к самим себе.
В структуре опыта решения проблем, которые формируются в образовательной деятельности, можно выделить следующие основные компоненты: ценностные установки, выработанные учащимися (в частности, определение круга личностно значимых проблем); образовательное пространство, освоенное учащимися (совокупность источников информации, доступных для учащихся); способы деятельности; знания о явлениях действительности (сведения, понятия, взаимосвязи); знания о своих возможностях (познавательных и креативных).
Формируемый в образовательной деятельности опыт учащихся имеет иерархическую структуру. Ее нижние уровни составляет опыт решения различных функциональных проблем, связанных с реализацией той или иной социальной роли – учащегося, потребителя, работника, избирателя и т.д. Средние уровни составляют опыт решения универсальных проблем, не связанных с какой-либо конкретной социальной ролью (например, нравственных, эстетических, мировоззренческих, организационных и т.д.). Верхний уровень в данной иерархии занимает опыт самоопределения личности – своей социокультурной идентичности, гражданской позиции, жизненных планов и целей.
Содержание сформированного опыта определяет достигнутый учащимся уровень образованности, который можно рассматривать как интегративный результат образовательной деятельности. Уровни образованности учащихся различаются прежде всего широтой круга и сложностью проблем, которые они способны решать на основе освоенного социального опыта. Низкий уровень образованности характеризуется способностью решать известные учебные проблемы, наиболее высокий – способностью решать новые проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе самостоятельного конструирования способов деятельности.
Таким образом, основными объектами анализа результатов образовательной деятельности являются: достигнутый учащимися уровень образованности; отдельные элементы опыта, сформированного у учащихся в процессе образовательной деятельности; «цена» достижения образовательных результатов.
Результаты образовательной деятельности могут быть планируемыми и непланируемыми. Например, «цена» достижения образовательных результатов в современной педагогической практике вообще не планируется. Непланируемые результаты проявляются также в образовательных результатах, которые не совпадают с педагогическими целями или даже противоречат им (например, оценка отдельных явлений культуры, социальной жизни, которая на самом деле формируется у учащихся, может быть противоположна тем оценочным выводам, которые в школе пытались навязать ученикам). Следует подчеркнуть, что непланируемые результаты образовательной деятельности нередко являются и незамечаемыми результатами, которые игнорируются в управленческой практике, вследствие чего возможности управления качеством образования существенно снижаются.
Многообразие результатов образовательной деятельности обуславливает необходимость различать две задачи – анализа результатов и их оценки.
Первая задача заключается в выявлении всех реальных результатов образовательной деятельности и их объяснении. Это исследовательская задача, которая должна решаться на разных уровнях управления образованием – от образовательного учреждения до федеральных структур. Предметом исследования в данном случае могут быть не только сами результаты, но и оценка значимости этих результатов участниками образовательного процесса (в том числе учащимися) и социальными структурами, не входящими в образовательную систему.
Вторая задача касается аттестации учащихся, индивидуальной оценки результатов их образовательной деятельности. Такая оценка может быть количественной (в баллах) и качественной. Предмет количественной оценки – соответствие достигнутых образовательных результатов планируемым; предмет качественной оценки – достижения и возможности учащихся. Не все образовательные результаты могут быть объектом индивидуальной оценки. Понятно, что ценностные установки учащихся не могут оцениваться в баллах, хотя могут быть объектом педагогического анализа.
Количественные оценки результатов образовательной деятельности учащихся могут быть обязательными и добровольными. В первом случае какие-то результаты оцениваются обязательно, во втором – по желанию ученика (на этом основывается свобода выбора части экзаменов). Объектом обязательного оценивания должны быть результаты, достижение которых необходимо для продолжения образования и для сознательного выполнения гражданских обязанностей (с этой точки зрения, не очень понятно, почему в состав обязательных экзаменов входит математика и не входит обществознание). Объектом добровольного оценивания могут быть достижения учащихся, уровень которых имеет значение для получения профессионального образования определенного профиля.
Объектом качественной оценки могут быть достижения учащихся не только в учебной, но и в других видах образовательной деятельности. Это добровольная оценка, конкретные объекты которой определяются самим учащимся (или его родителями).
Субъектами количественных и качественных оценок должны выступать как педагоги, непосредственно участвующие в образовательном процессе (а потому имеющие возможность заметить индивидуальный прогресс ученика), так и независимые эксперты, способные соотнести индивидуальные результаты ученика с установленными нормами и/или существующими представлениями об образовательных достижениях учащихся.
Анализ сути результатов образовательной деятельности показывает, что оценка деятельности школы не может основываться только на индивидуальных оценках результатов, полученных учащимися. Образовательные стандарты нового поколения должны дать четкие ответы на вопросы о том, кто отвечает за выявление и анализ всей совокупности результатов образовательной деятельности, чем ограничивается содержание итоговой аттестации учащихся, что должно быть объектом обязательной оценки образовательных результатов и что может быть объектом оценивания, осуществляемого на добровольной основе.
Ответы на эти вопросы позволят решить проблему выбора методов выявления реальных результатов образовательной деятельности, которые не могут быть представлены лишь контрольно-измерительными материалами для проведения ЕГЭ.
Олег ЛЕБЕДЕВ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Комментарии