search
main
0

А строгость может быть мягкой

​Я молодой специалист! И не просто «специалист чего-то», я учитель! Быть учителем всегда почетно, но в наше время это еще и очень сложно.

Наш темп жизни, само время диктуют новые условия работы: нужно быть не только человеком-энциклопедией, но и человеком-компьютером. Учитель в современных реалиях становится универсальным работником, умеющим практически все. Люди по-разному выбирают профессию учителя. Для меня это семейная профессия. И как дети артистов становятся артистами (и даже известными), так и я стала учителем и воспитателем. Для меня другого пути не было. Учеба в институте дает человеку основания для жизни. Многое переосмысливаешь, на многое смотришь по-другому. Я предполагаю, что первый год в школе для многих становится испытанием, поэтому довольно большое число выпускников вузов из школы уходят или в школу не идут изначально. Мне повезло и не повезло. Я пришла работать в привычную для меня мою школу. Здесь все мне известно, здесь я ко всему привыкла, ничто меня не раздражает, не выбивает из колеи, не кажется странным. Не повезло, потому что трудно становиться коллегой моим учителям. Большинство мам моих детей старше меня. У Ксюшиной мамы шестеро детей, старший Ксюшин брат старше меня. Поначалу мне было трудно: мамы были опытные, я – нет. Поначалу мамы даже детей не хотели отдавать молодой учительнице! Приходили все проверять, не понимали, что мне мешают. Все мамы и папы учились в разное время, в разных городах, в разных школах, у разных учителей. Но их так же, как меня, не может не интересовать проблема – как не потерять во всех информационных технологиях и проектах связь с ребенком. Мне все время приходилось думать, как построить с детьми такие отношения, чтобы они чувствовали и видели во мне не только учителя, но и друга, как не потерять в глазах учеников авторитет, при этом не став для них злым гением. Конечно, мне казалось, что в своих действиях стоит опираться на опыт ученых, написавших не один труд по педагогике. Но, придя к детям, пообщавшись с ними, я поняла, что только собственный опыт поможет мне ответить на все эти вопросы. Секрет моего успеха очень прост – это строгая мягкость. Нужно вовремя собрать детей, организовать их, но для этого не стоит быть чересчур строгой и жесткой. Так интересно получилось, что большинство моих коллег – выпускники моей школы, а трое даже из одного класса! Мы часто собираемся вместе, многое делаем вместе, и совместные беседы нам помогают! Я слышала, что у многих молодых учителей есть проблемы с дисциплиной. Думаю, что на это есть разные причины: мягкость характера, равнодушие или излишняя истеричность – когда учитель кричит, а ученики на него смотрят и смеются. Ни у кого из моих коллег трудностей с дисциплиной нет, хотя все мы учителя строгие. Я думаю, и мне, и моим коллегам помогает строгая мягкость. Мне всегда казалось, что в своих действиях учителю стоит опираться на опыт ученых, создавших не один труд по педагогике. Но когда перед тобой толпа самых разных мальчиков и девочек, а за ними туча мам, пап, бабушек и дедушек, как-то забываешь про труды по педагогике и просто теряешься. Дисциплина в классе дает возможность правильно и планомерно работать как целому классу, так и каждому ученику в нем. Классная дисциплина – залог покоя в семье. Одно дело, когда счастливый, красивый, спокойный ученик приносит домой дневник с пятерками. Другое – когда врывается зареванное, измазанное существо и ругает всех: одноклассников, учительницу, школу. Тогда трудно родителям. Я стараюсь, чтобы ребенок не начинал путать чувство страха и уважения (мне кажется, что любому человеку будет неприятно, когда его боятся, а не уважают). При этом не стоит перегибать и в неформальном общении с детьми, так как очень быстро можно превратиться из учителя в одноклассника. У меня есть два приема для наведения дисциплины, как в театре, – пауза и взгляд. Это лишь только кажется, что, когда дети увидели компьютеры, они тихо сели и тихо стали заниматься. Неправда, они влетели, как вихрь, и стали делить лучшее место (как будто такое место бывает). Я останавливаю детей взглядом и просто молчу. Хотя эту фразу теперь я должна была написать в прошедшем времени. У нас нет проблем с дисциплиной. Мы любим друг друга. У нас покой и порядок. И мне многое удается в неформальных отношениях. Я убеждаюсь, что нужно уметь совмещать и равно дозировать как строгость, так и мягкость, сочетать любовь и дисциплину. Ведь баланс во всем – залог успеха. Дети должны чувствовать, что учитель любит их и что налагаемая на них дисциплина предназначена для их же блага. Вы всегда сумеете в нужный момент и организовать детей, и расположить их к дружеской беседе, а они в ответ всегда будут уважать вас как учителя и ценить как друга. Я считаю, что дети в школе должны как можно больше говорить. Поэтому беседы во внеурочное время не только сближают меня и моих учеников, но и развивают каждого из ребят, способствую включению семьи в процесс детского развития. Как и многие учителя, я сторонник большого количества детских экскурсий. Экскурсии мои и моего класса никогда не бывают просто выездами для отдыха. Мы стараемся всегда что-то видеть и что-то делать. Я выбираю такие экскурсии, где дети могли бы вступать в общение, устанавливать социальные контакты, отрабатывать навыки поведения, социальной культуры. Безусловно, мои ученики не слышат и не произносят подобных взрослых слов. Они просто с каждым годом становятся все лучше и лучше. Все, кто с ними встречается, говорят: «Какие милые!» И действительно, они все более выдержанные и интеллигентные. Таким образом, строгая мягкость дает свой важнейший результат – совершенствование человека, воспитание социализированной личности.  Для себя я выбираю активную позицию. Я считаю, что каждый учитель не может не определить для себя свое педагогическое кредо. Моя строгая мягкость – это сочетание внешней мягкости со строгим отношением к важным моментам человеческой жизни. Это сочетание внешней строгости с мягким отношением к сущности детской жизни. Строгая мягкость касается внешней формы взаимоотношений. В плане практического построения курса обучения и воспитания в начальной школе я выбираю последовательность, глубинное изучение предметов, развитие. И конечно, любовь! Попробуйте ПОЛЮБИТЬ трудного ребенка и все получится! Светлана КАЧУРО, учитель начальных классов школы №1145 имени Фритьофа Нансена

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте