Прочитал в «УГ» от 15 июля данные опроса «Должна ли администрация предупреждать учителя о том, что собирается прийти к нему на урок?» и вспомнил об эпизоде из своей практики.В 1986 году, имея на руках красный диплом учителя иностранных языков и удостоверение о прохождении школы педагогического мастерства опытнейшего учителя начальных классов Нины Костроминой, я стал работать в первом классе родной 8-й школы. К тому моменту я уже поступил заочно на факультет начальных классов пединститута.
Через 2-3 недели моего дебюта директор Галина Максимовна сообщила, что пожалует на третий урок. Я этого ожидал, конечно. Мое появление в должности учителя начальных классов явно озадачило всех окружающих. Красный диплом (про два года очной аспирантуры по английской филологии я уж умолчал) – и вдруг такое «падение» до педагогического уровня, на котором работали с дипломами педучилища. Объяснениям, мол, хочу видеть заинтересованные глаза детей и отдачу, слабо верили. А я действительно, пройдя педпрактику в качестве учителя английского языка, был разочарован, с ужасом увидев, что стремление изучать английский отмечалось не более чем у 20 процентов ребят. (Это позже я понял, что думающий учитель может пробудить интерес к иностранному языку практически у каждого.) …Директор просидела у меня на уроке математики, делая записи по ходу работы. На перемене она озвучила их. Это был доброжелательный и методически полезный для меня разбор. Урок в основном понравился, но были и замечания. Когда Галина Максимовна выходила из класса, пожелав удачи, я спросил: «А можно прийти на ваш урок?» Просьба оказалась явно неожиданной. Но услышал, что могу прийти завтра на урок в 10-м классе. Это был традиционный урок закрепления пройденного. В целом все работали ровно, уверенно. Я слушал, наблюдал и что-то записывал. Мне была важна методика работы. Я уже успел узнать от коллег, что Галина Максимовна сильный математик.Не буду лукавить! Напросившись на урок к директору, я, как человек азартный и честолюбивый, захотел еще и «вернуть мяч на поле противника». Вы хотите проверить уровень моей подготовки? А я хочу проверить заявленный высокий уровень вашей квалификации.Уверен, директор поняла ход моих мыслей. На заседании педсовета она подробно рассказала о результатах проверки работы молодых учителей. Тогда я впервые услышал лестные слова в свой адрес. О моем посещении ее урока она не обмолвилась. Впрочем, эта новость быстро распространилась, и меня атаковали вопросом: «Как это ты сам взял и напросился?!» Я спокойно отвечал, что, как известно, уроки администрации, заслуженных учителей, учителей-методистов открыты всегда. Кто-то спросил: «А последствий не боишься?» Ответил, что считаю директора человеком умным и порядочным. Это и подтвердилось. С Галиной Максимовной Рябых, моим бывшим директором, я сохранил хорошие и доверительные отношения на долгие годы. Общаемся и сейчас.Владимир ГАЛЬЦЕВ, учитель, Ессентуки, Ставропольский край
Комментарии