search
main
0

А результат не заставит ждать. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроках различных типов

Уроки с объяснением нового материала. Основной акцент делается на возможность использования огромного количества наглядного материала. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»! Фотографии позволяют показать ученику реальность происходящих событий, их жизненную необходимость, практическую значимость науки. Ребята видят своими глазами, что физика действительно вокруг нас. Яркие запоминающиеся схемы, которых нет в учебниках, нет на плакатах (их столько не нарисуешь!), позволяют ученику лучше усвоить тему, выделить из нее главное. Видеозаписи физических экспериментов дают возможность более детально изучить суть физического явления, а также увидеть опыты, которые не всегда есть возможность провести на уроке.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).Электронное приложение

II. Закрепление нового материала

Обычно закрепление материала происходит во второй части урока, после объяснения. Оно сопровождается различными вопросами, дополненными иллюстрациями. Удобно использовать мультимедийный проектор при работе с графиками, так как такой вид деятельности вызывает затруднения у ребят. Ученикам очень нравится решать кроссворды, особенно на компьютере. Заполнение обобщающих таблиц, создание схем тоже способствует лучшему усвоению материала.

Ко всем урокам я предлагаю карточки. Их можно раздавать учащимся в распечатанном виде, можно заполнять на компьютере, а можно, ориентируясь на них, делать записи в тетради. Можно использовать карточку частично. Возможна оценка заполнения карточек. Все это на усмотрение учителя. Карточки позволяют отвлекаться от компьютера, это идет на пользу здоровью. Кроме того, использование карточки помогает ученикам еще раз повторить, вспомнить изученный материал, обобщить полученные знания.

III. Уроки решения задач

Как тяжело решать задачи целый урок! Используйте широкие возможности новых информационных технологий. Во-первых, можно организовать моментальную проверку, спроецировав решение на доску. Во-вторых, можно придумать не совсем традиционные способы работы с задачей. Давайте попросим ребят заполнить недостающие фрагменты решения задачи прямо на компьютере (или на карточке), а потом вместе с помощью проектора проверим на доске. Мы сразу видим, как оживились дети. А потом усложним им задание – попросим найти ошибку в решении задачи! А еще можно попробовать по готовому решению сформулировать условие задачи.

IV. Лабораторные работы

Слайды оказывают хорошую помощь учащимся при проведении лабораторной работы. Компьютерная инструкция помогает грамотно организовать эксперимент. Ученики чувствуют уверенность в своих силах и выполняют работу с удовольствием.

V. Тестовые и контрольные работы

Любой учитель знает, что, уходя после контрольной работы, ребята пытаются свериться с ответами, спрашивают у преподавателя или одноклассников, как решить неполучившуюся задачу. Ответить всем невозможно. У ребят тревога на душе. Вот и следующий урок. Половина детей позабыли, что была контрольная работа. Другая часть интересуется полученной оценкой. И лишь единицы хотят узнать свои ошибки. А как было бы замечательно сразу же, в конце урока, проверить контрольную работу, по «свежим следам» разобрать решения задач. Но как это сделать, если времени мало? И тут на помощь приходит программа создания тестов, тестовых контрольных работ, которая моментально показывает ребятам результат. Каждый ученик видит, в каком вопросе он сделал ошибку, какую задачу решил правильно, а какую, может быть, и нет. Учитель тоже видит результат. И тут же проблема разрешается. С вычислительными задачами дело обстоит немного сложнее. Но и здесь есть выход – решения задач можно спроецировать на доску, или ребята могут посмотреть их на компьютере. Ученик замечает, где он допустил ошибку: в начале задачи или просто неправильно выбрал ответ. Такая работа над ошибками более эффективна.

VI. Викторины

Викторину, как показывает мой опыт, очень полезно проводить на уроках обобщения знаний, особенно перед контрольными работами. Играя на уроке, ученики живут, и живут именно нашим уроком. Набранные в игре баллы зажигают команды. Дети, сами того не замечая, мыслят, запоминают, повторяют. Автоматический подсчет набранных командами баллов экономит драгоценное время. Учителю важно не полениться, подготовить викторину. А результат не заставит себя ждать. Его вы увидите на следующем уроке.

VII. Уроки-игры, путешествия

Это чаще всего обобщающие уроки. Их можно умело сочетать с углублением изучаемого материала. При проведении игровых уроков можно использовать известные ученикам виды игр из телевизионных программ. Ведь дети всегда мечтают об участии в такой игре. А использование проектора позволяет сделать игру реальной, настоящей, насыщенной фотографиями, рисунками и видеосюжетами.

Мои уроки построены с учетом всех этих целей и возможностей.

Я стараюсь, чтобы уроки были насыщены множеством вопросов и заданий, заранее подобранных из разных источников. Это позволяет мне вести активный диалог с учащимися и сразу видеть, понятна детям тема или нет, усвоили ли они новые понятия или законы.

Работа с презентацией на уроке не только позволяет все увидеть собственными глазами, но и расположить материал логически грамотно, что окажет неоценимую помощь учителю. Однако внедрение новых компьютерных технологий не означает, что они заменяют традиционную методику. Применяю новейшие технологии не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.

Для эффективного усвоения материала деятельность учащихся необходимо постоянно контролировать, менять формы работы, иначе даже урок с использованием компьютера станет привычным и неинтересным. Не думайте, что, увидев презентацию на уроке, ученики сразу начнут ее радостно изучать. Это не так, хотя, конечно, у современных детей очень высок интерес к компьютерам. Надо этот интерес умело использовать в обучении. Грамотное ведение урока физики в компьютерном классе или с использованием проектора повышает эффективность обучения.

Для объяснения нового материала, конечно же, можно использовать и готовые интерактивные уроки. Но, наверное, каждый учитель хочет по-своему преподнести своим ученикам новый материал. Это и заставляет меня создавать собственные презентации к уроку.

Я хочу предложить вашему вниманию материалы для первого урока «Температура» темы «Тепловые явления»

(8-й класс) – пример карточки к уроку и презентацию к занятию (на сайте www.ug.ru в качестве электронного приложения к сценарию). Стимул для изучения темы «Тепловые явления» – естественное стремление человека к теплу, домашнему очагу. Эта тема открывает дополнительные возможности для эстетического воспитания школьников, для межпредметных связей, ребята получают множество практических советов, которые помогут им в будущей жизни. Школьники видят, что физика и наша жизнь неразделимы. Мы постоянно говорим о вещах, окружающих нас. Наука уже не ограничивается рамками учебника, а выходит в реальную жизнь. Я думаю, что при проведении таких уроков в мире учителя и ученика действительно прибавляется тепла и взаимопонимания.

Елена РЕДИНА, учитель физики и информатики фокинской средней школы №3, победитель XI конкурса «Сто друзей», Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте