search
main
0

А поговорить?..

Дайте же возможность детям пообщаться друг с другом!

Торжественное открытие образовательного центра «Сириус», как мы помним, состоялось 1 сентября 2015 года. Как заявил присутствовавший на этом мероприятии Владимир Путин, центр «…должен стать ключевым звеном в нашей общенациональной системе поддержки талантливых, деятельных ребят, служить ориентиром для всех регионов, задавать современные стандарты для школ с углубленным преподаванием отдельных предметов».

В самом деле задумка была замечательная: собрать в одном месте ребят, показавших в своих регионах лучшие результаты в спорте, искусстве, науке, и дать им, таким разным, возможность общаться, делиться тем, что у них получается лучше всего, помогать друг другу осваивать новые пространства и миры. Каждый педагог знает, что традиционно «физики» общаются только с себе подобными, ребята, увлекающиеся спортом, почти все время проводят с такими же, как и они, спортсменами, музыканты вращаются в кругу музыкантов – и все они имеют весьма смутное, а то и предвзятое представление о том, чем занимаются другие. А ведь, как известно, самое интересное всегда находится на стыке, более того, человек искусства способен взглянуть на проблемы спорта или науки совсем иначе, чем сами чемпионы и ученые. Да и будущим химикам или географам тоже может быть интересен и полезен мир изобразительного искусства, скульптуры, физической культуры.

Словом, в идеале должно было быть именно так. Приезжают узкие специалисты, уезжают люди, границы познания которых значительно расширены совместными усилиями.

Но, к сожалению, эта прекрасная идея, как и многие другие, столь же прекрасные, реализуется с большим скрипом. Послушайте, что говорят сами ребята.

Виктория ГУМЕННИКОВА, ученица 10‑го класса Физико-технического лицея имени Петра Леонидовича Капицы, Долгопрудный, Московская область:

– Я тоже была на «Больших вызовах» в 2018 году, но я не согласна с коллегой, потому что мне удалось поддерживать общение с ребятами и из искусства, и из спорта. Возможно, времени на это и не было специально предусмотрено, но мы все же часто пересекались в свободное время на улице. Я по жизни очень общительный человек, мне интересно общаться с разными людьми. Хотя, повторюсь, специально условий для полноценного общения и обмена опытом между кластерами нам никто не создавал, в программе этого предусмотрено не было. Разве если только время досуга, когда каждый мог делать то, что хочет. А занятия как таковые проходили только внутри своих направлений. У нас не было цели непременно обменяться опытом с кем-то из искусства или спорта, все это было отдано исключительно на личную инициативу.

Даниил ШЕСТОПАЛОВ, ученик 10‑го класса лицея №33, Ивановская область:

– В «Сириусе» я был в 2016, 2017, 2018 годах, в математической смене. В первый год получилось так, что я на неделю попал в лазарет, и как раз там познакомился с одним парнем из спортивного направления, хоккеистом, мы очень весело провели время, он много интересного рассказал о том, как у них проходит смена, а я ему рассказал о математике. Это был хороший обмен опытом. Но я бы не хотел еще раз оказаться в лазарете для получения такого опыта, потому что пропустил важные занятия по математике. В другие годы я, слава богу, не болел, но общение старался поддерживать, потому что из моего региона туда ездили ребята-шахматисты, у них тоже были друзья-спортсмены, которые рассказывали друг другу разные интересные вещи. Это была именно наша собственная инициатива, хотя в декабрьской смене у нас устраивали и общие лекции для всех направлений, также проводились интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?» или подвижные спортивные игры, в которых участвовали ребята из разных направлений. И команды можно было набирать из кого угодно. Были и дополнительные возможности познакомиться, например, на занятиях кружка настольных игр, и там больше всего было общения.

Виолетта ОСИПЕНКОВА, ученица 11‑го класса Университетской гимназии МГУ, Москва:

– Я тоже была на математических сменах в «Сириусе» в 2016, 2017, 2018 годах, а также на смене «Большие вызовы» в 2017 и 2018 годах. На проектных сменах, летом, очень жесткий тайминг, никогда ничего не успеваешь. Единственная возможность с кем-то познакомиться и пообщаться – дополнительные кружки, где можно смотреть вместе фильмы, делать роботов и так далее. Но, полагаю, ребят интересовали прежде всего сами кружки, а те, кто их посещал, – во вторую очередь. И желающих перенять опыт на смене, посвященной проектной деятельности, ни у кого, кроме учеников из направления науки, не было. А вот что касается математических смен, тут другое дело, тут мы все вместе – и спортсмены, и художники, и ученые. И многие дети, приехавшие на математику, оказываются на занятиях по искусству или спортивных тренировках, обретают многих друзей из разных направлений. Хотя, если смотреть трезво, для полноценного обмена опытом и изучения содержания чужих направлений в «Сириусе» элементарно не хватает времени. Было бы его побольше – и эффект был бы иным. А на лекциях, где присутствуют ребята из разных направлений, общаться нельзя, можно только слушать и записывать. Общение возможно только между занятиями, а за это время нельзя ни человека узнать, ни понять толком, чем и как он занимается. Думаю, надо организовывать отдельные часы общения для всех и давать какую-нибудь тему, в процессе обсуждения которой можно было бы узнать друг друга. Например, обсуждать какой-нибудь фильм или какую-нибудь проблему.

Дарья КРУТЬ, ученица 11‑го класса лицея №1580 при МГТУ имени Баумана, Москва:

– Я была на смене «Большие вызовы» этим летом, в 2019 году. Мои впечатления отличаются от того, что рассказывали здесь. В этом году было организовано много кружков, на которых как раз можно было тесно взаимодействовать. Понятно, что не все ходят на все кружки, тут у каждого свои интересы, но возможность была, и занятия по дебатам и ораторскому искусству получались очень интересными для всех – и спортсменов, и музыкантов, и химиков. Также с этого года у нас были отчетные выступления. Мы показывали свои стендовые работы ребятам из искусства, ходили на их отчетный концерт, а спортсмены-хоккеисты учили нас кататься на коньках и не падать. Все досуговые инициативы мы тоже старались организовывать вместе. Наверное, чтобы от всего этого был тот эффект, который организаторы предусматривали изначально, нужно создавать условия и давать возможность людям как можно чаще пересекаться в совместной деятельности. Но, думаю, мне с этим было проще, потому что я тоже человек общительный. А если кто замкнут, то его никто и трогать не будет. Их надо вовлекать, пусть и ненавязчиво, делать так, чтобы они заинтересовались, захотели рассказать о том, чем занимаются, другим ребятам.

Никита АЛЕКСАНДРОВ, ученик 11‑го класса Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей, Оренбургская область:

– В «Сириусе» я был в 2019 году на образовательной проектной смене «Большие вызовы». Мы там встречались со своими ровесниками из разных направлений. Я представлял науку, поскольку занимаюсь материаловедением, другие были из искусства, спорта. Мне повезло общаться с ними, также я видел, как и другие ребята общались, делились впечатлениями друг с другом. Правда, со спортсменами пересекались очень мало, зато с музыкантами и художниками – часто. Но это в большей степени было именно нормальное межличностное общение, потому что какие-то профессиональные темы мы обсуждали именно со своими, из науки.

Екатерина МОЛОДЕЦКАЯ, ученица 11‑го класса лицея №112, Барнаул, Алтайский край:

– Я тоже была на смене «Большие вызовы», но в 2018 году. И тоже в научном кластере. К сожалению, времени общаться с кем-либо, помимо своих, практически не было. Весь день мы находились в здании, где занимаются наукой, а спорт и искусство были в других зданиях, и мы не могли с ними пообщаться даже в гостинице, потому что жили в разных местах, далеко друг от друга. Но, мне кажется, даже если бы жили рядом, все равно времени на полноценное общение и обмен каким-то опытом у нас не было, очень насыщенная программа, не предусматривающая такого рода взаимодействий. Да и, если честно, лично мне оно и не надо, мне интереснее работать со своими, из науки.

…Итак, сами дети жалуются, что «условий для полноценного общения и обмена опытом между кластерами нам никто не создавал». А если у кого-то это и получилось, то только благодаря их собственной инициативе, как говорится, «не благодаря, а вопреки». Но разве это не противоречит в корне изначальным установкам, на базе которых «Сириус» и создавался? И что надо сделать, чтобы эти установки «заработали» в полную силу?

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте