search
main
0

А план-то липовый

«Ну что, сразу сволочью воспитывать или погодить немного?» – спросила меня подруга, родив первенца. Нам, вышедшим во взрослую жизнь после школы В.А.Караковского, открылось, что ныне преуспевают отнюдь не самые высоко моральные и нравственные люди. Конечно, насчет «сволочи» это была шутка корявая такая. Дети моей подруги выросли хорошими и деятельными людьми.

О многом заставила поразмышлять статья Сергея Полякова «Педагогика выше политики», опубликованная в «Учительской газете» от 23 июня 2020 года. Вопрос воспитания сейчас стоит весьма остро. Теперь я могу сравнивать свою школу, школу и лицей, где учились мои дети (а я там работала преподавателем английского языка), и школу моего внука.

Даже в прекрасном лицее «Школа ИКС» («Интеллект, красота, совесть») с воспитанием было много неясностей. В лихие девяностые идеология была полностью изгнана, не было уже ни пионеров, ни комсомольцев. Да, были у нас замечательные литературные салоны, капустники, дни лицея, поездки в Питер, на Бородинское поле. Нам, классным руководителям, уже первого сентября предлагали написать план еженедельных классных часов. «Хорошо, – говорю я завучу, – тема первого – «Все о розгах». Та реагирует нервно: «Вам бы все шутить, Ирина Георгиевна». Я завуча понимаю, с нее требуют, она требует с нас. А ведь обе мы понимаем, что план-то будет липовый. В классе проблемы возникают постоянно, вот их-то мы и обсуждаем с детьми. А на уроках английского максимально используем для дискуссий темы разделов учебника: «Выбор профессии», «Меня не понимают родители», «Самый счастливый человек» и другие… И хорошо, что еще тогда на столе лежала «Учительская газета», которую умный директор выписывал для лицея.

Конец относительного благоденствия наступил, когда нам объявили свыше, что мы теперь «предоставляем образовательные услуги». И чем дальше, тем труднее стало делать по воспитанию то малое, что нам удавалось ранее. Что касается внука, то, поверьте, он учился тоже не в худшей школе. Было много кружков (спортивные, театральный, танцевальный и прочие на все вкусы). Но внятных воспитательных целей не просматривалось, а директор вообще был без педагогического образования. Классные часы типа «Урок знаний» и прочие были в обязательном порядке, но от внука я не смогла добиться, о чем конкретно шла речь на них.

А вот родители в эпоху предоставления образовательных услуг стали предъявлять больше претензий: этого учителя убрать, он нас не устраивает, а этот вроде устраивает, но много задает на дом. Какое уж тут воспитание, когда нет согласия между школой и семьей?! Впору говорить о воспитании родителей. Последние веяния цифровизации школы вообще вызывают опасения не только у меня, но и у многих коллег. А что, если сверху пойдут разнарядки без учета особенностей каждой конкретной школы и ее традиций?

Никаких открытий делать не надо. Лучшие педагоги написали про воспитание замечательные книги. Вот и книга «Грани воспитания» В.А.Караковского по-прежнему актуальна.

Ирина ВОЛКОВА, выпускница школы В.А.Караковского, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте