search
main
0

А педагогическое сообщество – против

В прошлом номере «Моего профсоюза» шел разговор о предполагаемом введении штатно-окладной системы оплаты труда учителей. Мы предоставили трибуну автору концепции – советнику министра образования РФ Анатолию Пинскому, первому заместителю министра Григорию Балыхину и другим заинтересованным лицам. Точка в дискуссии не была поставлена. Сегодня свое мнение высказывают педагоги из разных уголков страны, ученые и профсоюзные лидеры.

Тульская область

ПЕРЕГРУЗОК – МЕНЬШЕ, БЕСПРИЗОРНИКОВ – БОЛЬШЕ?

Для начала рассмотрим тезис о том, что учителя стремятся работать больше, увеличивая тем самым нагрузку на учеников. Больше часов, чем предусмотрено в учебном плане, ввести в сетку нельзя. Педагоги ведут много уроков потому, что есть вакансии в школах, возникающие из-за оттока кадров. В доперестроечные времена средняя нагрузка учителя составляла 22-24 часа в неделю, а запредельной тогда считалась нагрузка в 28 часов. Учебный план для 10-го класса в 1971-1972 учебном году содержал 34 обязательных часа + 4 часа факультативов, итого – 38 часов при шестидневной неделе.

Нынешний БУП для 11-го класса средней школы содержит 36 часов при шестидневной неделе и 33 часа – при пятидневной. Таким образом, о «запредельной» нагрузке не может идти речи. Тем более что в некоторых школах уроки имеют продолжительность 35 минут, что при шести занятиях в день дает сокращение 3 часа в неделю.

Понятие перегрузки вообще весьма субъективно. Способные ученики, занимающиеся с интересом, легко выдерживают нагрузки, существенно превышающие среднестатистические. Учащиеся, страдающие разными легкими формами задержки интеллектуального развития (а таких очень много), с трудом справляются с минимальным объемом нагрузки. Если ориентироваться на отстающих, то можно растерять интеллектуальную элиту.

Вузовская система оплаты труда не подходит школе, так как рассчитана на совершенно другой контингент обучающихся. Студенты – это взрослые люди с устоявшимися интересами. Поэтому воспитательная работа в вузе не так нужна и актуальна, как в школе, где она зачастую становится основным видом деятельности учителя.

Предлагаемая система оплаты труда нанесет непоправимый удар по профилактике беспризорности и безнадзорности. Сейчас в школах есть социальные педагоги, психологи, освобожденные классные руководители. Люди, занимающие эти должности, знают все проблемы неблагополучных семей, социального сиротства. В ходе предполагаемой реформы эти ставки будут ликвидированы, миллионы неблагополучных детей могут пополнить армию беспризорников.

Григорий РОМАНОВ, начальник управления образования города Алексина и Алексинского района

Новокузнецк

Детям нужна смена обстановки

Нецелесообразно обязывать учителей вести кружки, которые не желают посещать дети. Далеко не каждый педагог готов открыть творческое объединение с учетом их склонностей, способностей и возраста.

Так ли много проводится экскурсий, чтобы за их счет обеспечить недостающий объем нагрузки? К тому же какие могут быть экскурсии на селе, в малых населенных пунктах?! А на выездные экскурсии по России бюджетные средства, как правило, не выделяются.

«Втягивание» в школьную систему части средств, идущих ныне на финансирование учреждений дополнительного образования, неоправданно. В школе нет высококвалифицированных специалистов, способных реализовать запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги. Кроме того, учащиеся не могут долгое время работать в одних и тех же условиях (здание, кабинет, педагог). Детям нужна смена обстановки. В учреждениях дополнительного образования они находятся в особой творческой атмосфере, там они восстанавливают затраченные в школе умственные и физические силы.

Педагоги городских школ Новокузнецка

Санкт-Петербург

Не надо перекладывать на педагогов чужие обязанности

Профсоюзный актив работников образования Калининского района Санкт-Петербурга обсудил предложения советника министра А.Пинского. Возмутило заявление автора, что учителя «стимулируют перегрузку детей», стремясь больше заработать. Недельная нагрузка школьников регламентируется Базисным учебным планом и СанПиНами. За соблюдением этих нормативов строго следят органы управления образованием – учитель не вправе их менять.

В Санкт-Петербурге не хватает учителей, это заставляет педагогов работать на полторы ставки. Говорить о том, что учителя пенсионного возраста «перетягивают нагрузки», не стоит – это искусственно создаваемая проблема. Молодые учителя защищены законодательством, по которому им позволено давать не менее 18 часов в неделю.

Если за каждым учителем будет закреплена нагрузка в 20 часов, то кто будет вести остальные? Уже сегодня во многих школах дети из-за отсутствия педагогов не получают знания по некоторым предметам, а что будет дальше?

Идея о сокращении штатных должностей вожатых, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования не выдерживает никакой критики. Учитель-предметник не может и не должен быть квалифицированным специалистом в этих областях, поэтому не надо перекладывать на его плечи чужие функциональные обязанности. В то время, когда большинство семей социально не защищены, когда растет детская преступность, вместо усиления службы сопровождения детства и юношества предлагается полное ее разрушение.

В школах давно остались не те, кто продает «часы за рубли», а те, для кого эта работа – призвание. Не стоит вводить «уравниловку» для оплаты их труда, потому что такой подход оскорбителен для учителей-профессионалов, честно проработавших в школе не один десяток лет. Безусловно, молодых необходимо привлекать в школу, но вряд ли их устроит предлагаемая Пинским базовая зарплата. Вот если бы эта сумма была эквивалентна 5500 немецких марок…

Сегодня учитель, имеющий 14-й разряд по ЕТС, за 20 часов в неделю вместе с оплатой классного руководства (20%) и заведования кабинетом (30%) получает 4601 рубль. Автор проекта предлагает увеличить зарплату учителя на 90 рублей в месяц и думает, будто это приведет к модернизации системы оплаты труда. Желание «усреднить» зарплату учителя приведет к тому, что педагоги будут искать дополнительные источники зарабатывания средств. Как это отразится на качестве их работы, можно догадаться. Может быть, осуществлять «разгрузку» учащихся нужно все-таки за счет пересмотра Базисного учебного плана, требований государственных стандартов, создания интегрированных курсов и новых форм обучения, перехода на пятидневную учебную неделю, а не за счет «загрузки» учителей?

От имени актива Калининского района Санкт-Петербурга А.ЕГОРОВА, председатель территориального комитета Профсоюза работников народного образования и науки

А РАСПИСАНИЕ ИЗМЕНИМ ВСЯКИЙ РАЗ?

Варьирование нагрузки приведет к конфликтным ситуациям в педагогических коллективах, так как урочная деятельность нормируема, а все остальные виды работ – практически нет.

Вызывает сомнение и предположение о том, что администрация обеспечит учителя с меньшим объемом уроков пропорциональной занятостью во внеурочных сферах деятельности, которая требует особого контроля, учета и не может уравниваться с преподавательской деятельностью.

У учителя не может быть разной нагрузки в четвертях или полугодиях, так как это приведет к дезорганизации учебного процесса и нарушению СанПиНа. Каждую четверть придется менять расписание уроков и внеклассной работы, что создаст массу неудобств для учащихся, их родителей и заместителя директора по УВР.

Директора школ №№ 162, 3812, 384, 388, 565, 608, детского дома № 10 Санкт-Петербурга

ПРИДЕТСЯ ПЕРЕСТРАИВАТЬ ВСЕ ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ

Тезис о несправедливости в оплате труда работников начальной школы можно легко устранить введением более высокой оплаты труда классного руководства в рамках действующей системы.

Руководители образовательных учреждений абсолютно не согласны с тем, что почасовая оплата труда подкрепляет тенденцию старения педагогических кадров. Молодежь не идет работать в школы, особенно в крупных городах, не потому, что там не хватает мест или они заняты «старыми» кадрами, а потому, что их не устраивает существующий размер оплаты труда, а также из-за низкого престижа учительской профессии в современном обществе.

Несогласие вызывает и утверждение, что обязанности педагогов-специалистов – социолога, психолога, логопеда, вожатого, которые работают на целую возрастную группу учащихся, можно возложить на плечи учителя – классного руководителя. Проблемы, возникающие сегодня в детско-подростковой среде, в семейном воспитании, настолько сложны и индивидуально окрашены, что требуют участия специалиста. В связи с этим тезис «ставок меньше – зарплата выше» малоубедителен и педагогически необоснован. Повысить зарплату предлагается за счет качества педагогической работы.

Создается впечатление, что господин Пинский недостаточно знаком с реальными условиями в школах. Существующий Базисный учебный план – не препятствие для внедрения инновационных методик преподавания, этому в большей степени препятствует скудная материально-техническая база.

Для реализации планов господина Пинского нужно не только изменить БУП, но и перестроить школьные здания по новым проектам – с лекционными залами, оснащенными лабораториями, помещениями для внеклассной работы, местами для отдыха.

Особую обеспокоенность у нас вызывает предлагаемое установление равной оплаты труда при разной учебной нагрузке. В штатно-окладной системе сглаживается различие в оплате учителей русского языка, математики и таких предметов, как рисование, музыка. Предлагаемый вариант использования средств надтарифного фонда для поощрения работы учителя и оценки его индивидуального вклада в образовательный процесс существует и в действующей системе оплаты труда.

Простые расчеты показывают, что на данный момент учитель высшей квалификации, имеющий 20 часов учебной нагрузки, классное руководство, доплату за проверку тетрадей и заведование кабинетом, с учетом губернаторской надбавки получает заработную плату в размере 5200 рублей, что мало отличается от размера предлагаемого оклада. Таким образом, существенного повышения заработной платы не произойдет. А у некоторых педагогических работников она заметно понизится.

Предлагаемая штатно-окладная система может вызвать нежелательные социально-психологические последствия в коллективах школ.

Л.ИЛЬИНА, начальник отдела образования администрации Калининского района Санкт-Петербурга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте