Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

А олени лучше. ​Записки Виктора Болотова

Учительская газета, №46 от 18 ноября 2014. Читать номер
Автор:

Недавно я побывал в удивительном уголке земли: в небольшом нанайском селе, раскинувшемся на берегу Амура, в трех часах езды от Хабаровска. Естественно, пригласили и в местную школу. Знаете, чем больше всего гордятся ее мальчишки? Тем, сколько рыбы они поймали, как ловко могут обращаться с оленями и метко стрелять, охотясь на соболя. Здешняя школьная жизнь во многом подчинена совершенно иным, особым, непонятным нам, горожанам, законам: первые осенние месяцы ребята вместе со взрослыми заняты путиной: рыба идет косяком, упустить ее нельзя. Весной они тоже отвлекаются от учебы на свои обязательные хозяйственные дела, ровно так же как поступали когда-то их отцы, деды, прадеды.

Эти люди сохранили свои древние верования, символику и язык, но в то же время все они прекрасно говорят по-русски и знают историю России. Они помнят, как одевались и что ели их предки, на уроках труда дети занимаются исконными ремеслами, изготавливают уникальные по красоте и тонкости национальные поделки и вместе с тем умеют работать с компьютером, в школе есть лингафонный кабинет, интерактивные доски.Смотрел я на эту школу и думал: а учитывает ли их интересы федеральный государственный образовательный стандарт, ориентированный на всеобщую академическую успешность? Не мешает ли он им развиваться так, как считают нужным и их родители, и они сами? Кому-то, безусловно, от него польза: часть выпускников действительно уезжают учиться в вузы Хабаровска. Яркое тому доказательство – наш замечательный экскурсовод, уроженка этого села, окончившая Хабаровский педагогический университет и вернувшаяся в родную школу учителем истории. По всему видно, что она блестящий специалист, увлеченный своим делом. Глядя на нее, искренне завидовал ее ученикам. Но ведь есть и другие дети – прирожденные охотники, рыболовы и оленеводы. Их главная книга – это сама природа, и умение читать ее без перевода у них в крови. Нужны ли им знания о производной от сложной функции? Нужны ли им инверсии и парцелляции?Посещение этого нанайского села и его школы, долгий разговор с директором, с учителями, с детьми вновь заставили меня вернуться к мысли, которой не так давно уже делился с вами: а нужен ли нам вообще единый стандарт при всем разнообразии нашей большой России? Не разумнее ли согласиться с неким обязательным минимумом, который позволит нам и впредь оставаться единым государством, понимать один язык, помнить общую нашу историю, а тонкости и детали спрашивать лишь с мотивированных детей, которым они и в самом деле необходимы. Принять вариативные стандарты, учитывающие интересы не только будущих ученых и академиков. И перестать наконец заставлять всех детей знать все.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту