Школа – тот социальный институт, который невозможно игнорировать. Так или иначе школа касается любого человека на разных этапах его жизни. Поэтому неудивительно, что процессы, происходящие в школе, в системе образования, вызывают бурную социальную реакцию, порой чересчур эмоциональную.
Одним из вопросов, вызывающих споры и бурные обсуждения, является домашнее задание. Критике подвергается все – и объем «домашки», и структура. Некоторые выражают сомнение в самой необходимости домашнего задания как такового.
Домашнее задание становится конфликтообразующим фактором в отношениях между школой и родителями. Последние, стараясь помочь своим детям, сидят вместе с ними допоздна за выполнением домашних заданий по разным предметам. Легко представить реакцию родителя, когда, придя уставшим с работы, он сталкивается с необходимостью написать реферат, решить пяток задач по физике и перевести первую главу «Войны и мира» на английский. Утрирую, конечно. Но реакция родителей понятна и объяснима. Понимая, что самим выспаться все равно не удастся, родители, уложив наконец свое чадо спать, залезают в соцсети и выплескивают все накопившиеся эмоции, чтобы хоть как-то отвести душу.
В результате мы имеем картину кажущегося серьезного конфликта между семьей и школой. Почему кажущегося? Потому что, как выясняется, родители и учителя имеют практически единую точку зрения по вопросу о необходимости домашнего задания. Чтобы убедиться в этом, мы провели небольшой опрос среди родителей учеников школы №2042. В опросе участвовали родители учеников всех параллелей. Общее мнение: домашнее задание – необходимая составляющая учебного процесса. Казалось бы, согласие достигнуто, о чем еще говорить? Вот что думают родители о структуре и объеме домашних занятий:
«Я считаю, что домашние задания очень важны, они просто необходимы детям. И я даже придерживаюсь мнения, что их задают мало. По некоторым предметам можно задавать побольше и использовать побольше дополнительного материала. Я считаю, что дети должны заниматься, должны чувствовать свои обязательства получать знания не только в школе, но и дома, чтобы закреплять пройденный материал и что-то новое для себя находить. Было бы неплохо, если бы учителя помимо школьной программы давали дополнительную информацию, чтобы дети пользовались другими источниками, находили информацию самостоятельно. Но я думаю, что по математике можно задавать чуть поменьше, а в классе разбирать и закреплять чуть побольше» (мама учеников 8‑го и 11‑го классов).
«Однозначно, домашние задания нужны. И использование дополнительной литературы тоже обязательно для закрепления пройденного материала. Но нужно учитывать нагрузку детей, особенно в выпускных классах» (мама учеников 8‑го, 9‑го и 11‑го классов).
«Замечательно, когда домашнее задание есть, замечательно, когда оно в разумных количествах. Сейчас многие дети получают дополнительное образование, ходят в кружки, секции, поэтому большой объем домашнего задания не совсем верен. Но, когда оно есть, когда ребята консолидируют те знания, которые они получают в школе, когда они закрепляют эти знания, это очень здорово» (мама двоих шестиклассников).
«Любой человек, который работает в сфере науки и образования, без труда объяснит, что изучение любого научного предмета, в том числе и школьной дисциплины, – это примерно на 60% самостоятельная работа. Поэтому функция учителя, наставника, преподавателя здесь очень важна, конечно. Но дело в том, что все-таки преподаватель не изучает за ученика предмет или научную дисциплину. Он помогает ученику освоить. Вот почему совершенно очевидно, что домашние задания обязательно должны быть в любом случае, просто, может быть, их немного подкорректировать в сторону уменьшения объема. В наш век чересчур обильной информации дети просто не успевают справляться с потоком информации» (отец ученика 5‑го класса).
«Считаю, что домашние задания, бесспорно, нужны. Без них все усилия и учителя, и ученика в классе будут просто напрасны. Домашнее задание не только закрепляет материал, но и помогает обрести самостоятельность. Объем домашнего задания должен определять сам учитель. Ему виднее, что дети освоили в классе, а над чем надо поработать больше. Но и перегружать ребенка тоже не стоит. Только совместная работа родителя и учителя поможет ребенку достичь целей» (мама ученицы 2‑го класса).
«Я за домашние задания. Ведь они приучают ребенка к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности и являются тренировкой, которая гарантирует успешное освоение темы. Однако объем этих домашних заданий должен быть разумным, чтобы детям хватало времени и на творчество, и на спорт. Так, например, по СанПиНу в 4‑х и 5‑х классах на выполнение домашнего задания должно отводиться не более 2 часов. Соблюдение этой нормы возможно при грамотной организации самого урока в классе. Если изучение темы на уроке будет понятным и интересным, то и домашние задания будут выполняться легко и быстро» (мама ученика 4‑го класса).
«Школа должна донести до ребенка, что домашние задания нужны ему, а не школе. Ребенок должен больше думать, писать, читать. Можно сделать акцент на внеклассном чтении, чтобы дети дома больше читали. В наше время жизненно важно, чтобы ребенок хотел взять книгу, открыть, прочитать ее с интересом, поделиться, обсудить. Сейчас это, к сожалению, сходит на нет, и школьная программа не позволяет охватить интересные произведения, которые существуют. Домашнее задание не должно быть формальным и монотонным переписыванием по многу раз того, что было на уроке, чтобы не вызвать у ребенка неприязни, отторжения и утомления. Вид домашнего задания должен стимулировать творческий подход к изучению предмета с обязательной опорой на пройденный материал, чтобы обеспечить непрерывность и высокую выживаемость знаний. А что касается объема домашних заданий, я считаю, что, например, по математике трех номеров на дом вполне достаточно. И чтобы они были разнообразными. По русскому языку – не более двух, но чтобы это были полноценные задания, где ребенок будет писать, размышлять. Ну и, повторюсь, больше читать, чтобы это вызывало подлинный интерес, а не просто желание поскорее закрыть учебник, понадеявшись на то, что его не спросят на уроке» (мама ученика 5‑го класса).
Как видите, если убрать эмоции, родители озабочены тем же, чем и мы, учителя. Они хотят, чтобы дети выполняли домашние задания, чтобы всесторонне развивались. Конфликта нет, и баррикады здесь неуместны.
Со своей стороны тоже хочется дать родителям совет. Уважаемые родители! Домашние задания задаются не вам, а вашим детям. Мы, так же как и вы, мечтаем увидеть ваших детей самостоятельными и ответственными людьми.
И в качестве резюме еще одно мнение родителя, которое обобщает все:
«1. Домашние задания необходимы. Они являются формой закрепления пройденного материала. Перевешивание ответственности на родителей за наличие или отсутствие этой формы неуместно.
2. В современном перегруженном информацией мире они являются еще и «узелком на память», помогают сохранить событийный ряд, который происходил накануне в школе.
3. Домашние задания должны быть не только механическими – переписать, заполнить и пр., но и содержать в себе осмысление и переработку того, что дети усвоили на уроке.
4. Творческие задания в качестве домашних необходимы (доклады, сочинения, обзоры, проекты и пр.).
5. Я считаю, что мои дети недогружены домашними заданиями. Ученик средней школы может выполнять задания до 2 часов в день. Время, потраченное на выполнение домашнего задания, неоспоримо полезнее времени, проведенного за экраном мобильного телефона, планшета или компьютера.
6. В домашние задания необходимо включать элементы научной организации труда.
7. В наше время домашние задания носят еще и важный объединяющий семью фактор, когда старшее поколение интересуется содержанием жизни подрастающего поколения, передает ему свой опыт и перенимает у своих потомков новое».
Выражаю благодарность родителям учеников школы №2042 за откровенное выражение мнений!
Гаянэ АБРАМЯН, директор школы №2042 имени Лазаревых
Комментарии