Новоявленный термин «образовательные услуги» прочно вошел в лексику чиновников от образования и вызвал негативную реакцию учителей школ и преподавателей других учебных заведений. И это вполне понятно. Наставник и воспитатель юношества становится продавцом своих знаний, умений и даже таланта. Но дело не только в неприятии учителями своего нового общественного статуса работников образовательных услуг. К сожалению, нам дано предугадать, как отрицательно в ближайшем будущем отзовутся эти слова в общественном сознании, как они окончательно разрушат такую сегодня хрупкую и необходимую духовную составляющую в общении учителя и ученика.
Рыночные отношения, усиленно внедряемые в сферу среднего образования, не прибавят уважения к учительскому труду и, к сожалению, изменят со временем психологию самого учителя. Желание одних продать знания, а других – их купить уничтожит нравственную основу образования в среднем звене. Ошибочна, на мой взгляд, мысль о том, что руководитель учебного заведения должен быть прежде всего хорошим менеджером. Роль директора гораздо более значима. По мысли Василия Сухомлинского, «директор – это учитель учителей»: он направляет учебно-воспитательный процесс в нужное русло, сплачивает преподавательский коллектив. Успешность работы образовательного учреждения зависит от профессионализма руководителя.Умение зарабатывать деньги вменяется сегодня в обязанность учебному заведению, появляются статьи – отчеты об успешной коммерциализации государственного образовательного учреждения.Это ли главное сегодня? Главное – успешно сочетать в образовании лучшие традиции и настоящее новаторство; идя в ногу с техническим прогрессом, не «роботизировать» образовательный процесс и не свести на нет влияние на ученика личности учителя. В век информационной перенасыщенности учитель должен остаться авторитетным носителем знаний. Итак, главная задача сегодня – сохранить уважение к учительскому труду, повысить эффективность среднего образования, как школьного, так и профессионального.Модернизация образования необходима, но любой шаг в сторону модернизации должен быть тщательно продуман, особенно при создании новых стандартов, на основе которых пишутся программы. С этой точки зрения некоторые опасения вызывают образовательные стандарты среднего профессионального образования III поколения. Создатели стандартов, к сожалению, не обратили внимания на предложения и некоторые критические замечания преподавателей. При общей тенденции стандартов – умения впереди знаний – фактически зачеркивается значимость в образовании фундаментальных (базовых) знаний.Особенно удручает отношение авторов стандартов к предметам русской словесности – применительно к педагогическому образованию. Не заявлен как самостоятельная дисциплина русский язык, изъяты из учебного процесса русский язык и культура речи, современная литература. На школьном отделении русский язык включен в междисциплинарный курс «Русский язык и методика преподавания русского языка». Что удивляет, в стандартах подробно прописаны профессиональные компетенции студентов с точки зрения организации учебного процесса и ни слова не сказано о знаниях и умениях будущего учителя как компетентного носителя русского языка. Поэтому, на наш взгляд, существует опасность примитивизации преподавания русского языка, подгон фундаментального предмета под нужды методики. На дошкольном отделении будущий первый учитель ребенка вообще лишается возможности совершенствовать свою речевую культуру. Разве можно в педагогических колледжах фактически уничтожить гуманитарную составляющую педагогического образования? Дисциплины русской словесности формируют нравственный облик студентов, приобщают их к национальной культуре, учат мыслить и грамотно говорить, кроме того, формируют у будущих учителей и воспитателей профессиональные компетенции речевой работы с детьми словом, гармонично совмещают общеобразовательные и профессиональные функции. Декларируемое сегодня внимание к родной культуре, родному языку на деле часто оказывается профанацией. Все-таки хочется верить, что недочеты в инновационных проектах будут исправлены, ведь вся мыслящая интеллигенция стоит на страже отечественного образования.Л.КАПЛАН, преподаватель педагогического колледжа №4, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук От редакции. Мы опубликовали письмо преподавателя педагогического колледжа не просто так, дело в том, что, как показывают многочисленные дискуссии в прессе, на конференциях, «круглых столах», семинарах и педагогических советах, есть педагогические работники, которые разделяют позицию Л.Каплан. Запретить высказывать доводы в защиту этой позиции нельзя, можно только подтвердить или опровергнуть высказываемые тезисы. Поэтому мы надеемся, что наши читатели откликнутся на это письмо и выскажут свое мнение по этому поводу.
Комментарии