search
main
0

«А мы с классом в театр ходили!..»

Кафедра, с которой говорят о важном

Какая известная фраза, не правда ли? Знакомство с театром начинается с самого раннего возраста, по крайней мере, начиналось до недавнего времени. Замена компьютерным экраном живого общения артистов и зрителей, сцены и зала, конечно, ни к чему хорошему привести не может, хотя… это уже тема совсем другого разговора.

 

Мне же хочется рассказать, как в нашем театре «Просвещение», который существует уже пятнадцать лет, будущим и действующим школьным учителям и преподавателям вузов даются предметные знания театрального мастерства, помогающие им в классах, аудиториях, в жизни. Когда мы с моей бессменной помощницей художником Михаэлой Ионовной Берча начинали создавать наш театр в тогдашнем Московском государственном областном университете (ранее – Пединститут имени Н.К.Крупской), никаких мыслей о «помощи в подготовке», по правде говоря, не было. Задачей были постановка лучших образцов отечественной и зарубежной классики и, если возможно, популяризация отечественной режиссуры и сценографии. Мы понимали, такие планы с любителями сложноосуществимы, но полагали, что нам удастся сориентироваться на «любительский пример» русского реалистического театра, оставленный нам К.С.Станиславским, и постараться не уронить это звание – быть любительским театром!

В нашем репертуаре в разные годы были представлены «Иванов», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и другие произведения А.Чехова, «Анна Каренина» Л.Толстого, «Ревизор» Н.Гоголя, «Зойкина квартира» М.Булгакова, пьесы И.Щеглова, А.Потапенко, С.Михалкова, А.Арбузова, В.Белова, А.Вампилова, других советских авторов, а также детектив А.Кристи, сказки Г.-Х.Андерсена и инсценированные страницы романа А.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Уже один перечень авторов и произведений говорит о том, на каком уровне мы поставили перед собой цель находиться и какова была и остается сложность остаться верными следованию этой цели!

Как бы ни хотелось первым артистам-студийцам нашего зачинавшегося театра походить на каких-нибудь звезд, мы сразу же задали раз и навсегда главное правило: вы остаетесь самими собой и воспитываете в себе именно себя! Чтобы создавать подлинно художественные драматические образы, нужно знать и изучить самих себя. С тех пор эта норма передается от поколения к поколению, а надо вам знать, что подготовительное обучение перед зачислением в труппу проходит уже десятая студия театра! И главным достижением театра можно считать то, что постоянные зрители приходят на наших актеров и актрис, а не на похожих на кого-то! Это что касается собственно актерских, так сказать, дел.

Но есть еще и та самая подготовка к «будущим сражениям на полях педагогики». Этот вопрос требует нелирического отступления.

Сложность функционирования студенческого театра (одна из основных) состоит в том, что по окончании учебы, а часто и перед защитой диплома, студент может сообщить с извинениями, что, мол, очень благодарен (или благодарна), но в силу обстоятельств не может и т. д., и т. п. Были случаи, когда это происходило совершенно не вовремя, перед сдачей спектакля, и тогда приходилось срочно искать замену, делать ввод. Естественно, настроения это обстоятельство не поднимало, но служило для всех артистов хорошим воспитательным уроком. В том числе и на будущее!

Поначалу нашими артистами были только студенты университета, по большей части неработающие, так что проблемы с посещением если и возникали, то по болезни или по семейным обстоятельствам. Но время шло, и среди студентов росло число тех, кто вынужден был подрабатывать. К нам также стали приходить студенты других вузов, а потом возвращались и наши выпускники, те, кто не смог освободиться от привычки сцены. Появилась солидная преподавательская прослойка из молодых учителей школы.

И вот тогда-то стало понятно, что те знания, которые учителя в театре получали на репетициях и на сборах труппы после спектаклей, на которых разбираются ошибки и выявляются достижения, а также во время постоянных субботних сводных репетиций, очень помогают в проведении классных занятий, способствует развитию умения вести диалог с людьми, участвовать «в массовых сценах», скажем, на собраниях.

На наши спектакли учителя, бывшие и нынешние актеры нашего театра, начали приводить свои классы. Это стало традицией! Очевидно, что школьные наставники были уверены в качестве того материала, который увидят их подопечные. И уже не только старшеклассники школ Московской области, перед которыми театр более десяти лет выступал в рамках университетской программы по профориентации, но и московские школьники смогли увидеть русскую классику в ее не подверженном тенденциям виде.

Но опять-таки мы не ставили и сейчас не ставим перед собой специальных педагогических задач. Я твердо убежден в том, что верное принятие и освоение школы нашего театра, его традиций, этических и эстетических норм не только позволяет молодым людям радовать многочисленных зрителей нашего театра, но и помогает им в жизни. Примеров хватает, и мы о них знаем.

И невозможно обойтись без того, чтобы не вспомнить о высказывании Н.В.Гоголя, сделанном им в известных «Выбранных местах из переписки с друзьями»: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним общим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Мне кажется, нет, я убежден, что это и является основным критерием единства театра и школы.

Александр ХОХЛОВ, художественный руководитель студенческого театра «Просвещение», Москва

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте