Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

А многое зависит от среды и уклада

УГ - Москва, №46 от 13 ноября 2012. Читать номер
Автор:

​Гимназия №1583 направила свои усилия на формирование инфраструктуры, обеспечивающей развитие личности гимназиста через творчество, самоопределение и самореализацию.

Ключевыми направлениями для нас стали: – построение электронной (модульной) «умной школы» и «умных классов», использующих мультимедийные, телекоммуникационные, интерактивные технологии;- формирование новой информационной культуры и работа школы в гипермедиасреде;- разработка курсов дистанционного обучения и сопровождения;- создание цифрового портфолио учителя и ученика и т. д.Модель современной школы предполагает использование информационной среды для планирования образовательного процесса. И один из перспективных путей – создание интегрированного пространства образования на базе компьютерных технологий, которое обеспечивает:    доступ учащихся и преподавателей к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по различным областям знаний;    возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения;    методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей гимназии;    переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения;    развитие творческой активности учащихся;    информатизацию проектной и исследовательской деятельности;    совершенствование системы управления в гимназии.Гимназия осуществляет целенаправленную работу по поддержке творческой среды, которая обеспечивает учащимся возможность самореализации. На эти же цели направлена работа структурного подразделения Центра поддержки и развития одаренных детей «Мыслитель», ориентированная на развитие, поддержку одаренных детей и обеспечение преемственности в их подготовке. Система работы центра характеризуется  широтой первичного охвата учащихся, основанной на различных организационных формах (кружки, клубы, студии, школа живописи);  индивидуализированным подходом в рамках одной формы, обеспечивающим различную глубину освоения деятельности (начальный уровень, уровень определенных разрядов в спорте),  разработанным и внедренным в работу портфолио обучающегося,  постоянной диагностикой результатов на основе участия учащегося в различных мероприятиях (турниры, олимпиады, чемпионаты, конкурсы разных уровней); обеспечением динамичности движения по раскрытию потенциала одаренности, освоению уровней мастерства, соответствующих степени одаренности (в данной системе рост мастерства жестко не связан с паспортным возрастом); акцентом в работе учителя на нахождение одаренности даже в маленьком ребенке. В соответствии с этим видением вырабатывается определенное отношение к разнообразным проявлениям личности ребенка и выстраивается определенная стратегия действий.В рамках Центра поддержки и развития одаренных детей «Мыслитель» работают постоянно действующие информационно-аналитический  и  научно-методический отделы, отделы  «Интеллектуал» и  «Лидер». Еще одним механизмом стало предоставление максимально широких возможностей для проявления способностей и талантов обучающихся через систему проводимых округом и городом мероприятий (олимпиады, конкурсы, смотры). Подготовка к олимпиаде и участие в ней имеют большое значение для школьников не только в плане углубления их знаний, но и развития интеллектуальных способностей, умений сконцентрироваться на выполнении поставленных задач, что стало важными условиями конкурентоспособности молодого человека. Олимпиады дают школьнику уникальный шанс добиться признания в семье, среди учителей и одноклассников. Предметные олимпиады как один из видов неформального образования  считают в гимназии той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний, позволяет выявить еще в школьный период обучения наиболее одаренных учащихся, правильно и своевременно сориентировать их в выборе будущей профессии, пропагандирует научно-технические знания среди молодежи. Педагогический коллектив гимназии отмечает, что олимпиада как форма учебного процесса способствует подъему интеллектуального уровня всех участников – школьников и учителей. Это особенно важно в настоящее время, когда так возрастает спрос на творчески развитых, всесторонне образованных специалистов. Особое внимание в гимназии в рамках подготовки учащихся к олимпиадам уделяется развитию и формированию педагогического и методического мастерства учителей, работающих с мотивированными и одаренными учащимися, через целенаправленную их подготовку по специально разработанным программам. Значима в работе с мотивированными и одаренными школьниками их психологическая подготовка. Она не предмет обучения ни по одному из школьных курсов, а психологическая и моральная устойчивость в сложных учебных ситуациях, умение собраться, сконцентрироваться, что играет не последнюю роль в победе. Поэтому программа подготовки молодых лидеров – это путь к успеху как в учебе, так и в жизни.Не менее важны поддержка и сопровождение мотивированных и одаренных детей с использованием различных средств, имеющихся у школы. В настоящее время важнейшим средством поддержки учащихся, педагогов и родителей стали информационные ресурсы, IT-технологии, e-learning (электронное и дистанционное обучение и консультирование, видеосвязь, теле-конференц-связь). Этот ресурс имеет колоссальный потенциал, который до настоящего времени использует большая часть педагогического сообщества, однако не системно. Поэтому встраивание современных средств в систему работы с мотивированными и одаренными учащимися может дать мощный толчок в их развитии и открытии новых талантов.Гимназия участвует в реализации различных приоритетных проектов: «Лига школ РОСНАНО», «Успешное чтение», «Библиотека/медиатека гимназии XXI века», «Наукограды России для московских школьников», «Молодежное многопрофильное конструкторское бюро». С 2007 года одним из социальных партнеров в разработке и реализации образовательной политики гимназии стал фонд «Гимназический союз России», с 2010 года – «Лига школ РОСНАНО». Гимназия сотрудничает с ВШЭ, МАИ, МАДИ, МГТУГА, МФЮА, МЭСИ, РГТУ, МИОО, МЦКО, АПКиППРО РФ.  Она  активный участник Гимназического союза России. В рамках сотрудничества осуществляется построение единого информационно-образовательного пространства путем работы спутниковой и наземной информационной образовательной сети, системы видео-конференц-связи. В рамках Гимназического союза России участвует в проекте «Библиотека гимназии (XXI век)», который реализует в условиях сотрудничества с Фондом поддержки образования Санкт-Петербурга. Проект направлен на повышение качества образования в гимназии посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства. Перспективна связь гимназии с наукоградами России, которая позволяет растить новое поколение научно-технической элиты России и повышать престиж науки и творческой деятельности в различных сферах. Одновременно с этим происходит воспитание молодежи, акцентированное на достижениях российских ученых, разработчиков и создателей выдающихся научно-технических решений, техники и технологий. Суть проекта «Наукограды России для московских школьников» – ознакомление их с лучшими конкретными образцами новой техники и технологий, достижениями и разработками отечественных ученых, конструкторов и изобретателей; организация встреч в рабочей обстановке НИИ, КБ, испытательных комплексов и производственных предприятий.Наша гимназия – городской ресурсный центр по направлению «Обновление филологического образования», она решает задачи разработки и апробации технологий, направленных на формирование языковых, речевых и творческих способностей обучающихся, навыков проектирования и научного исследования, формирования ключевых компетентностей. На нашей базе  ведущие специалисты в области образования осуществляют обучение по наиболее актуальным и злободневным вопросам, проводят консультации для школ Российской Федерации. Сетевое взаимодействие заинтересованных сторон в разработке и реализации целевых тематических программ по отдельным направлениям деятельности гимназии (работа портала, сайта гимназии и страницы Центра поддержки и развития одаренных детей: http://www.mad-s.ru/program/masterklass1.htm, участие в ВКС) – один из механизмов формирования высоких образовательных результатов гимназистов. Сотрудники гимназии активно используют систему ВКС для проведения совещаний, встреч, совместной работы над актуальными вопросами образования, а также предлагают свои услуги профессиональному сообществу. Широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Осознавая это, сотрудники гимназии работают над расширением площадок для деятельности и раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.Современная школа обеспечивает фундаментальность содержания образования; параллельно с обучением  она успешно решает задачи разностороннего развития личности, воспитания и социализации с учетом временных, региональных факторов; осуществляет преемственность работы разных социальных институтов, воздействующих на личность ребенка; расширяет образовательный и воспитательный потенциал окружающей ребенка среды, создает условия для оздоровления, информационного обеспечения и вооружения навыками самозащиты, самореализации, выживания в сложных жизненных условиях, обретения воспитанниками стрессоустойчивости и конкурентоспособности.Для обеспечения качества образования гимназия осваивает новые модели обновления содержания образования, что предполагает в образовательном пространстве гимназии:- создание банка пересекающихся учебных модулей, обеспечивающих изучение всего комплекса учебных программ, интеграцию общего и дополнительного образования;- переход к освоению сценарно-деятельностных, интерактивных форм педагогической деятельности на основе создания мультимедийной телекоммуникационной мастерской;- внедрение нового типа портфолио – цифрового, позволяющего проектировать развитие ребенка на протяжении всего курса обучения и осуществлять управление качеством образования;- переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения;- обретение педагогом компетентности в области работы с последними достижениями науки в области своего предмета, ИКТ, использования проектных и исследовательских методов обучения, антропологизации процесса образования;- возникновение новых позиций педагогов (педагог-игротехник, педагог-тьютор-сценарист);- отработка сетевой модели организации методической службы гимназии;- включение детей, родителей, педагогов, специалистов в анализ и перепроектирование среды гимназии в направлении создания единой системы здоровой школы;- привлечение профессиональных и социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства гимназии.Вся деятельность в гимназии строится на основе мониторинговых исследований эффективности образовательного процесса, работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, созданию комфортной социальной среды. В качестве значимого направления можно отметить желание коллектива участвовать в инновационных проектах Москвы, включаться в конкурсные процессы на статус инновационной площадки города. В 2011 году гимназия включилась в Московский регистр качества образования, что на сегодняшней день позволяет принимать управленческие решения на всех уровнях системы образования региона с использованием данных аналитических отчетов, которые автоматически формируются в личных кабинетах родителей, образовательных учреждений, окружных управлений образования и Департамента образования города Москвы в режиме реального времени. Вся информация в Московском регистре качества образования пополняется и сохраняется, что дает возможность провести сравнительный анализа интересующий период времени и определить динамику развития системы образования на уровне образовательного учреждения, округа и города в целом. Управление гимназией рассматривается через категорию управления качеством образования. Основой формирования нового качества образования становится внутришкольная система управления качеством образования, сочетающая в себе внутришкольный и внешний контроль как механизм достижения высоких результатов, основанная на новом информационном ресурсе Московского регистра качества образования.Педагогический состав гимназии отличает высокий уровень профессионализма, постоянное совершенствование педагогического мастерства: имеют звание «Заслуженный учитель РФ» – 4 учителя, «Отличник народного образования РФ» – 3 учителя, «Почетный работник образования РФ» – 7 учителей. Стали победителями конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования – 11 человек; победителями национального приоритетного проекта «Образование» в номинации «Лучший учитель России» – 7 человек.«Гимназия с необычным укладом жизни» – это о нас. Ведь в гимназии созданы условия для самореализации педагогов и учащихся и предпосылки для их успешности и побед. Светлана ДВОРЯНЦЕВА, заслуженный учитель РФ, директор гимназии №1583


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту