search
main
0

А мимо пролетают поезда…

Когда на все есть готовые ответы, это плохо

Чувствую себя лишним, потому что не могу примкнуть ни к одному из двух противоборствующих лагерей, которые рассказывают нам о будущем образования. В одном – пламенные революционеры. Они с нездоровым блеском в глазах рассказывают о том, что давно говорили, мол, наша школа неадекватна реальности и будущее за онлайн-обучением. Но мы-то знаем, что сейчас они просто снимают сливки, делают хорошую мину при плохой игре. Фактически они берут и «оцифровывают» самый простой процесс в образовании – передачу знаний. Конечно, их можно понять, это ведь самая высокомаржинальная часть образовательной услуги, это вам не драчунов разнимать и работать с трудными подростками. Жаль только, что ради своего бизнеса такие деятели существенно упрощают реальность и предпочитают не упоминать, что образование – это не только онлайн-уроки, но и беготня на переменах, и переживания из-за «не таких» взглядов одноклассников, и еще много чего, происходящего в школьных коридорах. Нет, мне с ними не по пути.

В другом лагере махровые консерваторы. Эти за нерушимость школьных принципов, они сидят в окопах и старательно отбиваются от любых посягательств на устои «самой лучшей советской школы». Никаких усилий над собой они, конечно, не делают, а что до дистанционного обучения, так правильным отчетам о 100%-ном исполнении плановых показателей в той же советской школе учили не хуже, чем математическим теоремам. Нельзя не видеть того, что далеко не все учителя и администрации школ показали себя в последнее время с лучшей стороны. Кризис массовой индустриальной школы проявился более чем очевидно. Поэтому с этим лагерем нам тоже никак не по пути.

Нам очень не хватает опор, логики, чтобы объяснить принимаемые регуляторами решения, почему это можно, а то нельзя. Конкретных объективных цифр, чтобы увидеть, что опасно, а что безопасно. Не хватает, в конце концов, холодного и стремящегося к объективности классического и фундаментального научного взгляда на вещи. Ладно, логика регуляторов так и осталась непостижимой, но ведь нас же учили, что школа или университет – это храм науки. И где оказалась эта наука, когда нужно было объяснить обществу, что происходит? Оказалось, что паникерства и картины мира, взятой прямиком из вечерних выпусков новостей, в школе ничуть не меньше, чем в остальном обществе.

Чего мало, то и окажется в конечном счете ценным. Амбассадоров онлайн-школ и «мы же говорили» предостаточно. Рассказчиков о том, как «самая лучшая школа» мужественно пережила все тяготы дистанта, еще больше. Представляется, что они так и продолжат спорить до хрипоты, да только спор этот будет в конечном счете о жизненном пространстве. Не об образовании станут беспокоиться спорщики, а о распределении бюджетных потоков: останутся ли они в «самой лучшей» школе или перетекут в какие-нибудь онлайн-платформы.

Весной 2020 года, в самый разгар еще первой волны массового перехода на дистанционное обучение, мы проводили среди региональных педагогов большой опрос, собирали в моменте их рефлексию по поводу происходящего. Одной из самых распространенных фраз была примерно такая: «Чувствую, что стою на перроне, а поезд жизни с бешеной скоростью проходит мимо». В самом деле, если бесконечно выбирать, за «белых» ты или за «красных», за дистант или за традиции, то до депрессии действительно недалеко. Но кажется, что выбор этот ложный.

Собственно, именно «удивление» – главное слово всего периода, связанного с пандемией. За этот год удивляться приходилось всему – от принимаемых регуляторами решений до количества действительно уникальных и самоотверженных людей рядом. От удивления рукой подать до любопытства, а оттуда еще полшага до исследования.

Ключевое отличие хорошего исследования от плохого – отсутствие готовых ответов. Что в свою очередь является еще и признаком хорошего образования. Хотите развивать самодостаточную личность? Не давайте ей готовых ответов. Хотите учить навыкам принятия решений и ответственности? Поступайте точно так же. Хотите построить подлинно современную школу? Сделайте все, чтобы она была системой с множеством неизвестных, открытой и ищущей.

Мне кажется, что у нас в обществе уже сформировалась изрядная прослойка из тех, у кого нет готовых ответов. И поиск этих ответов в реальной науке, в образовании, в активных коммуникациях между собой приведет к возникновению таких проектов, которые пока находятся за линией горизонта.

Это только на первый взгляд выглядит старомодным. Мы с вами снова в эпохе Возрождения, а оно, как мы помним, всегда начинается с того, чтобы сделать два шага назад. Невероятно, но оказывается, что так идти вперед получается гораздо быстрее.

Сергей ЧЕРНЫШОВ, кандидат исторических наук, директор Новосибирского городского открытого колледжа, доцент Сибирского института управления – филиала РАНХиГС

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте