В Департаменте образования состоялся коллективный просмотр документального фильма «Возвращение Булата», снятого компанией «Ассамблея-ТВ» по сценарию директора Центра образования №109 Евгения Ямбурга и приуроченного к 85-летнему юбилею поэта Булата Окуджавы.
Досье «УГ»«Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, случайный. Последний троллейбус, по улице мчи, верши по бульварам круженье, чтоб всех подобрать потерпевших в ночи крушенье…»«А если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся, какое б новое сраженье не покачнуло шар земной, я все равно паду на той, на той единственной гражданской, и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной».«Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке!»«С детских лет поверил я, что от всех болезней капель датского короля не найти полезней. И с тех пор горит во мне огонек той веры: «Капли датского короля пейте, кавалеры!»«Мама, мама, это я дежурю, я – дежурный по апрелю…»«Встань пораньше… ты увидишь, как веселый барабанщик с барабаном вдоль по улице идет».«Когда с окраин раздается еще неясный голос труб, слова, как ястребы ночные, срываются с горячих губ, мелодия, как дождь случайный, гремит и бродит меж людьми, надежды маленький оркестрик под управлением любви…»«Ах, война, что ж ты сделала, подлая?!. Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат. «До свидания, мальчики, мальчики, постарайтесь вернуться назад!»«Один солдат на свете жил и был солдат отважный… Не доверяли мы ему, ведь был солдат бумажный… А он просил: «Огня, огня!», забыв, что он бумажный».
егодня уже немногие помнят, что изначально Департамент образования был одним из учредителей телерадиокомпании «Ассамблея-ТВ» вместе с Министерством образования и редакцией «Учительской газеты», что в течение нескольких лет компания проводила телемарафоны с прямой трансляцией в эфире, посвященные столичному образованию. Тогда разговор шел на разные темы, и это было, пожалуй, единственным масштабным действием такого рода. Немалый вклад в это нужное, важное и благородное дело вносил тогда Восточный округ, разрешив проводить телемарафоны во Дворце творчества имени Александра Косарева. Примечательно, что в телемарафонах принимали участие все известные эстрадные группы и певцы, которые вели благотворительную деятельность – бесплатно выступали в детских больницах и детских домах. Среди артистов были Иосиф Кобзон, Махмуд Эсамбаев, коллектив «Доктор Ватсон» и многие другие. Департамент образования участвовал в работе «Ассамблеи-ТВ» как идеологически, так и материально – без этой поддержки навряд ли были бы возможны телемарафоны, съемки телефильмов, рассказы о столичном образовании. Сегодня телекомпания переживает далеко не лучшие времена, но тем не менее она сняла фильм о народном учителе Леониде Мильграме, а теперь вот и фильм к 85-летнему юбилею Булата Окуджавы. Все это стало возможным благодаря энтузиазму директора Центра образования №109 Евгения Ямбурга, который написал сценарии обоих фильмов.
Предваряя просмотр фильма «Возвращение Булата», руководитель Департамента образования Ольга Ларионова особо подчеркнула воспитательное значение новой киноработы «Ассамблеи-ТВ» для всей системы образования: «Фильм о Булате Окуджаве создан телерадиокомпанией, с которой мы продолжаем сотрудничать долгие годы. На территории ЦО №109 был открыт два года назад памятник Окуджаве, и это было очень важно. Теперь можно считать важным делом по увековечиванию памяти Булата Шалвовича и этот документальный фильм». В фильме приведены слова первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Швецовой, которая участвовала в открытии этого школьного памятника: «Я думаю, что сегодня неуместны никакие официальные речи, потому что человек, о котором мы говорим, был абсолютно музыкальным, душевным, нашим человеком, без которого невозможно сегодня мыслить свою жизнь. Он оставил нам в наследство то, что спасает душу каждого из нас».
Рассказывая о том, как удалось открыть памятник поэту, Ямбург говорит: «Пытаясь найти деньги, я приезжал в некоторые банки, и сорокалетние банкиры не знали, кто это такой, этот Булат Окуджава. Меня нисколько это не удивляло, потому что, как говорится, новые песни придумала жизнь. Сегодня идет опошление, «обыдление» массы людей. Чтобы услышать тихий голос Окуджавы, нужно очень постараться». 90% прохожих на Арбате не смогли сказать, кому поставлен памятник на этой тихой и родной Окуджаве старинной московской улице. Но деньги были все-таки найдены, собраны, памятник теперь стоит перед школой как символ сохранения всего святого, что было свойственно народу во все времена.
Говоря о том, почему был снят этот фильм, Евгений Ямбург отметил, что в его школе дети поют на уроках музыки авторские песни Окуджавы, бывают вечера памяти этого удивительного поэта-барда, а на уроках литературы в рамках курса «Современная российская литература» с младых ногтей ученики впитывают в себя то, что хотел сказать своими стихами Булат Окуджава. Ямбург убежден, что содружество Окуджавы и школы – точное попадание. Есть поэты великие. Но это такие горные высоты, на которые сразу трудно подняться, так как у них сложный метафорический язык. В этом смысле, считает Ямбург, у Окуджавы внешне очень простые тексты, но там тоже есть немалая глубина, которую тем не менее дети начинают постигать очень рано. Евгений Ямбург – сторонник изучения творчества Окуджавы в школе, но при этом иронически замечает: «Если мы начнем насаждать Окуджаву как картошку при Екатерине, это будет совершенно омерзительно. У нас в школе никто на детей не давит. Но в то же время история такая, что в нашей школе идут конкурсы, где дети создают иллюстрации к стихам Окуджавы, ставят спектакли, посвященные ему. Это творческая задача. В восьмидесятые годы мы решили нарушить печальную русскую литературную традицию, о которой еще Пушкин сказал в «Борисе Годунове», и сделать спектакль о живом Окуджаве и при живом Окуджаве. Тогда мы пригласили Булата Шалвовича в школу, и стало понятно, что он человек, который вошел в культуру и будет в культуре всегда. Это такой камертон в нашей жизни, потому что совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство, это то, чего не хватало тогда, и тем более не хватает теперь. Так и получилось, что приходил Окуджава в нашу школу живым, а потом вернулся памятником».
Завершая просмотр фильма, Ольга Ларионова отдала должное Евгению Ямбургу, отметив, что он энтузиаст, каких нынче не много. Без Ямбурга такого фильма не было бы. «Много точек для размышления поставлено в этом фильме. Все мы знаем, что в московском образовании немало талантливых людей. Среди них есть неординарные личности, к таким личностям по праву можно отнести и Евгения Александровича Ямбурга. Все, что он делает, делает не для того, чтобы кому-то показать, кому-то рассказать. А для того, чтобы дети, которые учатся в его Центре образования (он при этом не отбирает детей, у него учатся и те, кто готов только ухаживать за лошадьми, и те, кто потом поступает в самые лучшие вузы России), познавали все высокое и нравственное, что делает человека человеком в высшем понимании этого слова. То лучшее, что делается или было апробировано в этом Центре образования, становится опытом для других школ. Как-то, еще когда я работала в префектуре Юго-Западного округа, я приехала в эту школу и увидела на стене шаржи на учителей. Это уже говорит о том, что это особая школа, потому что когда педагоги школы не боятся и не стесняются того, что школа начинается с шаржей, созданных на них детьми, то тут возникает особый доверительный климат взаимоотношений педагогов и учеников. Дальше можно много говорить слов, но, безусловно, отрадно, что Ямбург умеет продвигать свои идеи, находить возможности для их реализации. У нас много школ городского подчинения, там работают талантливые люди, которые, может быть, тоже работают неординарно, но замыкаются при этом в рамках только своей школы, нет у них, если хотите, какой-то менеджерской нотки, такой черты характера, чтобы сделанное ими стало еще и достоянием других педагогических коллективов, педагогической общественности Москвы. Хотела бы, чтобы этот фильм о Булате Окуджаве нас еще заставил подумать и над тем, как нам в новых современных условиях не просто чисто формально что-то объявлять, готовить на этот счет и раздавать методические рекомендации, но и искать новые темы, для которых требуется найти творческий и совершенно необязательный подход, не требующий издания приказов, методических рекомендаций. Можно же выбрать такой жанр, который заставит задуматься, пробудит какую-то творческую инициативу, творческую мысль. Думаю, с одной стороны, тема изучения самих стихов Окуджавы очень важна, с другой стороны, важно воспитание детей на произведениях этого поэта и других выдающихся поэтов и писателей России. Осознание творческой роли личности в истории всегда помогает нам по-другому посмотреть на себя и вернуться к тем первоистокам, которые всегда были в основании образования».
Комментарии