Среди основных направлений современной российской политики в области образования большую актуальность имеет внедрение профильного обучения и предшествующей ему предпрофильной подготовки. Это две составляющие одного процесса – подготовки школьников к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают несколько направлений профилизации, в том числе гуманитарное, для которого предусмотрено углубленное изучение истории.
История – это загадочная, порой противоречивая, но всегда увлекательная наука, которую можно превратить в скучнейший школьный урок, если сводить все к простому заучиванию имен и дат. Важно, чтобы не пропала изюминка этой науки – захватывающая драма исторических событий и их суть. Как же этого добиться?
В школе «ШИК 16» начиная с 5‑го класса начинается плавное погружение в предмет. Два часа в неделю школьники занимаются не в рамках своих классов, а в смешанной группе. Это не внеурочная деятельность, а основные часы учебного плана – курс по выбору (КПВ).
Важнейшим ориентиром для современной образовательной практики является деятельностный подход к обучению, который в рамках КПВ по истории реализуется через выполнение творческих заданий как в индивидуальной форме, так и в рамках парной и групповой работы. Приведем несколько примеров для каждой параллели.
5‑й класс. Что, на ваш взгляд, было положительным в учебных заведениях Древних Афин? Отрицательным? Чем древнегреческая школа отличалась от современной?
6‑й класс. Представьте, что князь одного из русских княжеств приехал в Новгород. Как он опишет управление Новгородом в письме киевскому князю? Составьте схему управления Новгородом.
7‑й класс. Составьте письменно челобитную или запись о восстании от имени дьяка, воеводы, дворянина, ремесленника, крестьянина или любого человека того времени.
8‑й класс. По вопросам памятки составьте исторический портрет Елизаветы Петровны.
9‑й класс. Предположите судьбу России в случае успеха выступления декабристов.
Безусловно, на каждой ступени обозначенной выше исторической вертикали не только идет усложнение творческих заданий, но и меняется характер деятельности учителя и учеников:
– 5‑6‑е классы: максимальное участие педагога на всех этапах, не подменяющее самостоятельную работу школьников;
– 7‑8‑е классы: на этапе планирования деятельности возможны советы учителя по запросу школьников, на этапе реализации желательна организующая и стимулирующая роль педагога;
– 9‑й класс: минимальное участие учителя на всех этапах в форме консультаций, рекомендаций и обсуждений по запросу школьников.
Практика показывает, что выполнение обучающимися творческих заданий способствует углублению исторических знаний, позволяет создать в представлении ребят яркие образы, адекватные изучаемой эпохе, почувствовать ее колорит, при этом расширяется кругозор школьников и, конечно же, формируется познавательный интерес – самый мощный мотив для продолжения изучения истории на профильном уровне.
Мария ПЛАТОНОВА, учитель истории и обществознания школы «ШИК 16»
Комментарии