Реализация комплексных проектов модернизации образования, в рамках которых в регионах вводятся новые системы оплаты труда учителей, – предмет пристального внимания отраслевого профсоюза. Каковы успехи, достигнутые в этом направлении, какие проблемы предстоит решить и что ожидает участников эксперимента в ближайшем будущем? Последние новости можно было узнать 25 июля на заседании Межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта «Образование», прошедшем под председательством помощника Президента РФ Аркадия Дворковича.
Комментарий «УГ»По данным государственной статистики, среднемесячная заработная плата в образовании за январь-май 2008 года составила 10457,1 рубля, или 65,8% к соответствующему показателю, сложившемуся в среднем по отраслям экономики. В 17 регионах разрыв между оплатой труда в сфере образования и в отраслях экономики в среднем больше среднероссийского показателя. Среди них 4 региона – победителя конкурсного отбора на реализацию КПМО (Тверская, Астраханская, Саратовская области, Пермский край).Вместе с тем в прогнозных оценках Минобрнауки России, представленных 25 декабря 2007 года на президиуме Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, на 2007 год соотношение среднемесячной номинальной начисленной зарплаты в образовании к заработной плате в экономике было предусмотрено на уровне 70%, а на 2008 год – 73%.Согласно официальной статистике, в рамках КПМО идут позитивные процессы, связанные с повышением учительских доходов. Но такие же позитивные изменения происходят и в других регионах, не реализующих КПМО. Так, при сравнении ситуации за два сопоставимых периода (5 месяцев 2008 года и 5 месяцев 2007 года) специалисты профсоюза установили, что темп роста среднемесячной зарплаты работников образовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования в 26 регионах России превышает среднероссийский показатель (134%). При этом лишь 12 регионов из 26 реализуют КПМО.В начальной школе, где, как известно, наполняемость классов выше, чем в общем образовании в целом, темп роста зарплаты превышает среднероссийский показатель (129%) в 48 регионах России, среди них – лишь 18 регионов, реализующих КПМО.Проведенный анализ динамики численности работников образования за последний период (сравнивались показатели I квартала 2008 года и 2006 года) подтвердил неравномерность происходящих изменений как по уровням образования, так и в разрезе регионов России.В начальном общем образовании численность работающих за это время сократилась на 5492 человека (8,2%), в основном общем и среднем (полном) общем образовании – на 80981 (3,2%), в начальном профессиональном образовании – на 9584 (4,2%), в среднем профессиональном образовании – на 6168 человек (1,7%).В то же время численность работающих возросла в дошкольном образовании – на 40302 человека (3,1%), в высшем профессиональном образовании – на 43187 человек (5%).Таким образом, в целом за указанный период численность работающих в образовании сократилась на 2364 человека (0,05%).Анализ, проведенный в разрезе регионов, позволил установить, что сокращения в основном и среднем (полном) общем образовании на 2/3 (66,8%) произошли за счет работников 31 региона, реализующего КПМО (54,1 тысячи из 81 тысячи человек); в начальном общем образовании – также на 2/3 (65,9%) за счет этих регионов (3,6 из 5,5 тыс. человек).Напрашивается вывод о том, что в регионах, реализующих КПМО, процесс реструктуризации сети общеобразовательных учреждений и высвобождения кадров, а следовательно, и финансовых ресурсов, идет значительно активнее, чем в остальных регионах. И вызвано это, в значительной степени, необходимостью поиска внутренних резервов для повышения зарплаты педагогов.Объективно имеются существенные различия в оплате труда работников по уровням образования в среднем по Российской Федерации, в том числе за январь-май 2008 года:- в дошкольном образовании – 7860 рублей;- в начальном общем образовании – 9491 рубль;- в основном общем и среднем (полном) общем образовании – 10066 рублей;- в начальном профессиональном образовании – 9674 рубля;- в среднем профессиональном образовании – 12087 рублей;- в высшем профессиональном образовании – 14980 рублей.При этом по сравнению с соответствующим периодом 2007 года абсолютный рост зарплаты по каждому уровню образования в среднем по России составил 2-2,5 тысячи рублей.Еще более существенная дифференциация в оплате труда наблюдается между отдельными учреждениями внутри каждого уровня образования, что вновь подтверждает необходимость проведения основательного мониторинга и последующего анализа ситуации.
С докладом о реализации в первом полугодии 2008 года комплексных проектов модернизации образования выступил ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Как заявил руководитель организации – оператора нацпроекта, уже с 1 сентября нынешнего года на новую систему оплаты труда учителей перейдут все школы 31 региона России, внедряющего КПМО.
По его словам, в настоящее время в 11 пилотных регионах практически все учреждения общего образования переведены на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, при которой учитываются все виды учебной деятельности педагога, а стимулирующая часть зарплаты зависит от качества преподавания. В большинстве остальных регионов – участников эксперимента подготовлена соответствующая нормативно-правовая база и осуществлен переход на новую систему части школ. «Стопроцентный переход на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование запланирован во всех пилотных регионах с 1 сентября 2008 года», – рассказал Александр Адамский.
По его данным, введение новой системы оплаты труда в минувшем учебном году в школах пилотных регионов дало позитивный эффект: зарплата учителей в этих образовательных учреждениях повысилась в среднем на 30%. При этом у наиболее качественно работающих педагогов она выросла более чем на 80% (в среднем по всем пилотным регионам доля таких учителей составляет около 15%).
В абсолютных значениях прирост заработной платы учителей составил в среднем от 2 до 7 тысяч рублей. При этом у педагогов с высоким уровнем квалификации и хорошими результатами подопечных (победы в олимпиадах и конкурсах, успешная сдача единого государственного экзамена и так далее) оплата труда выросла до 17 тысяч рублей, а у ряда начинающих учителей, еще не проявивших высокие качественные показатели в труде, – от 3 до 5 тысяч рублей.
По мнению Адамского, в результате внедрения новой системы оплаты труда происходят качественные изменения в учительской среде: наблюдается приток молодежи, в том числе молодых педагогов-мужчин. Повысилась заинтересованность учителей в работе с одаренными и отстающими детьми, в том числе и во внеурочное время. Меняется отношение общественности и родителей к системе образования: растет их осведомленность об уровне работы школ и преподавателей, повышается заинтересованность в улучшении качества образования.
Отмечено, что для эффективной работы новых систем оплаты труда необходима и новая система оценки качества образования с привлечением представителей общественных организаций, что также предусмотрено комплексными проектами. В большинстве пилотных регионов создано положение о системе оценки качества образования, началась работа по построению объективного рейтинга образовательных учреждений, распространенной формой фиксации внеучебных достижений школьников и деятельности педагогов стало индивидуальное портфолио.
Что касается развития сети образовательных учреждений, то определение «точек роста» (базовых школ) позволило значительно улучшить их материально-техническое состояние за счет приоритетного оснащения новым учебным оборудованием. В таких учебных заведениях концентрируются и максимально эффективно используются материальные, финансовые и кадровые ресурсы. При этом за счет оснащения школ автотранспортом для подвоза детей растет и доступность качественных образовательных услуг независимо от места жительства школьников.
В целом, по мнению организации-оператора нацпроекта, одним из результатов реализации комплексных проектов модернизации может стать государственный образовательный стандарт как набор требований к условиям, структуре и результатам освоения образовательной программы.
Помощник Президента РФ Аркадий Дворкович в заключение отметил важность региональной работы по этим проектам для будущего всей российской системы общего образования. По его словам, представители высшей школы в последние годы все чаще жалуются на снижение качества подготовки выпускников школ. «Эта ситуация становится фактически недопустимой, и работа по улучшению качества школьного образования становится, безусловно, общественным приоритетом наряду со здоровым образом жизни, – подчеркнул он. – То, как будут реализованы эти проекты и насколько успешно они будут распространены на всю территорию России, непосредственно повлияет на качество школьного образования в перспективе».
По мнению ЦК Профсоюза, ставка на лидеров, в том числе регионов-лидеров, дает определенные результаты в развитии региональных образовательных систем. Однако проблемы, которые можно решать в рамках КПМО, требуют принятия системных решений.
Прозвучавшее заявление о том, что в 31 субъекте РФ все школы с 1 сентября будут переведены на новые системы оплаты труда, вызывает обоснованные сомнения: по информации, поступающей из территориальных организаций профсоюза, у регионов, большинство которых являются дотационными, для этого недостаточно бюджетных средств. Кроме того, результаты анализа нормативных правовых актов, принятых в регионах, реализующих КПМО, а также порядка введения в них новых систем оплаты труда позволяют более объективно судить о реальной численности образовательных учреждений, в которых уже введены и могут быть введены с 1 сентября новые условия оплаты труда.
Так, по данным ЦК Профсоюза, в 2007-2008 учебном году в 31 субъекте РФ, реализующем КПМО, численность образовательных учреждений, в которых введена НСОТ, составляла от 5 до 60% от их общего количества. Лишь в отдельных регионах из числа победителей конкурсного отбора (Тамбовская область, Краснодарский край и др.) НСОТ введена во всех общеобразовательных учреждениях и в полном объеме, то есть с полной заменой прежней системы оплаты труда на основе ЕТС на иную систему. В большинстве регионов применяется дифференцированный подход к введению НСОТ. А в большинстве учреждений проведено частичное изменение условий оплаты труда, в первую очередь путем формирования стимулирующего фонда (в размере 10-30% к общему фонду оплаты труда), используемого для установления педагогам стимулирующих выплат с участием общественности (потребителей услуг).
В аналитических отчетах регионов содержатся выводы не только о позитивных тенденциях в развитии образования, связанных с реализацией проекта, но и о проблемах и трудностях, с которыми они столкнулись.
В частности, большинство регионов отмечают проблему ограниченности бюджетных ресурсов как для формирования стимулирующей части оплаты труда в объеме 25-30%, так и для распространения принципиально новой системы оплаты труда (включая изменение ее базовой части) на все общеобразовательные учреждения, тем более на учреждения других типов и видов. Отмечаются случаи заимствования средств субвенций, предусмотренных на материальное обеспечение учебного процесса, для реализации НСОТ, а также высокие издержки на администрирование стимулирующей части, если ее доля не превышает 10% от фонда оплаты труда.
Возникают проблемы применения модельной методики НСОТ (с учетом стоимости ученико/часа) на старшей ступени школы при переходе на индивидуальные образовательные траектории, а также при сетевом взаимодействии образовательных учреждений (организация курсов, изучаемых в других школах) и оценке результативности труда педагогов. Отмечается усиление разобщенности педагогических коллективов, что во многом обусловлено экономическим расслоением учителей и нарастанием диспропорций в оплате труда учителей, с одной стороны, и другими педагогическими работниками, не обучающими детей в классах, а также обслуживающим персоналом, с другой стороны.
В целом ряде случаев высказываются претензии к содержанию и качеству федеральной нормативной правовой базы, необходимой для развития, в том числе и региональных систем оплаты труда.
Так, отмечаются серьезные проблемы, связанные с оплатой внеурочной деятельности учителей, с разработкой новой схемы организации рабочего дня, нормированием труда учителя, отсутствием объективных критериев установления стимулирующих выплат педагогическим работникам, обновленных требований к квалификационным категориям, присваиваемым по результатам аттестации, с отсутствием необходимой методической помощи со стороны Минобрнауки России.
На сегодняшний день нет полной и объективной информации о реальном уровне и динамике оплаты труда педагогов в российских регионах – и тех, что внедряют КПМО, и во всех остальных. В связи с этим ЦК Профсоюза предложил министру Андрею Фурсенко и председателю Комитета по образованию Государственной Думы Григорию Балыхину принять решение о выделении средств на проведение в 2008 году мониторинга в образовательных учреждениях, финансируемых из региональных и муниципальных бюджетов, и, в первую очередь, в школах. По мнению профсоюза, необходимо провести мониторинг в части изменения уровня зарплаты педагогов в разрезе типов и видов учреждений, по отдельным категориям педагогических работников, а также по степени сложившейся дифференциации в оплате труда среди учителей во всех регионах России.
Соответствующая договоренность о проведении мониторинга с Минобрнауки России и Комитетом по образованию Госдумы достигнута.
Комментарии