Главное в дистанционных технологиях не наличие компьютера на рабочем столе студента, а то, какими учебниками и пособиями он пользуется. Ведь в конечном итоге не столь важно – обучается ли человек в отрыве от вуза и по организованному «под себя» графику либо получает образование, сидя на студенческой скамье и наслаждаясь более или менее вольготной жизнью «от сессии до сессии». Главное – освоить программу, получить основное или второе высшее образование, овладеть той или иной профессией и на этой стезе реализовать себя. А потому вопрос: «Кто занимается определением качества учебно-методических материалов для дистанционного обучения и что они собой представляют?» далеко не праздный.
При дистанционном обучении образовательное учреждение обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
«Методикой применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ» (утверждена приказом Минобразования России от 18.12.2002 №4452) оговорены требования к образовательным учреждениям, которые в полном объеме используют дистанционное обучение. По каждой учебной дисциплине они должны иметь электронные учебно-методические комплексы либо специальные кейсы. Под этим подразумеваются индивидуальные комплекты учебно-методических материалов либо на бумажных, либо на электронных носителях, что, собственно, и составляет основу кейс-технологии. Обязательным является наличие специальных, в том числе электронных, форм проверки знаний обучающихся, база тестовых заданий. В таких вузах должна быть создана корпоративная информационная система документооборота, а штат укомплектован преподавателями, специально подготовленными для работы в новой информационно-образовательной среде.
Учебник на экспертизу!
Массив учебно-методических материалов, обеспечивающих обучение по дистанционным образовательным технологиям, вуз должен «пропустить» через учебно-методические объединения и научно-методические советы, дабы получить рекомендации по присвоению грифа «рекомендовано» учебным пособиям на бумажных носителях.
Электронные учебные материалы проходят экспертизу в Федеральном экспертном совете по учебным электронным изданиям Минобразования РФ, где проводятся содержательная, программно-технологическая и эргономическая экспертизы. Первая предусматривает проверку на предмет того, насколько предоставленные учебно-методические материалы удовлетворяют требованиям государственных образовательных стандартов, основных образовательных или дополнительных профессиональных образовательных программ. Вторая – соответствуют ли электронные учебные пособия технологическим стандартам, и третья – выдержаны ли технические параметры, такие, как цвет, яркость, порядок размещения материалов на электронных носителях. Это и есть сертификация образовательного продукта, используемого при ДО.
Для вузов, реализующих образовательные программы ДО, в настоящее время разрабатываются аккредитационные показатели и процедура аттестации.
Выдвигая столь жесткие условия для получения разрешения на использование дистанционных технологий, Минобразование заботится о качестве учебных программ ДО, их техническом и технологическом уровнях и не в последнюю очередь об охране здоровья тех, кто будет учиться по сетевым технологиям.
Пакет услуг вуз выбирает сам
Определяется ли на нормативно-правовом уровне, что должно входить в пакет образовательных услуг по дистанционному обучению? Жестких указаний на сей счет нет. Вуз (или колледж) в этом плане самостоятелен. Чтобы определить наполнение пакета образовательных услуг по ДО, ему достаточно решение ученого совета об организации учебного процесса с применением ДО, основанного на законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также упомянутой «Методике». Там может быть расписано все, что необходимо для осуществления ДО с учетом специфики вуза, предмета, специальности, отрасли.
Отдельный разговор по вопросу коммуникационной и информационной оснащенности, требованиям к оборудованию учебных помещений. Здесь нужно отметить, что требования для вузов, осуществляющих ДО, на уровень выше, чем в других учебных заведениях, пока еще «не добравшихся» до дистанционных технологий. Они касаются зачисления на ДО, ведения документации, текущей и итоговой аттестации, прав и обязанностей обучающихся, основных информационных ресурсов, организации научной и учебно-методической помощи, кадрового обеспечения. Поскольку лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса с применением дистанционных технологий сейчас еще обсуждаются, остается открытым вопрос о том, каким набором специально оборудованных помещений и рабочих мест вуз должен располагать, какой пропускной способностью должны обладать коммуникационные каналы, каковы должны быть ресурсы компьютера и прочее. В «Методике» сказано, что при проведении проверки готовности реализовывать дистанционные технологии Минобразование вместе с органами управления образованием субъектов Российской Федерации или ведомственными органами управления образованием будет устанавливать объем требований с учетом типа образовательного учреждения и особенностей используемой дистанционной технологии.
Вуз, развивающий у себя ту или иную технологию ДО, по-своему выстраивает систему учебного процесса, но, как правило, он совмещает и традиционные, и новейшие образовательные ресурсы, и бумажные, и электронные носители информации.
Но при этом он должен знать потребности и возможности клиента. Так, при зачислении студентов на обучение с применением сетевой технологии выясняется, имеет ли обучающийся возможность использовать телекоммуникационные возможности на работе или дома. Если нет, в своем региональном представительстве или непосредственно у себя вуз предоставит ему рабочее место – компьютер, подключенный к интернету. И в любом случае, независимо от того, имеется ли персональный компьютер у студента или нет, снабдит его учебно-методическими материалами на бумажных или электронных носителях, если есть – специализированными учебниками с мультимедийным сопровождением (аудио- и видеозаписью), предоставит возможность пользования электронной библиотекой.
В кейсе – лекции и задачи
Учебно-методическое обеспечение при кейс-технологии должно быть достаточным для автономной работы и подготовки студента к аттестации. Его «кейс» может включать в себя рабочий план, графики проведения консультаций, занятий, тестов, экзаменов, рабочие программы, курсы лекций, учебные книги, рабочие тетради, пособия по лабораторным работам, сборники заданий, хрестоматии… Часть этого – на бумажных носителях, часть – на дискетах и CD-ROM. При этом, как правило, существует электронная система тестирования в режиме «on-line», хотя «дистанционщиков» тоже приглашают на лекции и обычный экзамен с вопросами и ответами. Понятно, что здесь не используются или почти не используются новые информационные технологии и обучение практически представляет собой сочетание самостоятельной работы и очных занятий. При этой технологии большую роль играют региональные центры с тьюторами (педагогами-технологами), сертифицированные базовые учебные заведения.
Современные технические средства и телекоммуникации постепенно вытесняют традиционные методы освоения знаний. Идет поиск оптимального варианта, средств доставки учебного материала в региональные центры, форм контроля знаний и административного сопровождения учебного процесса.
У каждого вуза свой уровень владения высокими технологиями. Но в чем можно быть уверенным, так это в том, что обучение студентов с использованием дистанционных методов осуществляется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, что закреплено законодательно.
Комментарии