search
main
0

А что есть бабочка?

От замысла к открытию

Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Одной из важных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений педагогических технологий ведущее место в системе урочной и внеурочной работы в школе №1995 занимает проектно-исследовательская деятельность.

Для ученика проект – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат такой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.

Работа над проектом – это творчество как для взрослого, так и для ребенка, помогающее реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики, родители и педагоги – творцы. В процессе работы над проектом изменяется тип отношений «учитель – ученик», повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Учитель в процессе работы постепенно превращается в старшего партнера по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Педагог консультирует, мотивирует, провоцирует, а также наблюдает, то есть не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника.

При создании проектов педагоги тесно сотрудничают с учителями-предметниками, родителями. Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Проектная деятельность связана с работой в коллективе и развивает такие важные качества, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, дает силы и желание работать над другими.

Проектно-исследовательская деятельность занимает особое место и позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни.

Индивидуальное проектирование завершается защитой выполненных проектов. Защита проектов – это не доклады, не сухой отчет, а красочное действо, которое проводится в публичном формате, с привлечением как авторов других работ, так и зрителей. Это могут быть школьники из других классов, учителя, родители, представителей ДО, гости школы, так называемые эксперты.

Ребята делятся результатами своих наблюдений и исследований. Тематика выступлений учащихся самая разнообразная! В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечает на поставленные вопросы. Все участники представляют совершенно разные темы из разных отраслей науки и техники. Каждый подробно рассказывает о своей работе, сообщает интересные факты, подтверждает свои знания на наглядных примерах.

Самым ответственным и сложным моментом в работе жюри является оценка детских работ. Жюри оценивает не только содержательную часть работы, но и умение представить свой труд, отвечать на вопросы экспертов. Все ребята выступают достойно.

Ученик 1‑го «В» класса Сергей Азимков работал над проектом «Удивительный мир динозавров». И он говорит:

– Хорошо, что в нашей школе проводятся научно-практические конференции, где каждый может принять участие и показать себя!

Его одноклассница Эркылыч Виктория Идиль Селчук увлеклась проектом «Удивительный мир бабочек». Летом, гуляя в парке, отдыхая с родителями на даче, Вика с сестрой наблюдали за бабочками – как они летают, какого размера и цвета. С каждым разом появлялись новые вопросы: сколько разновидностей бабочек? Какие превращения происходят с ними? Может ли бабочка жить в домашних условиях? Что она будет есть, где будет спать? Родители не могли не заметить интерес у своих дочек к естественным наукам и решили помочь в поисках ответа на вопросы, подарив бабочкарий.

Это уникальная возможность вырастить настоящих тропических бабочек дома и наблюдать за их жизнью. Ухаживали за бабочками всей семьей. Вика решила взять эту тему для своего школьного проекта. За время работы над проектом она узнала много нового о жизни самых красивых насекомых – бабочек, почувствовала красоту окружающего нас мира, пополнила свой словарный запас, расширила кругозор. Наблюдения научили ее быть внимательной к бабочкам и бережно к ним относиться.

Третьеклассник Арсений Аксенов, автор проекта «Мультипликационный фильм «Кот и лодыри», С.Я.Маршак», рассказывает:

– В нашей школе организовали кружок «Мультилаборатория». Мы с увлечением занимались созданием мультипликационного фильма. Сначала мы изучили историю возникновения анимационных фильмов, их виды, выбрали стихотворение и разработали сценарий. Каждый из нас вылепил пластилинового героя, изготовили декорацию. Шаг за шагом мы снимали движения героев, озвучивали их. Под руководством учителя мы смонтировали фильм. Это был наш первый собственный мультфильм. Мы его представили и успешно защитили на школьном этапе МГК.

А второклассник Иван Босенко, представивший проект «Рыжий вирус. Коррозия – основной враг металла», отмечает:

– В современном мире очень много изделий из металла. Часть из них мы теряем из-за коррозии. Мне стало интересно, есть ли способы борьбы с коррозией. Работая над проектом, я провел опыты с металлической пластиной и утвердился в гипотезе моего проекта: коррозию можно победить, если покрыть металл специальным средством, содержащим цинк. Я представил свой проект на школьном этапе МГК.

Каждый личностный опыт ребенка уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе больше, чем безликая оценка.

После проведенной работы можно подвести итог, что проектное обучение дает хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки всегда быть успешными, развивает ключевые компетентности, готовит к реальным условиям жизнедеятельности.

Наталья АРСЛАНОВА, учитель начальных классов школы №1995

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте