Для 22 команд это дебютная встреча. 9 сборных считают себя профессионалами. О том, чтобы услышали, мечтают класса с 5-го. И учатся говорить так, чтобы это произошло. Они воспитаны на постулатах Марка Туллия Цицерона, которого чтят как величайшего оратора, утверждавшего, что сильные, коротко выраженные мысли много содействуют улучшению жизни. У них есть для этого все. У них есть «Дебаты». В этом году в пансионат «Салют», где традиционно в конце февраля проходят игры, съехались команды из Дзержинского, Жуковки, Ивантеевки, Королева, Люберец, Медвежьих Озер. Приехали и белгородские, нижегородские, санкт-петербургские, таганрогские спикеры.
Образ человека, описанного Бернхардом Шлинком в «Возвращении», знаком многим: «Он говорил, но говорил ни о чем. Его речь была структурирована, фразы были хорошо построены от начала до конца и удачно связывались друг с другом, цитаты были вполне уместны, и все, о чем он вспоминал и над чем предлагал подумать, звучало так, словно имело глубокое содержание. Однако он не выдвинул ни одного тезиса, не сформулировал ни одной мысли, ни за, ни против. В своей речи он не высказал ни одного утверждения или суждения, за которое можно было бы уцепиться, из-за которого он мог бы попасть под огонь критики и которое вынудило бы его затем выступить с самокритикой. Это была та разновидность речи, которая, подчиняясь своим специфическим законам, часто выступала в неумелой, дилетантской форме, здесь же она была поднята на уровень искусства. Но искусства какого-то абсурдистского».
Еще чаще мы встречаемся с людьми, которые из-за своего косноязычия и неумения обречь в слова даже самые простые мысли не находят должного отклика в душе собеседника. Образное изложение делает предмет речи видимым, считал Цицерон. И с ним невозможно не согласиться. Директор методического центра Ивантеевки Ольга Попенкова, идейный вдохновитель и организатор подобных «салютовскому» слетов, убеждена, что технология «Дебаты» представляет собой не только увлекательную игру, но и эффективное средство развития человека, формирования качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. В процессе поиска аргументов участники дебатов знакомятся с новой для себя областью знаний, учатся искать и обрабатывать информацию, логически мыслить, определять стратегию спора, вести дискуссию, выслушивать собеседника, работать в команде. Так, дебаты способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков и критического мышления.
Доцент Российского государственного педагогического университета имени Герцена Сергей Наумов увлекся дебатами еще в 1996-м. Случайно ознакомился тогдашний школьный учитель истории с технологией на региональном семинаре и оценил ее эффективность по достоинству. Сейчас он выступает в ранге международного тьютора, так как опыт рекомендаций для речей ораторов накоплен у него огромный. Вот и в «Салюте» он провел мастер-классы по перекрестным вопросам, знакомым рьяным киноманам по сюжетам из залов суда, и формату, моделирующему парламентские дебаты.
Психолог ивантеевского методцентра Мария Смирнова изначально установила между ребятами особые, доверительные отношения, проведя их по парочке-другой забавных тренингов. Потому даже в пылу борьбы обиженных, несмотря на то что порой команде семиклассников приходилось опровергать утверждения десятиклассников, не оставалось: слова ранят только тогда, когда за ними чувствуется особый, оскорбительный смысл. В «Дебатах» же важны лишь аргументы «за» и «против». И в моменты, когда спикеру четко сформулировать мысль не удавалось и он от расстройства готов был заплакать, оппонент не добивал поверженного навзничь соперника, а трогательно утешал. Они еще дети. Они еще учатся. Но хочется, чтобы сопереживание осталось их главным доводом, приводимым в подтверждение или опровержение чего-либо, их главной основой.
По словам Сергея Наумова, молодые люди сегодня стали более открытыми, раскованными, взирающими на старших как на партнеров, с которыми сообща возможно решить любую проблему. Они действительно чувствуют, что могут любую проблему решить. И обсуждают, нужен ли современной школе новый учитель и может ли оказаться так, что правом получить высшее образование станут пользоваться только те дети, которые сумели доказать взрослым то, что у них для этого достаточно таланта. И приводят в обсуждениях утверждение Аль Капоне: «Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо больше, чем только добрым словом» потому, что честность – стержень дебатов, и если юный ритор уверен, что для поиска истины требуется привлечь на свою сторону знаменитого гангстера, то он вправе воззвать к нему. Дебаты способствуют развитию толерантности и уважительного отношения к различным взглядам. Не оставляя в стороне напутствие Цицерона: «В жизни, как и в речи, нет ничего труднее, как видеть, что уместно».
пос. Костино, Пушкинский район
Комментарии