search
main
0

На разных берегах

В рамках проекта «Полоска света под дверью» между представителями педагогического сообщества состоялся разговор на тему «Можно ли доверять молодому учителю?».

Как заметил ведущий беседы, кандидат педагогических наук Юрий Эльмаа, взаимодействие учителя с родителями – одна из трудностей, которую обозначают молодые педагоги, характеризуя особенности своей профессиональной деятельности. Это объективно сложно, потому что родители часто сомневаются: как доверять ребенка педагогу, у которого еще нет родительского опыта, да и жизненный опыт не такой большой? Насколько такой специалист готов и способен компетентно и профессионально осуществлять взаимодействие с ребенком?

Как согласилась директор Института детства РГПУ имени А.И.Герцена кандидат педагогических наук Виктория Новицкая, своим отношением «сам роди, потом советуй» родители часто ставят молодого педагога в невыигрышную позицию, однако нужно понимать, что у педагогической молодежи есть определенные преимущества. Например, молодой учитель близок по возрасту к детям и еще помнит, что пережил сам в том или ином возрасте. Детская субкультура ему понятна, отсюда выстраиваются доверительные отношения между ним и детьми.

Как пояснила заместитель директора педагогического колледжа №8 Санкт-Петербурга кандидат педагогических наук Анастасия Архипова, на этапе адаптации к профессии молодые педагоги действительно выделяют взаимодействие с родителями как одну из серьезных проблем, но в то же время молодежи свойственно желание совершенствоваться, проявлять себя и, что самое важное, именно молодые учителя стараются понять, разобраться, вникнуть, почему ребенок ведет себя именно так, а не иначе, и рассказать это родителям, вместе с ними найти решение. Здесь, наверное, необходимо определить, что ожидают друг от друга молодые педагоги и родители, а чтобы эти ожидания не были полярными, нужно больше общаться, и не только в формате родительских собраний.

К примеру, в Эстонии есть такая интересная практика, как развивающие беседы, в которых участвуют учитель – классный руководитель и родители ребенка. В России тоже есть наработки эффективного взаимодействия с родителями, и нужно заметить, что и сами родители становятся активнее, когда видят неравнодушного молодого педагога. Создаются родительские клубы, и многие папы и мамы специально приходят в выходные дни, чтобы пообщаться между собой и обсудить с учителем актуальные вопросы.

В то же время, как и все люди, молодой педагог имеет право на ошибку. По мнению Виктории Новицкой, если исходить из позиции доверия и партнерства, то на несистематическую ошибку можно и нужно деликатно указать, а систематические промахи уже требуют управленческих решений. Можно взять простой пример. Молодой педагог решил установить дежурство по классу. Половина родителей «против», половина – «за». В этом случае, как считают эксперты, нужно встретиться и обговорить все вопросы еще «на берегу». Кроме того, можно предоставить сделать выбор самим ученикам. Если ребенок увидит, что взрослые смогли договориться, то это послужит положительным примером в будущем.

Но все-таки проблема взаимоотношений молодых учителей и родителей остается насущной и злободневной. Так, в исследовании, проведенном преподавателями педколледжа №8, на вопрос «От кого ждут помощи молодые учителя?» ни один из респондентов не сослался на родителей. На пап и мам своих учеников как на агентов поддержки молодой педагог, увы, надеется в последнюю очередь.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте