search
main
0

Достойный труд и социальное партнерство

В столице провели фестиваль профсоюзных уроков

По инициативе Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования и Московской федерации профсоюзов осенью в школах мегаполиса прошли профсоюзные уроки. Проект поддержал Департамент образования и науки Москвы. 649 образовательных организаций столицы подхватили инициативу и провели в общей сложности 1591 профурок. «Российские профсоюзы. История и современность», «Труд. Право или обязанность?», «Достойный труд в XXI веке», «Профессионалы будущего. Ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности», «Социальное партнерство – гарантия достойного труда». Диапазон тем и направлений профуроков в сочетании с интерактивной формой подачи материала, а также участие профлидеров и студентов-наставников превращают каждое занятие в увлекательное путешествие по истории профсоюзного движения.

В этот раз профурок в школе №1535 прошел нестандартно – вместо учителей и докладчиков выступили сами ребята. Тема занятия – «Роль профсоюзов в современном государстве». Школьники подготовили интерактивные доклады о Всеобщей декларации прав и свобод человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, обсудили Конституцию РФ и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Для того чтобы удержать внимание аудитории, ребятам потребовались серьезная подготовка, желание поделиться интересной информацией и хорошее знание материала.

Какую роль играет профсоюз в жизни современного человека? Нужны ли профсоюзы в рамках социального государства и что вообще такое социальное государство в современном мире? Всего за сорок минут урока ребята постарались ответить на такие непростые и абсолютно взрослые вопросы. Школьники уверены, что полученные знания обязательно пригодятся им в повседневной жизни.

Одиннадцатиклассник Андрей считает, что тема урока очень актуальна, любому человеку нужно уметь грамотно взаимодействовать с государством:

– Социальное государство влияет на всех. Все мы платим налоги, работают наши родители, все мы будем взаимодействовать с государством, учиться в государственных учреждениях. Я постарался раскрыть тему на примере некоторых скандинавских стран, где профсоюзы продвигают интересы рабочих, помогают отстаивать их права и служат связующим звеном. В целом уверен, что урок был очень полезным, ребятам дали массу интересной информации. Они смогли узнать, какие существуют точки зрения на государственную политику и экономику и какую роль в этом играет профсоюзное движение.

Иван, ученик этой же школы, хотел рассказать одноклассникам, что такое профсоюзное движение, он считает, что цель его доклада достигнута:

– Думаю, что знания по этому вопросу могут пригодиться ребятам и на ЕГЭ. Кроме того, для дальнейшей взрослой жизни, особенно для трудоустройства, эта информация обязательно будет полезна. Вполне возможно, что многие просто не знают, как грамотно отстаивать свои права, именно профсоюз сможет помочь при решении этих вопросов.

Учитель истории и обществознания школы №1535 Валентина Альбертина напомнила, что от начала и до конца занятие подготовили и провели сами ребята, и остановилась на главных задачах профсоюзного урока. По ее словам, старшеклассники рассказали о сущности и функциях профсоюза, о том, что такое социальное государство и его модели. А главное – урок помог ребятам осознать значимость профсоюзного движения, нашу способность объединяться и защищать свои права.

Выпускница Варвара впервые принимает участие в профсоюзном уроке, у нее масса впечатлений и планов:

– Я почти определилась с будущей профессией – хотела бы стать юристом. Уверена, что юриспруденция и профсоюзное движение – смежные области. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мне придется работать по многим вопросам, которые мы затронули сегодня. Было очень интересно принять участие в таком необычном уроке и узнать для себя много нового: что такое профсоюзное движение, трудовые договоры и права работников.

Ребята детально разобрали структуру профсоюзного движения в РФ, поговорили об основных функциях и задачах профсоюзов сегодня. В конце занятия школьники пришли к выводу, что свои права нужно не только знать, но еще и уметь их грамотно отстаивать.

А вот в школе №763 решили подхватить актуальный тренд и не только ответить на злободневные вопросы, но и рассказать историю профсоюзного движения с помощью инфографики.

На уроке постарались дать определение такому фундаментальному понятию, как модель социального государства. Кроме того, школьники сформулировали ответы на вопросы, посвященные роли профсоюзного движения в жизни современного человека.

В качестве почетных гостей на уроке присутствовали председатель территориальной профсоюзной организации Северо-Восточного административного округа Ольга Полякова и заместитель председателя Московской городской организации Профсоюза образования Сергей Горбун. Ольга Полякова напомнила, что в этом году было решено немного поменять форму подачи профсоюзных занятий:

– Мы смело говорим, что у нас проходит настоящий фестиваль профсоюзных уроков. Формат фестиваля дает учителю возможность использовать различные формы и методы. Например, театральная постановка. Само слово «фестиваль» подразумевает творчество. Сегодня на уроке интересно и детям, и взрослым. Было здорово наблюдать, как постепенно та новая информация, которую ребята добывали самостоятельно буквально по крупинкам, к концу урока стала их полноценным знанием. Кроме того, очень важно, чтобы эти ребята нашли для себя в Сети информацию по профсоюзному движению, переработали ее и пришли с вопросами к своему учителю. Уверена, эти школьники в ближайшей перспективе станут нашими союзниками и единомышленниками!

Занятие началось с театральной инсценировки – школьники убедительно разыграли два классических производственных конфликта между работником и работодателем. На импровизированной сцене типичные представители Викторианской Англии и современной России. Ребята увидели, что вопросы, касающиеся рабочего графика, выплаты заработанных денег, штрафов и поощрений работника, могут быть с успехом решены в рамках профсоюзного законодательства. На следующем этапе урока ребята объединились в команды и с помощью методов-кейсов в режиме реального времени создали элементы инфографики. Основная цель – визуализировать историю и задачи профсоюзного движения. Десятиклассник Николай рассказал, что во время подготовки к уроку узнал много нового о профсоюзах:

– Я понял, насколько это важная, обширная и полезная организация, которая действительно помогает сотрудникам и предоставляет им защиту. Также теперь я знаю историю создания и развития этого движения, с чего все начиналось в далеком XVIII веке!

Как возник профсоюз Англии XVIII-XIX веков и как сегодня развивается профсоюзное движение в России? Школьники не только основательно проверили свои знания по истории, но и получили много полезной и актуальной информации. Десятиклассница Анастасия выступила с докладом о развитии профсоюзов в нашей стране:

– Для этого доклада пришлось обратиться к истории вопроса, многие факты я нашла в учебниках и специализированной литературе. Получается, что, готовясь к выступлению, я серьезно проверила свои знания по истории и обществознанию. Вполне возможно, этот опыт пригодится мне и при подготовке к экзаменам, и в будущей профессии.

– Мои родители – члены профсоюза, как раз сегодня я много узнал об этой организации и планирую уже в университете присоединиться к студенческому профсоюзному движению, – поделился десятиклассник Павел. – Урок стал для меня важным и во многом помог принять это решение.

Учитель истории и обществознания школы №763 Надежда Шупарская отметила, что на этом занятии школьники постарались протянуть нить от зарождения профсоюзного движения до современности и ознакомить ребят с теми возможностями, которые предоставляет профсоюз сегодня:

– Мне кажется, ребятам понравился урок, они были очень заинтересованы, вовлечены в работу и с большим удовольствием готовились, отвечали на вопросы и выполняли задания.

Директор школы №763 Александр Борисов отметил огромную значимость таких мероприятий как для учащихся, так и для сотрудников школы:

– Такие уроки позволяют прикоснуться к культуре взаимодействия между работником и работодателем. Кроме того, очень важно, что живую историю профсоюза мы показали в визуальном формате. Этот формат актуален, соответствует требованиям сегодняшнего дня, да и самим ребятам очень удобно воспринимать инфографику.

А в Московской международной школе учителя истории Андрей Веревкин и Анастасия Варьева вместе с ребятами провели занятие под названием «Трудовые права несовершеннолетних». В качестве почетного гостя на уроке присутствовала председатель профсоюзной организации Восточного административного округа Ольга Тришина. Урок начался с импровизированной постановки – к ребятам заглянули Золушка, геймер, разносчик товаров и курьер. Гости и участники должны были вместе решить, кто из героев сценки не является нарушителем трудового законодательства.

Следующий этап работы – разбор проблемных кейсов. Объединившись в группы, школьники разбирались в запутанных историях, связанных с трудоустройством своих сверстников – несовершеннолетних работников. Старшеклассники выполнили творческое задание и дали характеристику профсоюзного движения по методике синквейна. Для описания профсоюзной деятельности ребята выбрали самые главные слова: «помощь», «поддержка» и «защита». В конце занятия школьники проголосовали с помощью QR-кодов, единогласно выразив свое мнение о полезности и актуальности урока.

Роль профсоюзов в современном обществе обсудили на занятии в школе №1522

 

В школе №1522 прошел урок, посвященный роли профессиональных союзов в современном российском обществе. В чем сущность гражданского общества и какое место в нем занимают профсоюзы? Какие виды профессиональных союзов существуют и каковы основные направления их деятельности? Дискуссия проходила в командном формате, школьники привели примеры того, как профсоюзы защищают трудовые права работников в нашей стране, и выяснили, что означают такие непростые понятия, как «социальное партнерство» и «коллективный договор».

Василиса, ученица 10‑го класса школы №1522, подготовила рассказ об истории профсоюзного движения. По словам старшеклассницы, самое главное было указать на значимость деятельности профсоюзов во все времена как в нашей стране, так и во всем мире:

– Урок показался мне очень актуальным, такие занятия необходимо проводить в школах, чтобы рассказывать новому поколению о возрастающей значимости профсоюзного движения.

Также старшеклассники представили авторское мини-исследование «Особенности развития профсоюзного движения в современном российском обществе».

Десятиклассница Алина выступила с сообщением по правовым основам регулирования профсоюзного движения в Трудовом кодексе РФ:

– Моей задачей было рассказать о месте и значении профсоюзов именно в Трудовом кодексе, например, о регулировании рабочего времени и оплате труда. Я давно хотела узнать про историю профсоюзного движения и как раз на профсоюзном уроке получила массу полезной информации.

В конце урока школьники приняли участие в практической групповой работе «Роль профсоюзов в регулировании трудовых правоотношений». Учитель обществознания школы №1522 Ирина Савельева отметила уникальность формата профсоюзных уроков:

– Этот опыт обязательно нужно распространить и на другие регионы. Тема прекрасно вписывается в программу обществознания, особенно с учетом новых образовательных стандартов. Сегодня просто необходимо формировать компетенции ребенка, чтобы он понимал, как теоретические знания, полученные на уроке, применяются на практике. Это именно та живая жизнь, дефицит которой зачастую ощущается на уроках обществознания.

Слова приветствия и благодарности школьники услышали от почетных гостей урока – учителей и представителей профсоюзной организации специализированной школы №115 Донецка, в которой русист Ирина Бабич уже на протяжении нескольких лет реализует проект по созданию школьниками творческих и исследовательских работ как на уроках, так и во внеурочной деятельности:

– Мне сегодня было очень интересно увидеть проектную деятельность 10‑х классов. Например, индивидуальную и групповую работу и защиту собственного проекта. Конечно же, хотелось бы такие методические нюансы взять к себе в копилочку. Я учитель словесности, но абсолютно уверена, что эти приемы будут востребованы не только на уроках литературы и русского языка.

Председатель первичной профсоюзной организации школы №115 Донецка Татьяна Бориско отметила, что именно на таких занятиях у ребят появляется отличная возможность получить первые знания о профсоюзном движении прямо со школьной скамьи:

– Это поколение придет нам на смену, этим ребятам учиться и работать в самом ближайшем будущем. Конечно, хочется, чтобы они как можно раньше узнали о нашей организации и стали ее представителями. Главная цель урока – социализация школьников. В каком-то смысле это один из важных шагов во взрослую самостоятельную жизнь.

Профсоюзный урок прошел и в кадетской школе Первого московского кадетского корпуса. Заместитель председателя территориальной организации профсоюза Северного административного округа Татьяна Калиниченко отметила, что эти занятия значительно отличаются от обычных уроков. Впрочем, и школьники тоже не совсем обычные – кадеты, а значит, повышенная ответственность, целеустремленность и требовательность к себе.

Открытый интерактивный урок был посвящен профессиональным компетенциям в современном мире, программе профориентации, а также истории профсоюзного движения. Оказалось, что многие воспитанницы уже выбрали дело всей жизни. Например, курсант Мария мечтает стать педагогом:

– Я планирую поступить в педагогический вуз и стать учителем русского языка и литературы, кроме того, обязательно участвовать в профсоюзном движении.

Ее одноклассница Анастасия отметила, что профсоюзы будут востребованы во все времена:

– К сожалению, всегда могут возникать трудовые споры с недобросовестными работодателями. Профсоюз – надежная защита прав работника.

Ориентируясь на современное законодательство, старшеклассницы разбирали юридические кейсы, знакомились с ролью профсоюзов в трудовой деятельности и с историей появления праздника – Дня действий «За достойный труд».

Почетным гостем профсоюзного урока стала Герой России летчик-космонавт Елена Серова, которая посетила кадетскую школу в рамках профориентационной программы:

– У космонавтов нет профсоюзной организации, но в МАИ я была членом профсоюза 6‑го факультета. Мы обеспечивали материальную помощь ребятам, занимались предоставлением жилья иногородним студентам, помогали с общежитиями. Это действительно была большая и слаженная работа команды Московского авиационного института, которую вспоминаю с искренним уважением и благодарностью.

В беседе с нами она призналась, что проведение профсоюзных занятий, профориентационные встречи и наставничество считает своим профессиональным и гражданским долгом. Общение с ребятами, по словам Елены Серовой, убеждает ее, что подрастает достойная смена, а значит, и профсоюзное движение, будущее российской космонавтики находится в надежных молодых руках.

Цель профсоюзных уроков – знакомство с богатой историей развития профсоюзного движения и действиями профсоюзов в отстаивании прав работника за достойные условия труда. Это социализация, формирование отчетливой гражданской позиции и ориентация на активную общественную деятельность. Знания о профсоюзном движении, полученные школьниками, становятся основой дальнейшей трудовой стабильности.

Елена РИПС, главный специалист аппарата Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте