«Обращаем ваше внимание на принципиально ошибочную, крайне несправедливую систему оплаты труда, сложившуюся в российском образовании, унизительную систему оценки труда главного работника данной системы – учителя, преподавателя», – так начинается письмо-обращение, которое прислали в редакцию «Учительской газеты» преподаватели Грязовецкого политехнического техникума Вологодской области. Подписи под обращением поставили 33 педагога. Текст обращения, который мы публикуем, также был направлен Президенту РФ, Правительству РФ, Общественной палате РФ и Уполномоченному по правам человека РФ.
Мы возмущены не только своим нищенским материальным положением, нас беспокоит судьба российского образования в целом, так как мы уверены: такая политика ведет к его деградации, что мы наблюдаем и в настоящее время.
Мы убеждены в том, что одна из самых больных проблем – существующая система оплаты труда учителя, преподавателя, воспитателя детского сада:
1) Необоснованно низкий должностной оклад: 5168 рублей – учителю, имеющему 1-ю квалификационную категорию, высшее образование, 5788 руб. – высшая категория, высшее образование. Напоминаем, что это ниже даже официального прожиточного минимума (в Вологодской области – 7292 руб.), это чуть выше МРОТ (4611 руб.), а ведь МРОТ определяется для неквалифицированного работника, выполняющего простые работы (ст. 129 ТК РФ)!
2) Хотелось бы получить разумные объявления от нашей власти, почему только учитель ДОЛЖЕН ДОКАЗЫВАТЬ, что он ДОСТОИН получать свои 10-12-15 тысяч (так любимое властью стимулирование)?
Почему молодой инженер, выпускник технического вуза ДОСТОИН сразу получать оклад 15-20 тыс. руб., а выпускник педагогического вуза – только 4-5 тыс.
Почему молодому лейтенанту Президент РФ обещает оклад не менее 33 тыс. руб., а молодому учителю – только 4-5?
Наконец, почему оклады чиновников (и государственных, и муниципальных) гораздо выше окладов учителя (преподавателя)?
Докажите, пожалуйста, что работа депутата Государственной Думы РФ в 20 раз сложнее, интенсивнее работы учителя, воспитателя детского сада, преподавателя!
Предлагаем депутатам, министрам, Президенту РФ назначить себе оклад в 5 тыс. руб., а остальные 100-150 тыс. заработать через систему стимулирования!
Никто и нигде еще не доказал, что учителя (преподаватели) работают хуже чиновников, полицейских, врачей, инженеров, военных!
Считаем, что действующая российская власть проводит политику дискриминации учительства в вопросах оплаты труда, нарушает статью 37 п. 3 Конституции РФ (вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации). Напоминаем Д.А.Медведеву, что он – гарант Конституции РФ.
3) Еще одна грубейшая ошибка в системе оплаты труда работников образования – превышение в разы оплаты труда администрации образовательных учреждений над оплатой труда учителей (преподавателей): именно учитель выполняет самую основную, самую сложную (а в последнее время еще и опасную) работу – работу с детьми, его зарплата не должна быть принципиально ниже зарплаты администраторов (а в случаях особых достижений должна быть выше).
4) В СМИ, освещающих вопросы зарплаты учителей, называются цифры 12-15-17 тыс. руб., говорится о том, что заработная плата учителей достигает средней зарплаты по региону, однако никто не поясняет, что такая зарплата достигается благодаря полуторной, двойной нагрузке, которую приходится вести учителю, чтобы выжить. Работая на ставку (т.е. норму рабочего времени), можно заработать не более 7-8 тыс. руб. (в зависимости от доплат за стаж и т.п.).
Такая повышенная нагрузка катастрофически сказывается на качестве работы, здоровье, личностном развитии учителя.
Фактически учитель (преподаватель) в нашей стране лишен права
– иметь семью (не прокормить детей);
– на отдых (тянет всю жизнь повышенную нагрузку, отпускных хватает разве что на жалкое существование в течение 2 месяцев);
– на достойный уровень жизни (полностью зависим от государства в вопросах оплаты труда, а подработки, например репетиторство, отрицательно сказываются на основной работе).
5) Несколько слов о разрекламированном в последние месяцы повышении заработной платы учителям на 30%:
– власти надо быть честной и ответственной в своих заявлениях: эти 30% – элементарная индексация заработной платы, положенная всем бюджетникам по трудовому законодательству и не осуществляемая в последние годы;
– реальным повышением может считаться только повышение окладов в несколько раз (мы считаем минимум в 5-6 раз);
– региональные власти неодинаково справляются с реализацией этого \”повышения\” (в СМИ называются регионы – \”двоечники\”, Вологодская область в их числе);
– почему-то \”повышение\” коснулось только школьного учительства, из поля зрения власти \”чудесным образом\” выпали преподаватели, воспитатели, психологи, например, преподаватели БОУ СПО ВО \”Грязовецкий политехнический техникум\” до сих пор не получили ни копейки из обещанного повышения (думаем, что мы не единственные)!
6) Отдельное спасибо правящей партии от преподавателей средних профессиональных учебных заведений, у которых было отнято право на педагогическую пенсию, несмотря на то что в образовательных учреждениях СПО, так же как и в школах, реализуются общеобразовательные программы, а значительная часть обучающихся – до 18 лет. Абсурд: учитель сельской школы, выпускающий нескольких учеников в возрасте до 18 лет, имеет право на педагогическую пенсию, а преподаватель СПО, выпускающий ежегодно несколько десятков человек, теряет это право только потому, что на 3-м курсе обучающиеся переходят возрастную планку в 18 лет. Интересно, чем принципиально отличается молодой человек в возрасте 17 лет 364 дня от молодого человека возрасте 17 лет и 365 дней (а по закону он уже не ребенок, и обучающий его уже не педагог!).
Низкая оплата труда в образовании привела к ряду крайне неблагоприятных последствий:
– перемещение учительства в социальный слой малообеспеченных граждан, необходимость на первое место ставить проблему удовлетворения первичных потребностей, выход из слоя духовной элиты общества;
– недовольство своим положением, привнесение эмоций недовольства, раздраженности в образовательные учреждения, в т.ч. в отношения с детьми;
– неуважение общества (в том числе детей) к профессии учителя;
– повышенные учебные нагрузки на учителя (преподавателя), следовательно, повышенная утомляемость, рост заболеваемости, снижение качества работы, отсутствие времени на систематическое самообразование, творчество, новаторство и личностное развитие.
Требуем от действующей власти немедленно пересмотреть систему оплаты труда в образовании, реально повысить оклады учителей, преподавателей, других работников образования, перевести их в разряд высокооплачиваемых работников, что соответствует практике высокоразвитых, цивилизованных стран.
Предлагаем всем работникам образования присоединяться к нашему обращению, довести вашу позицию до власти, заставить ее реально заботиться об интересах российских граждан!
Преподаватели БОУ СПО ВО \”Грязовецкий политехнический техникум\”:
Е.С.Попова
Л.П.Третьякова
Н.Д.Петроченко
И.А.Веретьева
Л.А.Маликова
А.В.Лодыгина
Т.Р.Коробицына
А.В.Янкович
В.Л.Курицын
А.Г.Архангельский
П.А.Адров
Н.М.Кукушкина
Л.Р.Куликова
Е.Н.Калейша
Е.М.Адрова
О.И.Липина
Л.В.Белова
В.А.Маслов
Т.Г.Прокулова
Н.В.Белова
Г.П.Левчук
Н.В.Иванов
К.П.Зубова
Е.Н.Баранова
Т.В.Невзорова
И.В.Поспелова
Е.В.Зиновьева
Н.В.Трофимова
Н.Н.Гуляева
О.Я.Курицына
И.М.Данилова
В.А.Урсакий
А.В.Васанов
Комментарии