Продолжение. Начало в «МП» №18-19, 21
Текст как источник информации на занятии: организация деятельности для адекватного понимания и эффективного анализа
Представление способов работы на занятии с текстами в широком смысле этого слова (включая визуальные и графические образы, любые другие источники, которые дают возможность получить информацию по искомой теме или вопросу) займет не одну книгу. Поэтому здесь представлены только некоторые приемы и подходы, способные помочь педагогам разных предметных областей и уровней образования. Переработка информации включает ряд базовых операций: анализ (выделение отдельных элементов), интерпретация (восприятие и понимание с учетом особенностей человека), оценка (рейтингование, распределение на основное и второстепенное, определение ценности), обобщение (выстраивание причинно-следственных и других связей), обсуждение (формулирование вопросов), сравнение, творческая переработка (деятельность по созданию нового продукта – учебного, социального, творческого, исследовательского).
ВКУСНЫЕ МЫСЛИ
«Начало образования состоит в исследовании слов» (Антисфен).
«Наблюдай, изучай и читай, чтобы ты был в состоянии преодолеть еще оставшиеся у тебя сомнения и продвигался к дальнейшему изучению и постижению, ибо жизнь без познания означает смерть и бесславное погребение» (Эпикур).
«Лучший путь к истине – это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили» (Дж.Локк).
«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным» (Ф.Бэкон).
«Знание – не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно – результат большой работы и потому – большой жертвы» (Г.Бокль).
«Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам» (Вольтер).
«Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки» (С.Цвейг).
«Продвинуться вперед возможно, лишь возвращаясь назад, затем направившись вбок, и вверх, и затем вниз» (Г.Миллер).
На занятии чаще всего используются не целые документы (источники), а текстовые фрагменты, часто адаптированные под возраст обучающихся или отобранные с учетом особенностей темы занятия. Среди самых простых и легко используемых приемов назовем следующие:
> Выделение основных идей (мыслей, фактов, теорий, событий и т. п.).
> «Разбивка» текста на части и выделение главного в каждой из них.
> Анализ документа по схеме или составление карты документа.
> Формулирование названия для всего текста или каждой из выделенных частей.
> Вставка пропущенных в тексте слов из списка понятий или самостоятельно.
> Иллюстрирование текста, подбор визуального (музыкального или любого другого) сопровождения, словесно-схематическое изображение прочитанного текста или его краткой схемы, выделение цветом отдельных слов.
> Формулирование тезисов (если текст позволяет, то и подбор аргументов) и/или подбор ключевых цитат.
> Постановка собственных вопросов к тексту.
> Создание эмоционального образа текста (например, назвать и пояснить три эмоции, которые вызывает чтение текста).
> Восстановление пропущенного фрагмента текста (начала, середины, окончания) или определение смысла документа по словам, абзацам, фрагментам.
> Мозаика фрагментов документа с заданием определить правильную последовательность частей.
> Написание рецензии, отзыва, аннотации.
> Сравнение нескольких текстов.
> Составление тематического словаря (тезауруса) – упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме.
> Ролевой подход при обсуждении или создании собственного документа (предложить создать текст от имени героя, ученого, выдуманного персонажа, вещества – определить проблему, которой будет посвящен документ, стилистику и т. п.) или анализ текста с определенной ролевой позиции (цензора, журналиста, аналитика, оппонента и т. п.).
> Перевод содержания из одного формата в другой (текстового, графического, мультимедийного, видео-, анимационного и т. п.).
> Конспектирование – краткое изложение, краткая запись прочитанного материала, составление плана.
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ. Напомним, что работа в рамках информационного блока сочетается с практическим освоением в деятельностном контексте. Здесь можно выделить следующие важные элементы в их логической последовательности:
Внимание (привлечение интереса или самостоятельное его нахождение, пробуждение любопытства, определение проблем и выдвижение гипотез; восхититься самому или вызвать у кого-то удивление).
+ Объем (достаточность, посильность, ограниченность, целесообразность, адекватность).
+ Иерархия (распределение по степени важности, отказ и выбор, «бритва Оккама» – отсечение ненужного и лишнего).
+ План (организация работы, целеполагание, прогноз по результатам, видение перспектив).
+ Освоение (запоминание, переработка, структурирование, перевод из одного формата в другой).
+ Упаковка (выстраивание последовательности предъявления информации, сборка, определение логической последовательности, дизайн).
+ Присвоение (установление взаимосвязей, понимание, анализ и синтез, конвергенция и дивергенция).
+ Применение (самостоятельное использование, опытная проверка, проведение опытов и экспериментов, творческие работы, эссе, сочинения, статьи, проекты, презентации и представление в рамках публичных выступлений).
+ Осмысление (рефлексия, смыслополагание, оценивание, успехи и ошибки).
В эпоху Интернета практически исчез информационный голод. Скорее можно говорить о переедании, причем «информационные продукты» далеко не всегда являются качественными, безвредными и безопасными для человека. Поэтому сегодня интересным профилактическим приемом может стать ситуация на занятии, когда группа или отдельные обучающиеся получат слишком много источников информации для отведенного на их изучение времени. При этом педагог может сказать о необходимости выбора и определения самых полезных источников или же не комментировать полученный набор, а после выполнения практической работы обратить внимание на сложившуюся ситуацию информационной перегрузки при выполнении заданий. Это ярко покажет, что информацию надо не только искать и использовать, но и осознанно ограничивать. Такой подход пока достаточно редко используется на занятии, где все еще главенствует принцип «стреляющего ружья», которое должно обязательно участвовать в действе, если уж висит на стене. На занятии чаще всего требуется полностью использовать то, что дано для выполнения задания. Изначальная провокационная информационная перегруженность может научить принимать самостоятельно или в коллективном обсуждении ответственное решение о выборе.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Н.А.Морева называет следующие навыки конспектирования:
– выделение абзацев;
– подчеркивание выводов;
– привлечение внимания к значимой информации отдельными знаками;
– вычленение главного и опускание второстепенного;
– применение аббревиатур и сокращений;
– составление схем;
– графическое выделение формулировок (законов, понятий, определений);
– использование цветового оформления[1].
Могут быть использованы другие значки и позиции, но при систематическом и последовательном использовании такой работы с текстовыми материалами у обучающихся возникает привычка и появляется опыт осознанного чтения.
МЕТАФОРЫ И ОБРАЗЫ. Бездумное и ритуальное использование информации, пересказ чужих мыслей без их восприятия и переработки напоминают историю из притчи «Писец и обезьяна»:
«В одной стране жил человек, который был писцом. Однажды, когда он писал, одна Мартышка наблюдала за ним. Когда, утомившись, он пошел отдыхать, оставив на столе рукопись и чернильницу, Мартышка подошла и стала писать, подражая ему. Так она испортила весь пергамент, испачкав его чернилами.
Вернувшись, писец страшно разгневался и решил убить ее за это. Наточив нож, он в присутствии Мартышки провел лезвием ножа по шее, делая вид, что режет шею, потом снова поточил нож и, оставив его на том же месте, ушел. Верная своим привычкам мартышка взяла нож и, подражая движениям писца, порезала себе шею. Когда писец возвратился, он нашел ее мертвой»[2].
Критический анализ может быть сделан и с использованием помещенной ниже таблицы 1, помогающей в рассматриваемой теме или проблеме разделить идеи на принимаемые обучающимся и другие возможные позиции.
Таблица 1. Разделяемые и альтернативные идеи по теме
Предложим также несколько форм, которые практики могут использовать при быстром или более глубоком изучении текстовых фрагментов.
Индивидуальный экспресс-анализ:
1. Этот отрывок повествует о _______________________________________________
2. Главными идеями являются:______________________________________________
3. Читая, я соглашаюсь с: _______________________________________________
4. Читая, я не соглашаюсь с: _______________________________________________
5. Два вопроса к тексту, которые подлежат обсуждению:
1. ____________________________________________
2. ____________________________________________
Анализ документа по вопросам (профессор С. Шехтер):
- Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа (соавтор)? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа? Какие выводы можно сделать об авторах, исходя из текста?
- Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа? Что можно сказать о дате написания документа и о влиянии времени на текст?
- Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?
- Какие факты (фактическая информация) приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
- Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
- Как изучаемый документ помог вам узнать больше о событии, к которому он относится? Как текст помог вам лучше его понять?
Развернутый подход к изучению текстового документа в школе разработан автором и предложен в таблице 2, причем в комментариях можно увидеть, что включение тех или иных позиций соотносится с возрастом учеников. При этом педагог может самостоятельно определить формат такой таблицы с учетом особенностей конкретных обучающихся.
Таблица 2. Анализ текстового документа с учетом возрастных особенностей обучающихся (0104)
Визуальные образы – сегодня достаточно распространенный источник информации, поэтому на занятиях важно включать использование статических образов (фото, рисунков, карт, схем и т. п.), простых динамических образов (анимация, ролики без слов), сложных динамических образов (видеосюжеты с сопровождающим текстом – объемные и короткие, художественные, документальные, архивные), живые картины в рамках сценической визуализации. В целом для понимания визуального образа можно использовать следующую группу вопросов:
- Предварительная ориентация (рекогносцировка). С какой позиции изучаем? Какой ожидаемый результат? Какая роль выполняется при этом?
- Восприятие (процесс). Что видим? Какие символы, знаки, объекты были основными? Каковы главные сюжетные линии? Какие факты можно найти? В Сингапурской системе предлагается от команды из 4-5 обучающихся дать ответ в одно слово – существительное, которое обсуждается и выбирается всей командой.
- Анализ увиденного (толкование, осознание). Как истолковываем? Какие можно выдвинуть гипотезы, сформулировать вопросы, сделать умозаключения и выводы? Аналогично вопросу «Что думаете?» – в Сингапурской системе также предполагается командный выбор одного слова (прилагательного).
- Перспективы. Что хотелось бы еще узнать? О чем задумались?
Карта (географическая, историческая) имеет свои образовательные особенности, поэтому и работа с ней специфична.
Анализ карты
- Тип карты (выберите один): ____ Топографическая карта ____ Политическая карта ____ Физическая карта ____ Спутниковая фотография ____ Карта погоды ____ Другие (укажите, какие именно) __________________
- Датировка событий, изображенных на карте: _______________________________________________
- Назовите три вывода, которые можно сделать исходя из данных каждой из представленных карт:
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- Составьте список событий, отраженных на картах, которые вы считаете важными (не менее 4), если есть необходимость, обратитесь к учебнику.
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
Сегодня плакаты (в том числе и рекламные) способны дать думающему человеку много интересных сведений и «информационной пищи» для размышлений.
Анализ плаката
- В чьих интересах создан плакат? Свое мнение обоснуйте.
- Какие символы (если таковые имеются) используются в плакате?
- Если используется символ, это:
- ясно (легко интерпретировать)?
- запоминающийся символ?
- драматичный символ?
- Являются ли сообщения в плакате в первую очередь визуальными, вербальными, оба типа сообщений?
- Какова, по вашему мнению, целевая аудитория для плаката?
- Каким целям служит плакат?
- Является ли этот плакат эффективным? Что делает его таковым?
Близкими по форме к плакату могут быть карикатуры (от ит. curicare – «нагружать, преувеличивать»), анализ которых позволяет использовать еще один важный и ценный источник информации в следующих основных направлениях: интерпретировать (воспринять послание автора), идентифицировать интересы, определить проблемы (высказывать мнение о степени их остроты), при желании можно дополнительно спросить об использовании художественных приемов (гротеска, гиперболы и др.).
Анализ карикатуры
Кратко опишите сюжет карикатуры (в 3-4 предложениях).
Сделайте список объектов (людей, предметов, знаков и т. д.), которые вы видите
Что символизируют (могут символизировать) отдельные объекты?
Есть ли важные слова, места, цифры, знаки в карикатуре? Чем они важны?
Какие вопросы (проблемы) поднимает данная карикатура? Какова ее основная идея (назначение)?
Что карикатура говорит об этих вопросах (проблемах)? Какова позиция автора? Как вы это определили?
Согласны ли вы с позицией автора (идеей карикатуры)? Почему? Аргументируйте свою позицию.
Как вы можете интерпретировать (истолковать, объяснить) данную карикатуру в 3 предложениях?
Если карикатуры и плакаты несут серьезный отпечаток творческой переработки, то фотографии в определенной степени отражают реальность текущего момента, остановленного волей человека. Предлагаемые вопросы по работе с фотографией также могут подходить с некоторыми вариациями и к другим сюжетным изображениям (рисункам, открыткам, маркам), которые могут стать документом, несущим полезную образовательную информацию.
Анализ фотографии
Опишите, что вы видите в целом. Внимательно рассмотрите фотографию. Сформулируйте общее впечатление от фотографии, а затем исследуйте отдельные элементы. Разделите фото на сектора и изучите каждый из них, чтобы увидеть новые детали. Кто мог быть автором фотографии? _________
Что происходит конкретно (какие наблюдаются действия)? Составьте список людей, объектов или действий, запечатленных на фотографии _______________________________________
Какие вопросы у вас появились? Где вы могли бы найти ответы на них? ______________
Что является центральной (главной, основной) частью изображения? Почему вы так считаете? Составьте список выводов, которые можно сделать из этой фотографии (не менее 3). ______________________________________
Какое название вы могли бы дать фотографии (картине, рисунку)? ___________________
Когда была сделана фотография? Когда происходили события? _________________________
Чего вам не хватает, чтобы лучше понять происходящее? ___________________________________
Можно использовать и менее стандартный подход, подразумевающий развитие творческих способностей обучающихся.
Задание: мысленно разделите фотографию на 4 равные части и дайте каждой из них свой номер, внимательно изучите каждую из них и заполните таблицу.
Ответьте на вопросы. Какая часть фотографии наиболее важная? Какие вопросы возникают в связи с изучением фотографии? Какие два вывода о данном периоде (событии, явлении) вы можете сделать по фотографии?
Еще одним полезным источником информации могут служить художественные фильмы (использование на занятиях документальных и научно-популярных фильмов довольно широко распространено, поэтому не будем на них останавливаться). Можно использовать их целиком (при наличии предварительного задания найти и посмотреть фильм) или фрагменты (их выбор требует от педагога особого внимания и отбора, чтобы избежать затянутости, потери времени, помнить о динамичности и предварительном задании до начала просмотра отрывка). Творческие задания также могут быть использованы на занятии: предложить озвучить фрагмент фильма (или предположить суть происходящего, основываясь на внимательном наблюдении за героями и за ходом событий, знаками и символами); предположить, чем данный фильм закончится (при использовании отрывка), или предложить другие варианты окончания фильма.
Анализ художественного фильма (фрагмента)
До просмотра фильма
1. Название фильма, время его создания, режиссер, киностудия: __________________________
2. Как вы думаете, что вы увидите в этом фильме? На основании названия фильма предположите, какая идея лежит в его основе _________________________________________________
После просмотра фильма
3. Жанр кинофильма (комедия, драма, фантастика, фэнтези, исторический фильм и т. п.): ______________________________________________
4. Каково общее настроение или тон фильма? ____________________________________________
5. Как ракурсы, освещение, музыка влияют на создание атмосферы в этом фильме? ________________________________________________________
6. Какова центральная идея фильма? Как вы поняли эту идею после просмотра? __________________
7. Каковы сильные и слабые стороны фильма (с точки зрения передачи основной идеи, как вы ее поняли)? __________________________________________________________
8. Какую реакцию зрителей может вызывать данный фильм (фрагмент)? Почему? Могут ли быть разные реакции у представителей разных социальных групп? _________
Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета
Продолжение следует
[1] Морева Н.А.Современная технология учебного занятия. – М. : Просвещение, 2007. – С. 83.
[2] Проделки хитрецов. – М. : Наука, 1972. – С. 185.
Комментарии