search
main
0

Домисолька

Детский музыкальный театр отмечает день рождения

Свой день рождения на днях отпраздновал известный Детский музыкальный театр «Домисолька». Художественные руководители, бессменные мама и папа театра, как их называют дети-артисты, Ольга ЮДАХИНА и Иван ЖИГАНОВ рассказывают, как все начиналось, какие планы строит коллектив на будущее.

– Ольга Леонидовна, Иван Назибович, давайте вернемся на 32 года назад и вспомним, как у вас зародилась мысль о создании такой программы, как «Домисолька»? Не хотите ли вы снова вернуться в телевизионную сетку с новой передачей для детей?

 

Ольга ЮДАХИНА:

– Зарождение получилось спонтанно. Я была членом Союза композиторов и на одном из совещаний говорила о культуре подрастающего поколения. Что нужно для того, чтобы в детях с детства было уважение к своей стране и своим традициям? На конференции были ребята с телевидения, они сразу меня приметили и сказали: «Делай передачу!» Кроме того, в это время у меня уже было страстное желание создать свою детскую группу. И вот мне предложили в одно и то же время стать ведущей на телевидении и создать детский коллектив. И как-то повезло, что все так сложилось.

А насчет того, хочу ли я передачу на телевидении? Конечно, хотелось бы это делать. Но для этого нужен человек, который будет этим болеть, поэтому если появится продюсер такого плана, то я всеми руками за!

 

– «Домисолька» начала свой путь как телевизионная программа и за 32 года переросла в театр детского творчества. Какие высоты вы планируете покорять дальше?

 

Иван ЖИГАНОВ:

– Само по себе слово «высота» достаточно избито. Почему это должна быть именно высота? Может, это глубина, ширина или какое-то плоскостное событие. Высоту не хочу. Хочу, чтобы был более углубленный подход к драматическому искусству, сценическому. Мы хорошо поем, хорошо двигаемся, но мы хронически недорабатываем театральное мастерство. Недорабатываем, по нашей оценке. Для внешнего потребителя мы хороши, но это не значит, что мы суперхороши. Из творческих целей мечтаю, чтобы появился свой концертный зал, чтобы мы смогли ставить репертуарные спектакли, потому что нам этого не хватает.

 

– Совсем скоро у вас планируется открытие нового здания «Домисольки». Есть ли у вас планы на него, новые образовательные программы, классы?

 

Иван ЖИГАНОВ:

– Ничего нового не будет. То, что мы сейчас наблюдаем с «Домисолькой», – это экстенсивный путь развития. Мы росли, росли и выросли в огромный коллектив. Думаю, в экстенсификации процесса мы достигли своего потолка, теперь его нужно интенсифицировать. Первая половина дня по-прежнему будет отдана маленьким – это логистика городской столичной жизни, а во второй половине мы планируем углубленно заняться предпрофессиональной подготовкой старших детей.

– Можете выделить Топ-5 самых ярких проектов, выступлений, поездок или съемок за все эти 32 года?

 

Иван ЖИГАНОВ:

– Самое яркое и самое первое ощущение – это Олимпиада в Ванкувере, потому что тогда мы впервые почувствовали себя частью мирового события. Когда мы возвращались из Канады, нам нужно было сделать пересадку в аэропорту Амстердама, и люди нас узнавали. Они останавливались и хотели сфотографироваться с детьми, которых буквально два дня назад видели на церемонии закрытия Олимпиады. Это было круто!

Потом, наверное, тоже гастрольная история – совершенно потрясающий по объему мюзикл, который мы поставили для «Океана». Ставили два года подряд, но первый мюзикл запомнился сильнее.

Конечно, совершенно знаковая история – получение здания для театра благодаря правительству и Департаменту образования и науки Москвы, когда мы из кружка стали самостоятельным юридическим лицом со всей мерой ответственности.

Помню, как мы оказались в Шанхае на «Экспо»-2010, тогда мы тоже представляли Россию. На тот момент я был изумлен количеством людей, которые смотрят на наших детей. Никогда в жизни не видел такого количества живой аудитории.

Еще выезд в Милан с мюзиклом «We are family». Это было очень серьезное испытание и большое событие: взять приехать и спеть, как в Тулу с пряником, и не упасть в грязь лицом при этом.

 

Ольга ЮДАХИНА:

– Самые знаковые – серия поездок на олимпиады. Первая – это Ванкувер в 2010‑м, вторая поездка в Лондон в 2012‑м и третья – в Сочи в 2014‑м. То, что «Домисолька» стала послом Олимпиады, было очень классным и важным этапом в становлении театра.

Иван Назибович рассказал про мюзикл в «Океане», а я хочу выделить шоу в лагерях «Артек» и «Орленок», там мы уже несколько лет проводим творческие смены «Вседетский мастер-класс. Мюзикл вместе». Каждый раз получаются невероятно яркие и красочные программы.

Очень интересные поездки были на Крайний Север. Это Норильск, Мончегорск и Заполярный. Вот это было здорово! Мы практически всю нашу страну объехали.

Я не могу не назвать концерт из моего личного Топа, во время которого мы работали с одним из самых интересных и креативных режиссеров нашей страны Сережей Широковым, – «Твори добро». Надо сказать, что «Домисолька» очень часто выступает со звездами российской эстрады, и у нас сложилась определенная концепция работы с ними. Так вот Сережа показал, что в принципе можно на эту концепцию посмотреть с другой точки зрения. Например, мы никогда не работали с тиктокерами или рэперами, с теми, кто сейчас находится на пике популярности у молодежи. Сейчас мы посмотрели на это со стороны детей и вместе сделали номера в стилистике артистов, но при этом подходящими для восприятия подрастающего поколения. И сами эти звезды после нашего концерта говорили, что тоже по-другому посмотрели на свое творчество.

И конечно, наш юбилейный сольный концерт в Государственном Кремлевском дворце, который прошел совсем недавно. Потому что самый последний концерт – это как последнее произведение – самое любимое. Мы впервые использовали такое количество реквизита: все эти елки, парты, глобусы, надувные шары… Вам обязательно стоит посмотреть телеверсию концерта, когда она выйдет в эфир, чтобы понять, о чем я говорю! Мы очень боялись, очень сомневались, но тем не менее все это «выстрелило».

 

– Вы упомянули сольные концерты в Кремле, что они значат для вас? Каково это – организовывать такие масштабные шоу?

 

Иван ЖИГАНОВ:

– Дело в том, что страшно только в первый раз, потом нет. К третьему концерту команда уже была настолько готова работать в Кремле, что мы с Ольгой Леонидовной ни разу не поднялись с первого этажа (там находятся сцена и артфойе) на другие этажи ГКД, чтобы проверить детей в гримерках. Страшно вспомнить наш первый концерт в Кремле, когда мы бегали как сумасшедшие и потеряли 10 килограммов на двоих за день. Такое у нас было волнение тогда. 500-550 детей одновременно на сцене и в гримерках – безумная ответственность.

Кремль – это в принципе сложно. Это очень серьезные вещи, когда на тебе все – декорации, билеты, свет, звук, безопасность, логистика. Здесь и репетиции, и кормление детей, и встреча гостей, артистов. Все должно сложиться – в некий пазл, который «вынь да положь», – в семь часов вечера нужной даты концерт должен начаться. В зале 6000 зрителей.

 

– Какая сверхспособность нужна, чтобы организовать концерт с таким огромным количеством детей?

 

Ольга ЮДАХИНА:

– Я думала об этом, насчет сверхспособности. Допустим, есть режиссер, который сам бегает, сам все делает, сам ставит танцы, сам пишет музыку. А есть режиссеры, которые собирают команду и продвигают свою концепцию. Собрав команду, надо сделать так, чтобы она двигалась с тобой в одном направлении, чтобы она понимала твои идеи и знала, как их реализовать. Для этого нужна очень большая любовь к этим людям. У нас огромная команда педагогов, они немножечко ненормальные, как и мы. В творчестве быть сильно нормальным нельзя.

Важно, чтобы это получилось интересно для людей, чтобы это было понятно, но при этом парадоксально. Поэтому мы собрали команду, которая креативит иногда даже больше, чем мы думаем. Мы даем толчок, а они начинают бурлить, крутиться, создавать что-то нереальное, и вот получается результат. Поэтому без команды, конечно, ничего бы не вышло.

 

– Чувствую, что вам не хватает гастролей.

 

Иван ЖИГАНОВ:

– Не хватает. Мне и внутри страны не хватает, дети должны видеть, где живут. Мы очень много говорим про патриотическое воспитание, про любовь к Родине, а если ты узнаешь ее только по телевизору или через гаджеты, то это совсем другая родина.

В Тулу ездили, в артиллерийское училище, выступать перед курсантами и солдатами, в Норильск, Краснодар, Ставрополь, и Мончегорск, куда только не ездили. Каждый раз уникален: видишь российских людей, какие-то новые форматы уклада жизни. Дети понимают, что страна огромная и красивая. Вот вам и вся патриотика настоящая.

 

– Раз мы уже перешли к детям и их воспитанию, расскажите про основные правила, существующие в «Домисольке». Что можно вашим детям, а что нельзя?

 

Ольга ЮДАХИНА:

– Основной принцип у нас такой: для того чтобы успешно трудиться, учиться, выступать, творить, нужна дисциплина. Если этого не будет, ничего не получится. Дисциплина нужна для того, чтобы работать в команде, а «Домисолька» – это в основном командная работа. Потом, когда дети оканчивают «Домисольку», они разлетаются по своим траекториям, но, получив опыт командной работы, многие из них самостоятельно создают коллективы и творческие группы вокруг себя.

Что можно, а что нельзя?.. В «Домисольке» есть форма, мы против ношения маек с агрессивной символикой, так как считаем, что «Домисолька» – это нейтральное место, где должна быть чистота. Есть запрет на вредную еду, и это в первую очередь в интересах ребенка, наши занятия предполагают серьезную физическую активность, и лишний вес сказывается на здоровье.

Еще мы запрещаем использовать гаджеты в «Домисольке». Но не потому что мы против того, чтобы развивалось интернет-мышление, мы хотим, чтобы в «Домисольке» дети учились общению друг с другом, а не общению в Интернете.

 

– У вас есть фестиваль «Детский музыкальный театр без границ», в рамках которого проводятся конкурсы «Фолк без границ», «Блюз без границ», «Театр слова». Есть ли у вас планы на новые проекты или творческие сферы, которые бы вы хотели добавить в фестиваль?

 

Ольга ЮДАХИНА:

– Сейчас на наших глазах вырастает проект «Концерт для «Домисольки» с оркестром». Мы начали создание еще в прошлом году по инициативе руководителя фортепианно-теоретического отделения театра Светланы Гусевой. Наши дети играют на разных музыкальных инструментах, многие из них осваивают фортепиано. В этом году в качестве эксперимента и для получения опыта мы решили пригласить взрослый оркестр для совместных выступлений с нашими учениками. Было очень интересно, и в следующем году концерт состоится в Музее Победы в феврале. Посмотрим, что из этого получится.

 

Иван ЖИГАНОВ:

– Во многом наши проекты обусловлены теми людьми, с которыми мы имеем возможность продвигать эти истории. Как бы мы ни были хороши в своих выдумках с Ольгой Леонидовной, нам все равно нужны конкретные исполнители, чтобы эти выдумки реализовывать. Это касается всего – и театральных проектов, и музыкальных, и песенных, и конкурсных, и фестивальных. Есть у нас хореограф Ревал Булатов, который этим летом поставил три мюзикла в наших лагерях-партнерах, не возвращаясь домой 80 дней… Или педагог по народному вокалу Елена Назаренко, которая когда-то пришла с идеей известного теперь на всю Россию конкурса «Фолк без границ», человек, который не просто интересуется этим вопросом, он любит его, готов в это вкладываться физически, морально, душевно далеко за рамками учебной программы, за рамками учебных часов. Любой такой проект требует гораздо больших сил, нежели то, за что ты получаешь зарплату. Поэтому мы всегда находимся в поиске и в ожидании новых проектов и людей, с которыми могли бы их организовать.

 

– Иван Назибович, если сейчас мы перенесемся в прошлое, в момент, когда вы увидели «Домисольку», что именно сподвигло вас продюсировать и продвигать ее?

 

Иван ЖИГАНОВ:

– Все по-человечески просто: прежде, чем влюбиться в «Домисольку», я понял, что с Юдахиной нам уже не расстаться, и мне стало очевидно, что то, что она делает, не просто интересно, оно достойно вложения очень большой созидательной энергии! Для дальнейшего развития какие-то вещи она сама сможет сделать, а какие-то – нет. И тогда мы сложили усилия, и у нас получилось. Я считаю, что Господь нас обоих поцеловал в этом плане – и нас, и эти отношения. Не хочу себя с кем-то сравнивать, но я смотрю с большим уважением на жизнь Пахмутовой и Добронравова. Очень интересную концовку жизни прожили Плисецкая и Щедрин. Есть интересные примеры: Вишневская с Ростроповичем. Может, у нас нет такого масштаба, но я думаю, что для детского творчества России то, что наши судьбы с Ольгой Леонидовной когда-то пересеклись, имело совершенно судьбоносный характер.

 

Анастасия ДИАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте