search
main
0

К истокам

Забвение языков малых народов - путь к унифицированным языку и культуре

30 июня в Государственной Думе состоялся круглый стол Комитета ГД по делам национальностей «Сохранение, изучение и развитие языков народов Российской Федерации: основа единства и многообразия». Круглый стол вызвал огромный интерес среди представителей федеральных национально-культурных автономий и национальных общественных объединений, поскольку сохранение родного языка и культуры является для них главной задачей, подра­зумевающей в конечном итоге сохранение своего этноса как отдельной культурной и языковой ветви на мировом древе народонаселения. На круглом столе также выступили более двух десятков экспертов – представители федеральных и региональных органов власти, вузов и научных центров, СМИ и общественных организаций.

Геннадий СЕМИГИН о приоритетных задачах

Генассамблея ООН провозгласила предстоящее десятилетие с 2022 по 2032 год Международным десятилетием языков коренных народов мира. Как считают эксперты, сегодня остро назрела необходимость в привлечении внимания мировой общественности к бедственному положению большинства языков коренных народов и мобилизации правительственных, научных, общественных организаций и бизнес-структур для их сохранения и возрождения. Россия на общем мировом фоне утраты и забвения культурного и языкового наследия выгодно выделяется определенными успехами в сохранении языков коренных малочисленных народов. Но есть и целый ряд сложностей и проблем, решение которых требует особого внимания со стороны федеральных и региональных органов власти. В стране проживают носители почти трехсот языков и диалектов, среди которых, к сожалению, есть умирающие и бесписьменные языки, которые требуют особого внимания.

Особенность текущего момента

Права граждан Российской Федерации говорить, читать, писать, получать образование на родном языке закреплены целым рядом федеральных и региональных законов, включая Конституцию РФ. Председатель Комитета ГД по делам национальностей Геннадий Семигин считает не лишним сегодня напомнить должностным лицам, представителям органов исполнительной власти об обязательном исполнении основных положений этих правовых актов.

«К сожалению, нередко чиновники считают, что вопросы языковых прав граждан можно задвинуть в перечень вопросов второго десятка после экономики, внешней политики, здравоохранения, социальной сферы и т. д. И это в корне неверная политика, межнациональные взаимоотношения сегодня вошли в тройку вопросов государственной важности», – считает Геннадий Юрьевич.

Дело в том, что любой поход Запада на Россию всегда подразумевал в той или иной степени ставку агрессора на слабость межнационального единства в нашей стране. Так было в 1812 году, когда Наполеон хотел подарить свободу российским национальным окраинам, а в итоге первыми в Париж весной 1814 года вошли калмыцкие воины на верблюдах, от которых шарахалась французская конница. Так было и в 1941 году, когда Гитлер заявлял, что «Россия – колосс на глиняных ногах, она рухнет после нескольких крепких ударов», фюрер до последнего надеялся, что народы России перегрызутся между собой под тяжестью страданий, принесенных войной. И, наверное, продолжатели его дела плохо изучают итоги Великой Отечественной войны, в ходе которой Героями Советского Союза стали представители практически всех народов, населяющих нашу страну.

И сегодня, когда в противостоянии России с блоком НАТО вновь делается ставка на межнациональные распри внутри страны, натовских стратегов, конечно же, удивили слова Президента Владимира Путина, который, воздавая дань уважения героизму уроженца Дагестана Нурмагомеда Гаджимагомедова, обратился ко всем россиянам с искренними словами: «Мне хочется сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, я ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин…»

В этой связи Геннадий Семигин отметил, что «стабильность межнациональных взаимоотношений в Российской Федерации находится на самом высоком уровне, однако у языков народов России есть ряд проблем, которые требуют системных решений, и в этом вопросе крайне важна государственная поддержка».

Главная задача круглого стола – проанализировать эффективность мер государственной языковой поддержки, наладить диалог между участниками встречи и выработать необходимые рекомендации. Среди приоритетных задач Геннадий Семигин назвал масштабную подготовку учителей родных языков, издание учебников и поддержку национальных СМИ. Он особо подчеркнул, что в сложившейся ситуации сокращение финансирования в системе межнациональных взаимоотношений абсолютно недопустимо.

Статс-секретарь – заместитель руководителя ФАДН России Анна Котова отметила необходимость сотрудничества разных институтов в вопросах сохранения, изучения и развития языков в Российской Федерации. «Нам необходим баланс в поддержке государственного русского языка и языков народов России», – особо отметила Анна Викторовна.

По мнению замдиректора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Анны Тимофеевой, ситуация с изучением родных языков выравнивается. «По последним данным, родные языки в системе общего образования учат более двух миллионов детей, и это число растет год от года», – уверена Анна Александровна.

Но эксперты обратили внимание на то, что есть определенные проблемы в системе дошкольного образования. Так, член Комитета Государственной Думы по просвещению Эльвира Аиткулова заявила о необходимости совершенствования законодательного регулирования в вопросах обучения родным языкам и закрепления на уровне федерального и регионального законодательства возможности получения дошкольного образования на родном языке. По мнению Эльвиры Ринатовны, сейчас распространена ситуация, когда дети-билингвы к трем годам благодаря семейному воспитанию владеют двумя языками – русским и родным, но в детском саду начинают общаться исключительно на русском. Таким образом, к шести-семи годам родной язык оказывается утерян, в школе его приходится учить заново.

А первый заместитель председателя Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов считает, что для популяризации изучения родных языков надо внести их в программу школьных олимпиад. «У нас в стране проводятся олимпиады на знание иностранных языков – не только английского, французского и немецкого, но уже и китайского! Так почему бы в некоторых регионах не организовать олимпиады на знание родных языков? Надо найти формат, систему поощрений и привлечь к этой идее ребят, представляющих самые разные национальности нашей страны», – уверен депутат.

Много на круглом столе говорили и о значении родных языков, о их роли в судьбе конкретного народа и рядового человека. Довольно популярно объяснил значение родного языка для того или иного этноса Федот Тумусов, первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья. Он считает, что потеря каждого языка лишает человечество части накопленного за века жизненного опыта того или иного народа. К примеру, народы Крайнего Севера различают и называют на своих языках разные оттенки льда и снега, и это помогает специалистам в подготовке долгосрочных прогнозов погоды, сборе урожая и организации животноводства в северных территориях.

Комитет ГД по делам национальностей в ближайшее время представит заинтересованным органам парламентские рекомендации по многоплановой работе в области сохранения родных языков.

Валерий НОВИКОВ, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте