search
main
0

40 методобъединений и 39 уроков

26 сентября – второй день первого тура финала Всероссийского конкурса «Учитель года России». Сегодня, как и вчера, учителя показывают свое мастерство педагога-предметника межпредметным жюри. Идут учебные занятия. А другие конкурсанты в это время отчитываются на задании «Методическое объединение».

​И хотя во время «Методического объединения» жюри, конечно, в первую очередь оценивает участников, но одновременно идет обмен опытом. Эксперты, среди которых немало действующих учителей, пишут выступления коллег-конкурсантов на видеокамеры, исписывают толстые блокноты, стремясь не пропустить ни одной интересной идеи.Одни и те же судьи смотрят уроки и защиту педагогического опыта, как можно условно назвать «Методическое объединение». Иногда, увы, после приятного впечатления на уроке, наступает разочарование на защите и наоборот… А иногда презентация своих идей и методик только подтверждает высокий класс педагога, показанный во время учебного занятия.

«У детей падает интерес к русскому языку. Разбудить его помогают уроки развития речи», – убежден филолог из Республики Хакасия Олег Шлокин. Но только очень важно, как эти уроки организованы, стал ли ученик активным участником учебного процесса. Не стоит, например, заниматься «орфографическим террором», то есть «бить» детей плохими оценками за неграмотность. Надо подходить к каждому индивидуально. Олег Викторович очень уважает идеи педагогики сотрудничества. Занимается с ребятами ортологическим тренажем, то есть дает им специальный блок упражнений, который помогает сделать речь правильной. Из образовательных технологий его особенно привлекает технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Математик Ольга Тулубаева из Республики Карелия привела во время своей презентации данные мониторинга, который провели среди 5,5 тысяч учеников республики, чтобы понять, готовы ли они к введению ФГОС второго поколения. Выяснилось, что у пятиклассников не сформировано умение читать информацию. А прочитав, он не может ее обработать. Причем этот недостаток присущ не только выпускникам начальной школы, но и старшеклассникам. Однако самое страшное, что и учителя во время подобного мониторинга набрали невысокие баллы… Еще Ольга Ивановна рассказала, что старается виртуальное пространство, в котором ребенок проводит много времени, когда возвращается из школы и общается с друзьями, включить в школьное пространство. Возникают площадки «неформального образования», где действительно можно учиться.

Учителя особенно волнуются перед выступлением на «Методическом объединении». Наверное, потому, что презентовать свою работу, анализировать свой опыт – не совсем привычная деятельность для педагога. Но, к сожалению, проигрывают те конкурсанты, кто надеется, что волнение уйдет, если просто прочитать с листа свой текст. Хорошо, что Наталья Князева из Республики Марий Эл, начав с чтения заготовки, скоро бросила записи и стала просто делиться тем, что они делают с детьми на уроках и во внеклассной деятельности. А делают многое, в первую очередь, это краеведческие проекты. «Краеведение делает человека компетентным гражданином», – убеждена Наталья Владимировна. И даже формирует характер. Приглашая ребят к исследованию периода репрессий, учитель обращает внимание не столько на ужасы, которые творились в этот период, – о них ребятам известно немало, сколько на твердость духа, который проявили многие незаслуженно наказанные люди, как они сумели сохранить человеческое достоинство. На урок истории в 10 классе по теме «Две Великие войны» Наталья Князева принесла три вещи – полотенце, закрепленные вместе вилку с ложкой, мешочек. Не так просто оказалось определить, из какого времени эти вещи. Иногда кажется, что историческое исследование – это легко и просто, но на самом деле это не так. И дети это должны понимать.

Глубокое, наполненное выступление учителя литературы из Ростовской области Светланы Колесниченко заставляло браться за ручку и записывать одну идею за другой… В итоге получилась целая сокровищница методических ценностей. Здесь и технология творческой мастерской с ее личностно-ориентированным подходом, и лингвистические задания, и элективные курсы, и родительские собрания как мастерская построения отношений. Своим опытом Светлана Владимировна делится на научно-практических конференциях, в методических публикациях, в Сети. Ее персональный сайт – место диалога с коллегами, учениками, единомышленниками.

Валерия Балтачева, историк из Удмуртской Республики, представила свой опыт в виде… айсберга. Видимые вершины – это сформированные у детей компетентности различных уровней. Еще одна вершина – самостоятельно открытое знание, это самое ценное. Валерия Владимировна убеждена: нужно помнить, что история – это наука. «Мы работаем с понятиями, научными теориями. Нельзя превращать историю в сказочку. Надо объяснять все эти сложные понятия. Теории применять в оценке исторических процессов». По ее мнению, важно также будить в детях эмоции, творческое мышление, воображение. А результатом изучения новой темы должен стать продукт – например, синквейн. Подводная часть айсберга – внеклассная исследовательская работа. Надо заинтересовать ею ребят. Только тогда модно ожидать высоких результатов. А самый высокий результат для Валерии Балтачевой – инициатива, которую проявляют дети.

Удивительным было выступление историка из Республики Дагестан Ахбердило Ахбердилова. Во-первых, потому что он вполне профессионально спел куплет песни, а также станцевал зажигательную лезгинку. Во-вторых, потому что дагестанский историк украсил свой кабинет 75-ю стендами, посвященными истории России и Дагестана, и сделал это так красиво, что теперь каждый день приходит на работу как на праздник. «Настоящий патриотизм начинается с кабинета истории», – убежден он. А один из стендов посвящен русским учительницам в Дагестане, он самый трогательный. И еще Ахбердило Абдулаевич уверен: «С черными мыслями человек не может работать в школе. В школе и больнице должны работать люди с чистыми мыслями».

Тем временем 39 учителей, уже защитившие свои методические взгляды накануне, продолжали давать конкурсные уроки. Римма Степанникова, преподаватель музыки из школы поселка Тамала Пензенской области познакомила подольских девятиклассников со «своим» Лермонтовым. Михаил Юрьевич, как не без удивления выяснили ребята, оказался не только гениальным поэтом, но еще и изумительным художником, автором 13 живописных полотен, и бесподобным музыкантом. Римма Алексеевна рискнула дать на конкурсе не привычный ей урок музыки, но интегрированное занятие, где нашлось место романсам и народным песням, литературе, живописи и кинематографу. Всего за несколько минут она срежиссировала с молодыми людьми небольшую театральную сценку из светской жизни начала XIX века, явив миру хозяйку популярного литературного салона Екатерину Карамзину, блестящего интеллектуала князя Одоевского и знаменитую поэтессу Евдокию Ростопчину, беседовавших, естественно, все о том же Лермонтове. Но чище и светлее всего звучала на уроке Риммы Степанниковой живая музыка. Помимо всего прочего, Римма Алексеевна исполнила отрывок из бетховенской \”Увертюры Эдмонд\”, чтобы показать, сколь виртуозно сам Лермонтов владел инструментом, играя это симфоническое произведение на рояле. Посвятив всю свою жизнь музыкальному лермонтоведению, Римма Степанникова считает свое участие в конкурсе в канун 200-летия любимого поэта счастливым знаком, миссией, которую она обязана была исполнить. На прощание Римма Алексеевна пригласила своих новых знакомых  в гости к Лермонтову, в Тарханы.

Конкурсный урок Ольги Красильниковой – настоящая ода счастливым носителям инженерной мысли, развивать которую, по мнению физика архангельской гимназии №3, необходимо в каждом ребенке. Ибо инженером может и должен быть не только конструктор, но и врач, и военный, и даже художник. Потому как, что такое инженерная мысль, как не творческое мышление, умение ловко решить большую проблему малой кровью и ограниченными средствами.  Семиклассникам, которые пока еще только начинают свой путь в большую и сложную науку, на этом уроке было весело и уж точно не скучно: они немного поломали голову, решая, как измерить толщину тонкого тетрадного листа, а потом придумали около десятка способов, как можно использовать обычную линейку в повседневной жизни. «В интересах техники безопасности катапульту сегодня прошу не изобретать», – строго предупредила Ольга Игоревна будущих военных тактиков и стратегов. В финале, став небольшим оркестром, дети исполнили на этих самых линейках жизнерадостную музыкальную зарисовку. А еще именно от своей архангельской гостьи семиклассники узнали, что Доллежаль, чьим именем названа одна из улиц их города,  – вовсе не средневековый француз, а знаменитый русский физик, работавший когда-то вместе с Курчатовым и живший в Подольске.

К сожалению, так сложилось, что для большинства современных детей, что Рюрик, что князь Игорь, что княгиня Ольга – все едино. Великие люди прошлого для них персонажи менее реальные, чем пират Карибского моря Джек Воробей или рисованные герои японских аниме. Дабы поближе познакомить десятиклассников с легендарными князьями, историк Сергей Шадрин из казанской школы №143 предложил составить коллективный портрет древнерусского правителя. Опираясь на путевые «Записки» знаменитого арабского путешественника Ибн-Фадлана, на живописные полотна Семирадского и Глазунова, генеалогические схемы и карты, удалось установить, что древний правитель Руси – язычник и многоженец, суровый варяг, предпочитающий вести внешнеполитический диалог на языке острых мечей. Проступившие малосимпатичные, надо сказать, черты древних властителей оказались столь яркими и зримыми, что, можно биться об заклад, отныне ребята накрепко запомнят, чем дохристианский период в истории нашей страны отличался от следующего за ним христианского.

В бессмертном романе Льва Толстого «Война и мир» более тысячи страниц, на которых действуют около 600 персонажей. Но чисто умозрительно весь этот колоссальный объем информации можно закодировать и свести к… точке. Малопонятно, но безумно красиво. Десятиклассники, пришедшие на урок Дмитрия Новикова, учителя информатики из школы №64 города Тюмени, были ошарашены и заинтригованы. И дальше занятие по теме «Измерение информации» пошло как по маслу. Биты, байты, алфавитный и вероятностный подходы к измерению информации, задачи из ЕГЭ в программе Exсel – в философской, какой-то магической интерпретации учителя все это неожиданно давалось им легко и просто. Но самым потрясающим вышел финал, когда они, невероятно гордые и счастливые от того, сколь играючи справились с непростым делом, вдруг услышали: «Все, что мы решали с вами сегодня на самом деле имеет мало отношения к реальной жизни. Так что пусть с этими задачами разбирается компьютер. Наше дело лишь сообщить ему, как это делать. А мы займемся куда более интересными проблемами и вопросами, которыми за этим порогом встретит нас жизнь». Все-таки философское образование, полученное в Санкт-Петербургском университете, в карман не спрячешь и кнопкой Delete  не сотрешь.

Словесник Регина Бутуханова из Могойтуйской школы №2 Забайкальского края отправилась со своими девятиклассниками в «Сентиментальное путешествие» в  мир старинной русской усадьбы, окрашенный любовными страданиями и сердечными мелодиями, омытый чистыми слезами и окутанный нежностью. Эпоха Карамзина оживала буквально на глазах: перед каждым юным путешественником на парте внезапно оказался выпуск знаменитого «Московского журнала», со страниц которого рвались в мир яркие и незамутненные чувства – истинные боги эпохи Сентиментализма. Откуда ни возьмись, появилась… луковица: «А знаете ли вы, – улыбнулась Регина Владимировна, – что дамы той поры, отправляясь в театр, обязательно брали с собой лук. На всякий случай. Вдруг, о, ужас, разыгранные на сцене страсти их не заденут, а не заплакать, значит, прослыть жесткосердной, а это просто неприлично!» «Портрет Лопухиной» кисти Боровиковского, нежнейшая поэзия Карамзина – подростки обсуждали их с таким жаром и неподдельным трепетом, что, глядя на них, впору было и без лука разрыдаться. На прощание гостья из Забайкалья подарила девятиклассникам перевитый атласной лентой «Дамский альбом». И взяла с них обещание, что они непременно запишут туда свои лучшие и самые чувствительные стихи. Когда прозвенел звонок, и ребята уже выходили из класса, одна юная барышня, внезапно развернувшись, подбежала к Регине Владимировне: «Вы даже не представляете, какая вы позитивная!»

За тридцать минут урока физкультуры Дмитрий Коленецкий из вологодской школы №16 доказал двенадцати десятиклассницам, что спорт – это самый верный путь к высшему баллу на ЕГЭ.- Вы волнуетесь? – спросил Дмитрий Николаевич в самом начале занятия.- Волнуемся! – честно ответили девушки.- Тогда бегом-марш! – весело подмигнул учитель.Побежали. По пути останавливались по свистку, размахивали руками после двух свистков и вообще по-всякому веселились.- А теперь меньше волнуетесь? – спросил Коленецкий через несколько мгновений.- Вообще не волнуемся, – сами себе удивились девушки.- Вот видите: физическая нагрузка помогает справиться с волнением, а это на экзамене – первое дело!Дальше путем нехитрых упражнений девушкам удалось повысить внимательность и развить фантазию, что на экзамене им так же, наверняка, пригодится. Урок «Физические упражнения – путь к успеху» – яркий элемент системы «интеллектуальной физкультуры», благодаря которой Коленецкий, участник конкурса «Учитель года России» со стажем, известен среди коллег далеко за пределами Вологодской области. А теперь вот и юным подольчанкам повезло: отныне они уже точно не смогут относиться к урокам физкультуры, как к божескому наказанию. Если, конечно, хотят получить высший балл на ЕГЭ. Оксана Родионова, Анна Хрусталева,фото авторов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте