search
main
0

4-е место в мире: результаты России по финансовой грамотности улучшились

Независимое международное исследование качества образования пятнадцатилетних школьников PISA проводится по всему миру раз в три года. В рамках этого исследования впервые финансовую грамотность российских подростков проверили в 2012 году. Тогда внезапно выяснилось, что наши дети демонстрируют весьма неплохие способности в этой области, в результате чего РФ заняла 10-е место, расположившись между США и Францией. Безусловным лидером тогда стал Китай, аутсайдером – Колумбия.

Теперь стали известны результаты второго аналогичного исследования, проведённого в 2015 году. Опять неожиданно для всех Россия поднялась до 4-го места, обогнав США (8-е место) и пропустив вперёд только Китай, Бельгию и Канаду. Поднебесная, как можно догадаться, вновь оказалась во главе списка победителей. Всего в рейтинге участвовали 48 тысяч подростков из 15 стран, из них 6036 – в России.

– Напомню, что в самом начале этого исследования было очень много скептицизма, наши преподаватели недоумевали, зачем нам вообще нужно участвовать в нём, к чему концентрировать внимание именно на финансовой грамотности, – напомнил заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак на пресс-конференции в ТАСС, посвящённой результатам PISA. – Но, как оказалось, наши дети гораздо более продвинуты в этом плане, чем взрослые. Так называемая “диджитализация” (“оцифровывание” нашей жизни) привела к тому, что цифровые аборигены России очень быстро и успешно осваивают новые технологии и сервисы. Наши дети не только умеют пользоваться гаджетами, но и проводить с их помощью транзакции, совершать покупки в Интернете, взвешивать и оценивать стоимость товаров, выбирая, где что дешевле, и так далее. И это тоже явное следствие успешной реализации проекта, запущенного Минфином в 2011 году.

К сведению

В 2011 году Правительством РФ было принято важное решение о реализации совместно с Международным банком реконструкции и развития Проекта \”Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации\”. Исполнителем является Министерство финансов РФ. В рамках реализации Проекта проводится регулярный мониторинг уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также разрабатываются и реализуются образовательные программы по повышению финансовой грамотности, в том числе, учебно-методические комплекты для различных целевых и возрастных группы учащихся образовательных организаций. Совершенствуются институциональные основы защиты прав потребителей финансовых услуг, а также осуществляется поддержка на конкурсной основе широкого круга инициатив \”снизу\”, направленных на повышение финансовой грамотности и информирование граждан о возможностях защиты прав потребителей финансовых услуг. К реализации Проекта привлечены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественные объединения потребителей, представители экспертного и образовательного сообществ. В Проекте на постоянной основе принимают активное участие 9 пилотных регионов России. Также возрастает участие других регионов (83 субъекта Российской Федерации в 2016 году) во Всероссийских неделях финансовой грамотности для детей и молодежи и неделях сбережений, проводимых в рамках Проекта.

Итак, чем же PISA-2015 отличается от PISA-2012? Какова динамика, какие тенденции мы наблюдаем?

– Согласно нашим исследованиям, в России значительно сократилось число школьников с низким уровнем финансовой грамотности и выросло число подростков с высоким уровнем. Это очень показательный результат, – заявила исполнительный секретарь Международной сети по вопросам финансового образования Флор-Анн Месси. – В России также не существует большого разрыва в области знаний о финансах между школьниками по социально-экономическому статусу, что свидетельствует о равном доступе к финансовому образованию в отличие от других стран лидеров. Примечателен и тот факт, что уровень финансовой грамотности российских детей выше, чем можно было бы ожидать, исходя из результатов по математической и читательской грамотности. Это говорит о том, что тест по финансовой грамотности отражает результаты системной работы именно по финансовому образованию, а не только успехи по математике или другим предметам.

По словам г-жи Флор-Анн Месси, уровень финансовой грамотности школьников очень сильно зависит от того, насколько часто эту проблему обсуждают в семье и насколько взрослые владеют терминологией. Кроме того, чем выше уровень дохода в семье, тем выше и уровень финансовой грамотности (очевидно, что это правило работает и в обратном направлении). Судя по результатам PISA, ситуация в российском обществе вовсе не такая безнадёжная, как пытаются преподнести некоторые.

– При этом, конечно же, вам есть, над чем работать, – заключила Месси. – Это хорошо, что среди школьников стало гораздо меньше тех, кто в 2012 году показал очень плохие результаты. Однако количество тех, кто в 2015 году продемонстрировал очень высокую финансовую грамотность, увеличилось незначительно. Поэтому следует сосредоточить внимание именно на этой группе детей.

Руководитель национальной команды исследования PISA в России Галина Ковалева рассказала о том, что успехи наших детей во многом связаны с успехами в области других наук. В частности, финансовая грамотность напрямую связана с математической и читательской грамотностью, где у нас также замечен определённый прогресс. Но, безусловно, очень важную роль сыграло то, что с 2012 года огромное количество российских школьников получили бесплатную (!) возможность стать более подкованными в области финансов, благодаря программам и учебникам, подготовленных для них в рамках проекта Минфина.

– Если же вернуться к самому исследованию PISA, то оно показало, что лучше всего российские школьники справились с заданиями по теме \”Риски и вознаграждения\”, которая предполагает оценку путей управления финансами с учетом представления о потенциальной прибыли и убытках (60% выполнения), – сообщила Ковалёва. – Наиболее трудными (40% выполнения) оказались задания по теме \”Деньги и операции с ними\” (безопасность при онлайн-покупках, проблемы инвестирования, налоги, анализ банковских выписок). Так, на относительно простой прямой вопрос, касающийся установления процента по вкладам, ответили успешно около 50% учащихся. А более сложное задание, требовавшее проанализировать тенденцию изменения покупательной способности определенной суммы, размещенной в банке под определенный процент годовых при известной величине ежегодной инфляции, выполнили правильно чуть более 25% учащихся.

Тем не менее, как заявила заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Тараданова, успехи наших ребят вызывают оптимизм уже потому, что в школах России финансовую грамотность как отдельный предмет раньше вообще не преподавали, в рамках курса обществознания эта тема просматривается лишь частично, а экономику изучают далеко не во всех образовательных учреждениях.

– Проект повышения финансовой грамотности школьников является примером достаточно удачного межведомственного проекта, – отметила чиновник. – На его примере можно увидеть, как происходит обновление содержания образования. В прошлом этого содержания было совсем мало, такие знания не были востребованы. Сейчас ситуация изменилась. И очень хорошо, что вопросы, связанные с обновлением содержания образования, всесторонне обсуждаются с профессиональным сообществом.

Директор Европейской гимназии Ирина Боганцева рассказала о том, как в её дети изучают финансовую грамотность.

– У нас частная школа, особый контингент учащихся, многие родители имеют свой бизнес, они часто обсуждают в семье вопросы, связанные с планированием бюджета, распределением средств и так далее, – уточнила директор гимназии. – В этом смысле ребята с самого детства “в теме”, они довольно мотивированы и видят себя в будущем тоже в роли бизнесменов и предпринимателей. Учитывая это, мы уже много лет реализуем программы экономического образования, в частности, те, которые ещё в 90-е годы были переведены с английского языка академиком Велиховым. Но при этом мы с большим успехом используем и нестандартные подходы. Например, для 5-х классов мы рекомендуем книгу Григория Остера “Робинзон и тринадцать жадностей”, дети с огромным удовольствием читают её и попутно овладевают знаниями в области рыночной экономики.

Ирина Боганцева также процитировала ответы школьников на вопросы анкеты по поводу преподаваемого курса финансовой грамотности:

“Я очень не люблю пропускать уроки финансовой грамотности. Но, к сожалению, у нас только один урок в неделю. Должно быть больше!”“Мне очень понравилась тема, связанная с историей происхождения денег. Вряд ли мне понадобятся эти знания на практике, но, всё равно, было очень интересно!”“Мы часто говорим с отцом о его бизнесе. Год назад я не понимал половины терминов, теперь мне всё понятно, мы говорим на одном языке”.“Теперь я дома, вместе с родителями, веду подсчёт доходов и расходов”.“Теперь я понял, что нельзя обманывать закон, и когда я сам буду руководить фирмой, я всегда буду платить своим сотрудникам только “белую” зарплату. В крайнем случае – “серую”.

– Одно из важнейших достижений проекта заключается в том, что за эти годы нам удалось создать сеть федеральных и региональных методологических центров для всех уровней системы образования\”, – подчеркнул руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Николай Берзон. – И я уверен, что эти центры не должны завершать работу по окончании проекта Минфина, то есть проект должен существовать на постоянной основе. Во-первых, потому что каждый год в нём участвуют новые дети. А во-вторых – наши законодатели обладают колоссальной креативностью, поэтому те учебники, которые были написаны в рамках действующих на данный момент норм, морально устаревают сразу же, как только появляются новые законы.

P.S. Как уже было сказано, в исследовании PISA принимали участие только 15-летние школьники. И они показали очень неплохие результаты, следовательно, с этой возрастной группой у нас всё достаточно оптимистично. В то же время, согласно результатам мониторинга НИУ ВШЭ от октября 2016 года, в целом каждый пятый россиянин оценивает свой уровень знаний и навыков в финансовой сфере как нулевой. И с декабре 2008 года количество таких граждан, пусть и незначительно, но всё же увеличилось (с 19 до 20 %). В частности, 9% участников опроса ВШЭ признались в том, что подписывают финансовые договоры, не читая их. Еще 26% респондентов подписывают документы, даже если чего-то в них не поняли. Кроме того, более половины жителей России не ведут письменного учета своих доходов и расходов, примерно каждому десятому не известно, сколько именно денег он тратит в течение месяца.

Таким образом, предстоит очень серьёзная работа над преодолением этого досадного разрыва.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте