search
main
0

Служить бы рад, отчитываться тошно…

На днях говорили с хорошей знакомой. Она работает руководителем образовательной организации более 20 лет. При вопросе о работе впервые услышала от нее признание, что не хочется туда идти. Мне еще подумалось: может, обилие праздничных дней сказалось? Организм перестал работать в режиме цейтнота и дает сбой?

Цейтнот – это нормальное рабочее состояние для сегодняшнего управленца, со вздохом согласилась знакомая. Но это цейтнот навязанный. Прежде всего неиссякаемой отчетностью, и то, что она сокращается, – пустые разговоры.

К примеру, если посчитать, в чем и сколько раз должна отчитываться образовательная организация с небольшим контингентом детей и педагогов, то окажется, что только серьезных, фундаментальных отчетов о ее работе требуется предоставить от 5 до 7 в год. Текущих ежемесячных можно насчитать от 20 до 30. При этом каждый третий запрос от вышестоящей организации помечен грифом «срочно». Чуть удобнее стало оформление отчетной документации – все нынче приходит в Гугл-форме, но на заполнение этого документа тоже требуется время.

Уточнения и отчеты от руководителя требуются по самым разным поводам и касаются самых разных направлений – от воинского учета до охраны труда. Не так давно проводилась перепись населения. От кого требовали отчет по данному мероприятию? Правильно, от директора. Второй год составляются подробные отчеты по ковиду: кто привился и сколько раз, каковы количество СИЗ и уровень обеспечения ими и т. д. При этом информация по заболевшим и привитым уже есть в Роспотребнадзоре. И никому не приходит в голову остановить этот дубляж.

Пишутся отчеты по содержанию территории, по антикоррупционной работе, по обеспечению доступной среды, по аттестации педагогических работников, по гражданской обороне, по пожарной безопасности, по госзакупкам, по оказанию первой медицинской помощи, по соцпитанию, по теплоустановкам и др. Пишутся, пишутся, пишутся…

Каждое мероприятие должно быть запротоколировано. Каждое положение должно быть приведено в соответствие с нормативно-правовой базой, которая может в начале года поменяться. Иногда из-за одного слова во вновь принятом законе приходится переписывать тонны бумаг. Например, законотворцы решили, что слово «использовать» лучше заменить на слово «реализовать», и начинается кропотливая работа по внесению этого изменения в положения, которых может насчитываться более 100.

А сколько времени и бумаги, в том числе виртуальной, требуют отчеты и объяснительные, касающиеся жалоб родителей! Тенденция сегодняшнего дня такова, что многие папы и мамы, вместо того чтобы прийти в школу или в детский сад и выяснить с руководителем проблемный вопрос, сразу пишут жалобу на горячую линию ведомства, и опять начинается кропотливая работа по написанию ответов, пояснений, сообщений, объяснений…

Вовремя не сданный отчет – та еще головная боль. Представители вышестоящих органов не замедлят написать (!), что ненаписанное, незаполненное, несоставленное скажется на показателях эффективного контракта руководителя образовательной организации. И это прямая связь с оплатой труда: ниже показатель – ниже начисляемый балл, меньше баллов – меньше цифра в ведомости. И при этом на руководителе лежит персональная ответственность за все происходящее в школе или в детском саду.

Как сказала моя знакомая, она не хочет больше ходить на работу, потому что больше не любит ее. Вместо детей и коллег она видит горы бумаг на столе и переполненный иконками экран монитора. И у меня не нашлось слов в утешение.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте