То, что творит Игорь Александрович Киршин в образовательном мире вот уже почти тридцать лет, я не могу назвать иначе, как педагогическое чудо. Я давно наблюдаю за его творчеством. И хотя иногда предлагаю свои советы, но, как правило, восхищаюсь его талантом и учусь у него.
Талант и дело Игоря Киршина уникальны, как и сама его личность. Его «Солнечный сад» есть особо звучащее новое слово в педагогике. Вот уже несколько десятков лет он обосновывает свой «Солнечный сад» творческой практикой и научно. Это своеобразная система, которую на чиновничьем языке называют дополнительным образованием, но на самом деле эта система определяет всю жизнь человека.
Я лично знаю многих воспитанников «Солнечного сада». Они прожили в саду огромную жизнь. Судя по их судьбам, они обрели здесь то самое важное, чего не дает школа: смысл, вкус, любовь и радость жизни. Они одаренные, творческие, живут и трудятся на общее благо, создают прекрасные семьи.
На примере моей любимой школьной учительницы Варвары Вардиашвили, которая была словесником, а теперь и Игоря Киршина, который тоже словесник, я убеждаюсь, что быть истинным словесником – значит быть учителем жизни. К чему они должны вести своих учеников? К исследованию своего духа и внешней жизни, к творению пространства любви и радости, добра и красоты.
Игорь Киршин сейчас занят разработкой содержательных программ и методической оснащенности своей системы «Солнечный сад», но я уверен, что в основе всей этой конкретики он заложит именно высшие ценности жизни духа в материальном мире.
Нельзя, чтобы педагогическое открытие Игоря Киршина ограничивалось лишь одним Калининградом и одной школой. Плод его педагогического таланта должен стать достоянием для многих, и не только в России, но и в других странах.
Игорь Киршин автор серии замечательных книг. А книга, которую он назвал «Дерево Сада», есть олицетворение духа и сердца «Солнечного сада». В ней автор показывает саму суть своей педагогической жизни. И нам нетрудно, читая книгу, почувствовать эту суть, которую он выстраивает по удивительно прекрасной жизненной схеме: корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды, солнце.
В этой аллегории мы видим, что идея «Солнечного сада» и духовного мира Игоря Киршина есть одно целостное явление. Идея рождалась в нем в переживаниях детства, далее в стараниях юношества, затем в творчестве, которое началось сразу после того, как он стал учителем.
Первые шаги, первые сложности и удачи выстроили могучий ствол, а дальше все расширяющаяся деятельность – это ветви; умножающаяся радость – это листья; то, как развиваются дети «Солнечного сада», – это цветы; что они творят и какими становятся – это плоды.
Но тут надо понять диалектику: вместе с детьми растет, мудреет и становится мастером их учитель. Как относиться к детям – это то откровение, которое он постигает только у солнца.
Я читаю и перечитываю книгу и, так же как сам автор, заглядываю в свое детство, откуда обычно идут лучики солнца, которые влекут меня в будущее. Творчеству Игоря Киршина, мастера, человека Пути, нет конца, как лучам солнца.
Примите, дорогие коллеги, этот его дар духа, ибо у него нет чего-либо более светлого, что он мог бы вам преподнести. А дарить вам свое сердце есть смысл его жизни.
Шалва АМОНАШВИЛИ
Комментарии