search
main
0

31 мая. Всемирный день культуры

Эрудит-лото

“Мастера русского искусства”

Цели: Закрепить знания учащихся о картинах художников-передвижников, воспитать интерес к изобразительному искусству, развивать образное воображение учащихся; формировать представления учащихся о стиле художника, умение высказывать обоснованное суждение о своем отношении к картине.

Возраст: учащиеся 6-7-х классов.

Время – 1 час.

Оформление: портреты художников Левитана, Шишкина, Репина, Васнецова, Серова, Сурикова, А.Иванова.

Репродукции:

А.Иванов. “Явление Христа народу”,

И.Н.Крамской. “Христос в пустыне”, “Неизвестная”, “Портрет Л.Н.Толстого”.

И.И.Левитан. “Золотая осень”, “Владимирка”, “Осенний день. Сокольники”, “Март”, “Первая зелень”.

Васнецов В.М. “Аленушка”, “Иван-царевич на сером волке”, “Ковер-самолет”, “Богатыри”.

В.Серов. “Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой”.

И.И.Шишкин. “На севере диком…”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”.

В.И.Суриков. “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”.

В.Перов. “Портрет писателя Ф.М.Достоевского”.

Н.Н.Ге. “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”, “Тайная вечеря”.

И.Е.Репин. “Портрет П.М.Третьякова”, “Бурлаки на Волге”, “Не ждали”.

В.Е.Малевский. “На бульваре”, “В приемной у доктора”.

В игре принимают участие три команды.

На доске повешено игровое поле.

Тема: ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ

Игровое поле разбито на 25 квадратов, каждый из которых окрашен в определенный цвет: красный – 30 баллов за правильный ответ, зеленый – 20 баллов, синий – 10 баллов. Каждый квадрат накрыт карточкой с вопросом. Три квадрата предполагают развлекательные конкурсы: “Музыкальный”, “Веселый художник”, “Угадай-ка”. Победители этих конкурсов получают призы.

Право первого хода у команды, которая правильно ответит на вопрос ведущего: “Назовите картины, репродукции которых помещены на стендах”.

Данная команда называет любой квадрат. Ведущий поднимает карточку с вопросом, зачитывает его и обьявляет, что за правильный ответ эта команда получает баллы, обозначенные на игровом поле. В случае неправильного ответа остальные команды в порядке очереди (по часовой стрелке) имеют право ответить на этот вопрос.

Право следующего хода переходит по часовой стрелке.

На обсуждение каждой команде дается 1 минута.

Если выпадают секторы “Музыкальный”, “Угадай-ка”, “Веселые художники”, то участвуют все команды. Победителей этих конкурсов определяют зрители.

ВОПРОСЫ НА 10 БАЛЛОВ

1. Как называлось обьединение московских и петербургских передовых художников, образованное в 1870 году, и почему?

2. По чьей инициативе было создано “Товарищество передвижных художественных выставок”, назвать членов этого общества?

3. Сколько лет просуществовало “Товарищество передвижных художественных выставок”?

4. К какому жанру изобразительного искусства можно отнести картины В.М.Васнецова “Аленушка”, “Иван-царевич на сером волке”, “Ковер-самолет”?

5. К какому жанру можно отнести следующие картины И.И.Левитана: “Золотая осень”, “Март”, “Первая зелень”; И.И.Шишкина: “На севере диком…”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”?

6. Портреты каких известных людей представлены на стенде?

7. Из представленных на стенде репродукций выбрать картины исторического жанра.

ВОПРОСЫ НА 20 БАЛЛОВ

1. Назовите имя и одно-два произведения Репина.

2. Назовите самые главные цвета и производные от них составные.

3. Назовите художников, которые занимались театрально-декоративной живописью.

4. Великий русский пейзажист второй половины XIX века (1832-1898 гг.). После долгих лет учения в Москве, затем в Петербургской академии художеств, в Германии и Швеции всю свою творческую жизнь посвящает изображению русской природы. Он забирается в самые глухие чащи, наблюдая жизнь леса. Образ русской природы, созданный им, всегда этичен и величав. Он был одним из учредителей “Товарищества передвижных художественных выставок”. Одной из последних больших картин его была “Корабельная роща”. Кто он?

5. Назовите картины, которые можно отнести к бытовому жанру.

6. Кто он? Великий мастер русской исторической живописи. Жил с 1848 по 1916 год. За первой его исторической картиной “Утро стрелецкой казни” последовал целый ряд блестящих произведений. Он написал изгнанного Меншикова с дочерьми, боярыню Морозову, завоевателя Сибири Ермака, Суворова и Степана Разина.

7. На доске вывешены репродукции с портретов художников. Назови их.

8. Какую картину И.Левитан написал под влиянием народных песен и исторических сведений о тракте, по которому вели каторжников?

ВОПРОСЫ НА 30 БАЛЛОВ

1. Назвать художников-передвижников, которые в своем творчестве обращались к евангельским сюжетам?

2. Кто он? Русский художник, проживший короткую и нелегкую жизнь (1860-1900 гг.). Был большим другом А.П.Чехова, учился у В.Д.Поленова и А.К.Саврасова. Его ранний пейзаж “Осенний день. Сокольники” был отмечен П.М.Третьяковым и вошел в его знаменитую коллекцию. Он был тонким и нежным поэтом русской природы и перенес в свои полотна и ликующую праздность золотой осени, и тревожную печаль хмурого дня. В его “пейзажах настроений” отразилась сложная духовная жизнь человека того времени, его тревоги, мечты и надежды. Написанная художником в 1892 году пейзаж-картина “Владимирка” – шедевр русской и мировой живописи.

3. Кто и когда основал Третьяковскую галерею?

4. Кому посвятил стихотворение Эдуардас Межелайтис:

Твой ясный март сам просится

в стихи:

Снег стал синее в это утро сразу.

Светлее ветки старые ольхи,

И солнце так блестит,

что больно глазу.

И рвется в строфы вешняя вода,

Покрывшая и рощи, и проселки,

В которой, позабыв про холода,

Купаются березки, как русалки.

И осень в стих ко мне идет сама.

Стоят березы в золоте тяжелом.

Вкруг них ручья набухшая кайма…

И вот уж буквы брызжут

краской желтой.

5. О ком И.Крамской написал следующие строки: он “остается единственным и до сих пор как знаток и рисовальщик дерева вообще, и хвойного леса в особенности”?

6. Эту картину называют одной из вершин творчества художника. Замысел полотна возник в его душе в студенческую пору, за два с лишним года до окончания Петербургской академии художеств. Вид героев его будущей картины потряс художника… “О Боже, зачем же они такие грязные, оборванные?.. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели… Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ!”. Работал над этой картиной художник в местечке Ширяево летом 1870 года. Кто этот художник и как называется эта картина?

7. Какая картина была написана к 200-летию со дня рождения Петра I и показана на первой выставке “Товарищества передвижных художественных выставок” в 1871 году?

СЕКТОР “МУЗЫКАЛЬНЫЙ”

На доску вывешиваются репродукции пейзажей И.И.Левитана “Золотая осень” и “Март”, А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, И.И.Шишкина “На севере диком…” и “Рожь”.

Ведущий: Художник с помощью красок, а композитор и музыкант с помощью звуков могут нарисовать одну и ту же картину, передать одно и то же настроение.

Ведущий предлагает послушать мелодию Чайковского из цикла “Времена года” и определить, с какой картиной созвучна прослушанная мелодия.

1. “Осенняя песнь” – “Золотая осень” И.Левитана.

2. “Подснежник” – “Грачи прилетели” А.Саврасова.

3. “Жатва” – “Рожь” И.Шишкина.

СЕКТОР “УГАДАЙ-КА”

В этом развлекательном конкурсе принимают участие по 3 человека от команды. На отдельном стенде вывешены репродукции следующих картин:

1. И.Шишкин “Рожь”, “Утро в сосновом бору”.

2. В.Васнецов “Аленушка”, “Богатыри”.

3. И.Левитан “Март”.

4. А.Саврасов “Грачи прилетели”.

Ведущий: В класс пришло письмо, где сообщается, что из музея похищена картина. Среди участников нужно выбрать 2 игроков на роль “сыщика” и на роль “смотрителя музея”. “Смотрители”, глядя на репродукцию картины, указанную ведущим, дают ее словесное описание. Каждый “смотритель” может сказать по 3 предложения. В этот момент “сыщик” стоит спиной к репродукции. Затем он поворачивается и отыскивает среди представленных картин “похищенную”.

СЕКТОР

“ВЕСЕЛЫЙ ХУДОЖНИК”

На магнитную доску вывешивается картинка с изображением медведя. Картинка разделена на 8 частей, каждая часть пронумерована. Участникам эрудит-лото предлагается нарисовать тот квадрат, номер которого совпадает с его игровым номером. Затем вся картина собирается вместе. На этот конкурс командам даются 2 минуты.

ОТВЕТЫ 10 БАЛЛОВ:

1. Московские и петербургские передовые художественные силы обьединились в “Товарищество передвижных художественных выставок”. Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции.

2. Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими. Позже к ним присоединились более молодые художники, такие, как Репин, Суриков, Васнецов, Савицкий, Касаткин, Серов, Левитан, Поленов и другие.

3. Более 50 лет (до 1923 года).

4. Сказочно-былинный жанр.

5. Пейзажи.

6. И.Н.Крамской “Портрет Л.Н.Толстого”, В.Серов “Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой”, В.Перов “Портрет писателя Ф.М.Достоевского”, И.Е.Репин “Портрет П.М.Третьякова”.

7. Н.Н.Ге “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”. В.И.Суриков “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”.

ОТВЕТЫ 20 БАЛЛОВ:

1. Илья Ефимович; “Бурлаки на Волге”, “Не ждали”.

2. Главные – красный, желтый, синий; производные и составные – зеленый, оранжевый, фиолетовый.

3. В.Васнецов, М.Врубель.

4. И.И.Шишкин.

5. И.Е.Репин “Не ждали”. В.Е.Маковский “На бульваре”, “В приемной у доктора”.

6. В.И.Суриков.

7. И.И.Левитан, И.И.Шишкин, В.М.Васнецов.

8. “Владимирка”.

ОТВЕТЫ 30 БАЛЛОВ:

1. И.Н.Крамской “Христос в пустыне”. Н.Н.Ге “Тайная вечеря”. А.Иванов “Явление Христа народу”.

2. И.И.Левитан.

3. Павел Михайлович Третьяков. В 1856 году им были приобретены первые картины, послужившие основой галереи.

4. Левитану.

5. Об И.Шишкине.

6. И.Е.Репин “Бурлаки на Волге”.

7. Н.Н.Ге “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”.

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Желательно перед игрой провести экскурсию в художественный музей с особым акцентом на раздел русской живописи XIX в.

С помощью различных средств (живое слово, изучение произведений живописи, прослушивание музыки, чтение стихов и высказываний, посвященных художникам) учитель развивает у детей чувство прекрасного, чувство гордости за русское искусство.

Количество человек в команде должно быть предварительно оговорено. Каждой команде необходимо иметь группу поддержки.

После игры победителям вручаются призы, а побежденным – памятные сувениры.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. – М., 1991.

2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 1994.

3. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. – М., 1993.

4. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века (Под ред. А.Монова). – М., 1952.

5. Резенвассер В.Б. Беседы об искусстве. – М., 1979.

Татьяна ПЕНЬКОВА

Самара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте