search
main
0

28 мая – День пограничника

Впереди БТР. За ним “Пазик” со школьниками. Колонну замыкает “Урал” с вооруженными пограничниками. Они ждут конца учебного дня и привозят детей обратно. Типичная картина для “горячих точек”, где наши воины несут свою службу. Но это – не единственная проблема среднего образования в дальнем пограничье.

Pаньше – во времена Советского Союза – дети пограничников могли учиться в любой местной школе и получить в ней хорошее образование на русском языке. Государства обособились, превратившись в независимые. Школы стали национальными. А Федеральная пограничная служба создала учебные заведения собственного подчинения. Решением правительства в Туркмении, Таджикистане, Грузии и Армении появились русские школы.

– Случается, местные руководители обращаются с просьбой взять на обучение их детей, зная о качестве нашего образования, – рассказывает начальник отдела Управления воспитательной работы ФПС РФ Василий Борзов. – Берем на договорной основе.

В чем достоинство пограничных школ? Конечно же, в учителях. Это не только жены офицеров и прапорщиков (которые, кстати, отлично организовывают дополнительную работу с детьми в кружках танцев, кройки и шитья, “Хозяюшка” и других). ФПС приглашает на работу преподавателей русских школ, техникумов, вузов тех стран, на территории которых находится отряд. В условиях нынешней безработицы сюда идут с удовольствием. Здесь не только способные ученики (из 237 прошлогодних выпускников 69 получили грамоты, 49 – похвальные листы, двое – золотую и серебряную медали), но и вовремя платят зарплату.

Финансирует школы Федеральная пограничная служба. Министерство образования оказывает посильную помощь в обеспечении методической литературой и переподготовке кадров. Хорошо бы еще оборудовать кабинеты химии и физики, создать компьютерные классы, подкупить учебников…

Что касается регистрации и лицензирования, то в Минобразовании уже состоялось совещание по этой проблеме. Пока что школы существуют де-факто, и, чтобы провести регистрацию, необходимо внести дополнения к Закону “Об образовании”. Эта процедура долгая, но все же в Министерстве образования за нее взялись.

– Дети пограничников – особенные дети? – спрашиваю я Василия Тимофеевича. – Ведь многие из них проводят большую часть своего детства на дальних заставах…

– Конечно, у них иная жизнь, чем у сверстников. Но они многое приобретают: жизненный опыт, хорошую закалку – физическую и нравственную, они видят, как их отцы несут службу и ради чего. В своих сочинениях ребята пишут о том, что хотят быть похожими на офицеров-пограничников и гордятся своими родителями.

– А пишут о Родине?

– Да. Восторженные, теплые слова… Недавно читал сочинение одного мальчишки, отец которого служит в Таджикистане. Он пишет, что Родина для него – Памир. Вспоминает, как возвращался с отцом на пограничную заставу, заходило солнце. Он олицетворяет это с Родиной… Родина для них – вся Россия…

– Дети военных идут, как правило, по стопам своих родителей?

– Как правило, но не все. У нас есть соглашение с правительством Москвы о том, что в московские вузы принимают детей пограничников из Республики Таджикистан.

Когда я познакомилась с курсантами Московского военного института, то была удивлена, что так много молодых ребят рвутся сегодня служить. Ведь каждый из них знает, что сегодня служба на границе – это не только романтика. Вернее, совсем не романтика. В любую минуту может прозвучать “тревога!”. Все чаще это сигнал к настоящему бою.

В Московском военном институте пограничных войск ФПС РФ детей военных не менее трети.

…Отец никогда не навязывал Диме Ивершеню судьбу военного. Стать пограничником он захотел сам. Дима пошел вслед за отцом и готов защищать свою Родину: свою семью, друзей, места, в которых жил.

Юра Безгребельный считает, что если бы он родился и провел свое детство в Москве, то никогда не смог бы стать пограничником.

Судьба Володи складывалась иначе. Его родители всегда хотели, чтобы мальчик стал военным хирургом. Но так случилось, что убили его дядю, служившего на российско-грузинской границе. Его последними словами была просьба, чтобы племянник стал пограничником. Володя ни разу не пожалел о выбранном пути.

Виталий родился на границе и рос среди взрослых людей. Вопрос, кем быть, для него не стоял. К профессии пограничника он готовил себя с детства. В этом году он заканчивает институт и вряд ли захочет заняться чем-нибудь другим. Он умеет и любит только то, к чему стремился долгие годы.

Сегодня на границе тяжелые условия для жизни. Некоторые заставы не обустроены для проживания семей офицеров. Не менее чем через полгода Виталию придется столкнуться и с этими трудностями.

– Все это легко преодолимо – было бы желание. Если же говорить о семье, то это будет зависеть от жены, захочет ли она поехать к месту моей службы.

Жена Виталия наверняка захочет. Тем более что она военнослужащая.

Мы слышим и читаем о тяжелом быте на заставах, о том, сколько получают наши военные. О перспективах своей службы ребята, конечно же, задумываются. Кто-то из них сразу прекращает учиться, а кто-то уже по окончании отказывается служить и устраивается на “гражданке” (все курсанты МВИ получают второе – юридическое образование). Но есть и такие, для которых служба на границе – их мужской долг, дело чести. И они не сворачивают с выбранного пути даже в мыслях.

Конкурс в МВИ существует до сих пор. Некоторые мамы приводят сюда своих сыновей и дочерей, дабы уберечь их от улицы и наркотиков. Но берут не всех, даже если ты сдал экзамены на пятерки. Кроме медицинского, физического и образовательного отбора, будущие курсанты проходят социально- и профессионально-психологические испытания. Здесь создана специальная комиссия по изучению абитуриентов. В индивидуальных беседах и тестах выявляются моральные качества каждого будущего курсанта: его честность, состояние психического здоровья, мотивация стать пограничником и другие.

Кому отдается предпочтение? Детям из многодетных семей, более самостоятельным и привыкшим жить в коллективе. Сельским ребятам, для которых жить в условиях заставы будет так же комфортно, как и дома. Мальчишкам и девчонкам, входившим в молодежные патриотические и спортивные организации. И, конечно же, детям пограничников.

На протяжении вступительных экзаменов иногородние живут в казармах. Они так же, как настоящие курсанты, встают по команде, делают зарядку, выполняют уборочные работы на территории института. И все это под пристальным наблюдением институтских офицеров. Они все время проходят экзамен на профпригодность: на обязательность, выносливость, умение выполнять приказания, работать в коллективе и многие другие качества.

В течение всех пяти лет учебы за курсантами МВИ наблюдают специалисты лаборатории профессионально-психологического отбора. Они отслеживают, как проходит адаптация первокурсников, подтверждается ли оценка психологических качеств курсантов, полученная ими на вступительных экзаменах, изучают личные качества будущих офицеров и разрешают конфликтные ситуации.

На старших курсах разговор идет на более серьезные темы: о правильности выбора пути, о цели и смысле жизни. “Я сомневаюсь, что захочу служить на границе. Офицеры получают сейчас совсем не много. Ведь даже если лошадь не кормить, она сдохнет”, – такие мнения могут попасть в анкету только анонимно. Поэтому старшекурсников просят не подписываться. Исследования показывают, что с каждым годом все больше и больше ребят сомневаются в своем профессиональном выборе.

Бывают отчисления? Бывают. И даже на пятом курсе. Институт должен быть уверен, что выпускник после его окончания останется в армии. С каждым курсантом через год после поступления заключается контракт, по которому он обязуется по окончании института служить в пограничных войсках не менее пяти лет. Ведь государство тратит сегодня немалые деньги на его обучение – до 100 тысяч в год.

Правда, пока за разрыв контракта выпускник не несет большой материальной ответственности. В худшем случае она составляет 2000 рублей. Впрочем, куда более острый вопрос – положение российских пограничников на рубежах, у которых возникают те же проблемы, что и у большинства жителей нашей страны.

Несколько лет назад в России появилось положение о зеленых беретах. Для того чтобы получить честь носить этот головной убор, пограничник должен пройти тяжелые испытания. Немногие способны сдать заданные нормативы – всего лишь 30 процентов из решившихся. Но зеленые фуражки с гордостью носят все выпускники МВИ.

Имеем ли мы право уговаривать этих отчаянных парней защищать нас и нашу Родину? Не мы придумали для них эти испытания – бедность границ и войны между государствами. Скажу лишь спасибо им от всех нас – мирных жителей страны – за то, что они добровольно выбирают этот путь. Их немного, но мы гордимся ими. С праздником вас, пограничники!

Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте