Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Одаренные дети

Искать и не сдаваться

Ни одна задача по математике не является шаблонной
Учительская газета, №32 от 10 августа 2021. Читать номер
Автор:

Юные математики снова порадовали отличными результатами: на 62‑й Международной математической олимпиаде сборная России заняла второе место, уступив лишь сборной Китая. Ребята завоевали пять золотых и одну серебряную медаль, а десятиклассник Максим Туревский из петербургского президентского физико-математического лицея №239 занял второе место в мире в индивидуальном зачете. Высокий уровень математических знаний россиян отметил и председатель Совета Международной математической олимпиады Джефф Смит. В частности, он сказал, что в последние годы школьники из России стабильно занимают призовые места в ММО и находятся в тройке лидеров. А в целом на математических турнирах наметилась тенденция лидерства команд из стран Азии: Китая, Южной Кореи, Вьетнама.

 

Впрочем, победа российских школьников была ожидаема. Как рассказал директор президентского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич, олимпийская команда формируется больше года. По итогам Всероссийской олимпиады по математике отбираются самые сильные школьники, которым предстоит затем пройти обучение в летней математической школе, поучаствовать в нескольких отборочных турнирах.

Так, в течение года определяется и кристаллизуется состав российской сборной, в ней настоящие вундеркинды. Ведь уровень задач на ММО такой, что, по словам председателя жюри олимпиады Назара Агаханова, примерно 20 ребят из 600 могут справиться со всем набором представленных заданий.

В этом плане ключевую роль играют те, кто готовит школьников к олимпиаде, то есть тренеры команд. Как пояснил педагог московского Центра педагогического мастерства, заместитель руководителя сборной России Владимир Брагин, тренер по определению должен обладать навыками решения олимпиадных задач, и это заставляет постоянно быть в курсе изменений, которые происходят в математическом мире.

По сути, математические турниры – это живая и динамичная система со своими трендами, закономерностями, и, когда в ней разбираешься, обязательно узнаешь что-то новое, неожиданное, а потом размышляешь, как донести это до ребят, как и куда их направить, к каким выводам подвести.

Если говорить о трендах, то, как заметил Владимир Брагин, с одной стороны, составители стараются, чтобы в задаче оставалось «слепое пятно», позволяющее искать и находить нестандартное решение, с другой – ребятам предлагаются технически нагруженные конструкции, с которыми без определенного навыка работы не справиться. Но главная «фишка» олимпиадных заданий все-таки заключается в том, что ни одна задача не является шаблонной, и, глядя на ее условие, все равно не понимаешь, какой шаг делать первым, а какой – вторым.

То, что многое зависит от наставника, подтвердил и Максим Туревский. Молодой человек сказал, что многому научился, попав в руки такого педагога, как профессор РПГУ имени А.И.Герцена, заместитель директора, руководитель центра математического образования президентского физико-математического лицея №239 Сергей Рукшин. Сергей Евгеньевич действительно уникальный наставник, он подготовил уже более 50 победителей и призеров математических олимпиад и конкурсов разных лет.

Как считает Максим Пратусевич, залог успеха при работе не только с талантливыми детьми, но и с талантливыми педагогами в том, чтобы им… не мешать, а поддерживать, предоставлять ресурсы и ограждать от условностей, которыми изобилует школьная жизнь. Если в школе будет создана атмосфера, когда человек может спокойно, не отвлекаясь, работать, то это будет интересная и продуктивная работа.

Такая же тактика нужна и при работе с детьми. Им тоже необходим психологический комфорт. Руководитель сборной России, учитель математики президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Кирилл Сухов убежден в том, что ребят нужно научить слышать. Часто педагоги грешат тем, что, слыша, как ребенок предлагает нестандартное решение, отметают это и твердят, чтобы запоминал, как надо делать. Но школьник может прийти к правильному ответу альтернативным путем, потому что, возможно, он по-другому видит суть вещей.

Это нужно замечать и направлять ребенка, передавать ученика тем учителям, которые поведут его дальше. Конечно, педагог в массовой школе настолько загружен бюрократией, что на выявление талантов не остается сил и времени, но в идеале было бы здорово, если бы у учителя странный мальчик, решающий задачи по математике иначе, нежели его одноклассники, не вызывал негатива.

Хотя, чтобы не пропустить математический талант, по мнению Максима Пратусевича, особых усилий не требуется. Прежде всего детям должно быть доступно качественное математическое образование, то есть кружки и детские объединения этой направленности. И, конечно, нужен интерес самого ребенка. Если его любознательность никто не ограничивает, то форм поддержки талантливого математика достаточно.

На то, чтобы не проглядеть одаренных детей (а все дети обладают какими-то талантами), нацелена и подготовка будущих учителей. По словам ректора РГПУ имени А.И.Герцена Сергея Богданова, за последние сорок лет в теории и практике педагогики наметились две разные тенденции. Во многом они противоречат друг другу. С одной стороны, осуществляется преподавание, которое строится на ценностях традиционной культуры, у которой фокус внимания всегда на прошлом: золотой, серебряный, бронзовый век и т. д. И главная задача педагога при этом – передать ученику максимально полный набор знаний, который сформировался за прошедшие тысячелетия.

Другая тенденция связана с новой культурой, у которой ценностный центр расположен в будущем, и тогда главной задачей учителя становится развитие способностей ученика. В этой ситуации никто не знает точно, что получится на выходе из школы, но главным остается то, что ребенок должен научиться учиться, максимально развить свои способности, чтобы затем всю жизнь порождать новые знания. Эти два подхода в педагогике – традиционный и инновационный – пока вступают в противоречие друг с другом.

Синтезировать их сложно, но нужно. Поэтому в Герценовском университете стремятся готовить учителей так, чтобы две компетенции шли рядом, а не противопоставлялись друг другу. Проведение ММО на площадке РГПУ имени А.И.Герцена, по мнению Сергея Богданова, – это одна из возможностей для будущих педагогов получить бесценный опыт общения с одаренными детьми и талантливыми наставниками.

Надо сказать, у самих школьников интерес к математике не угасает. Например, по итогам сдачи ГИА в этом году подавляющее большинство петербургских выпускников в качестве экзамена по выбору предпочли профильную математику. У Максима Пратусевича есть объяснение этого. Как считает директор одного из лучших в стране лицеев, молодежь понимает, что тот, кто не знает математики, оказывается отброшенным на пути развития. Все, что связано сегодня с цифровыми технологиями, невозможно без знания математики. Человеку, стремящемуся претендовать не только на роль потребителя, но и созидателя, без этой науки не обойтись. При решении математических задач важен перебор вариантов, и этот навык – умение преодолевать препятствия в поисках выхода – пригодится в жизни каждому.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту