Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Зеркало в учительской

По одежке встречают, или «Педагог на стиле»

Мода для учителя как искусство начинается там, где есть «чуть-чуть»
Учительская газета, №29 от 20 июля 2021. Читать номер
Автор:

О педагогах бытует много стереотипов, то и дело слышим эпитеты: «скромная профессия», «синий чулок», «блеклый, однотипный дресс-код», «строгая форма». Когда мы произносим слово «мода», перед глазами встает образ актрисы кино или топ-модели на подиуме, но никак не учителя, директора или советника в области образования. А зря! Наши сегодняшние герои – представители именно этих профессий. В команде с экспертами в области моды они поделятся секретами создания стильного образа для педагога и расскажут, почему для формирования вкуса у школьников так важно наличие перед глазами не только умного и мудрого, но и красивого, а главное – модного наставника.

 

Ирина ШАТСКАЯ, директор школы с углубленным изучением английского языка №1 Ставрополя:

Для того чтобы система кодов «свой – чужой» играла нам на пользу, педагог или директор должен быть в тренде. Дети сейчас очень чувствительны к веяниям моды – этому способствуют социальные сети. Это не значит, что мы, учителя, должны быть на пике моды или скупать брендовые вещи, но от нас требуется быть современными.

Помимо трендов необходимо соответствовать кодексу профессиональной педагогической этики. У нас запрещены джинсы, футболки; стиль одежды деловой. Однако примерно раз в четверть мы объявляем в школе джинсовый день. Педагоги и ученики ждут его с нетерпением и приходят в стиле casual. Этим мы хотим показать, что мы с ними «одной крови», такие же люди, как и другие горожане, которые ходят по улицам. Ничто человеческое, включая джинсы, нам не чуждо.

Что касается недопустимого для директора и педагога, это кричащие вещи или принты, прозрачное, короткое, яркое. Одежда должна быть комфортной, мы ведь находимся в ней большую часть дня. Доводов в пользу обязательной единой формы для директоров и педагогов я пока не нашла. У педагога в рамках делового стиля может быть разнообразие. Одежда не должна привлекать излишнего внимания – строгость и вариативность. Вокруг меня многие коллеги одеваются стильно, стараются придерживаться дресс-кода, принципа уместности.

На вопрос о том, что первично, работа или одежда, есть интересный ответ у дизайнеров. Они выбирают в пользу одежды, ведь только взглянув на нее, работодатель сможет решить, соответствует ли работник должности, на которую претендует. Я пришла к своему стилю до периода директорства – никогда не позволяла себе вызывающие образы и отдавала предпочтение деловому стилю.

В завершение хотелось бы добавить: было бы прекрасно, чтобы у российских педагогов хватало заработной платы не только на питание и здравоохранение, но и на то, чтобы одеваться в соответствии с веяниями моды. Не хуже, чем ученики и их родители.

 

Михаил ГУРОВ, преподаватель математики частного лицея классического элитарного образования Ростова, советник министра просвещения, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2020:

– Учитель – это в первую очередь профессионал. Человек, обладающий большим объемом знаний. При этом он умеет в простом и понятном виде донести эти знания до учеников. Именно эти качества – интеллект и открытость, строгость и мягкость – должна выражать одежда педагога.

Ни для кого не секрет, что одежда многое может о нас рассказать. А значит, мы должны контролировать, чтобы она говорила именно то, что нам хотелось бы. Чего точно не должно быть в гардеробе педагога, так это излишне провокационных, спортивных и ярких вещей. Внешний вид учителя не может забирать на себя все внимание аудитории, которое должно быть полностью сконцентрировано на материале занятия. Большинство моих знакомых педагогов делают ставку на классический стиль и современные базовые вещи. Такой же выбор делаю и я.

Учитель, на мой взгляд, должен придерживаться современных течений не только в жизни, но и в моде, в личном стиле, одежде. Реалии наших школьных будней таковы, что современным детям гораздо проще выстроить продуктивную модель взаимодействия с педагогом, который находится с ними на одной волне, понимает и, возможно, разделяет их взгляды и увлечения. Дети очень быстро видят «своего» человека, детектируя его по определенному набору маячков, среди которых, несомненно, есть и одежда.

 

Мария ВАРТАНОВА, медиаисследователь, fashion-стратег и социолог моды:

– Современный Педагог – это человек с большой буквы, выполняющий одну из самых важных и достойных функций в нашем обществе – обучение подрастающего поколения. К 2021 году у педагогов стало значительно больше ответственности в работе и в визуализации своих образов, но на помощь им приходит широкий инструментарий медиатизированного общества.

Одежда – это важнейший инструмент взаимодействия людей друг с другом, безусловная визитная карточка, способная вызвать уважение и без слов подчеркнуть социальные роли и статусы. Чаще всего педагогический дресс-код – это классический крой или стиль smart casual.

Я бы обратила внимание на два аспекта (тренда модной индустрии), набирающих обороты на российском fashion-рынке и потенциально представляющих интерес для формирования стиля российского учителя.

Первый из них – это sustainability (устойчивое развитие), включающий в себя ряд общечеловеческих принципов, направленных на улучшение наших жизней. И речь идет не только о повторном использовании и бережном отношении. Отличный вариант – это недорогие ателье (такие я нахожу даже в Москве), которые сошьют из ткани заказчика что угодно, включая блузки и юбки-карандаши. Можно стать обладателем прекрасной вещи по умеренной цене.

Второй аспект – это развитие внутреннего российского рынка моды, которое позволяет обращаться к российским дизайнерам. Пусть для многих это по-прежнему неожиданно, но ситуация на отечественном fashion-рынке переломилась, и мы получили множество локальных марок с хорошим качеством и по приемлемым ценам.

В выборе между недорогим и некачественным изделием и недорогим, но качественным, все кажется очевидным. Удобный гид и помощник в поиске локальных дизайнеров – это социальные сети (тот же Instagram), являющиеся для малых российских марок ключевым каналом общения с покупателями. Это тоже хороший способ сэкономить бюджет и обновить свой гардероб.

 

Александр ШАГАЛОВ, учитель русского языка и литературы школы №7 имени Г.К.Жукова, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2016, Армавир, Краснодарский край:

– Следует разделять понятия «мода» и «стиль». Первая изменчива, второй устойчив. Мода навязывается извне, стиль формирует сам человек. Я никогда не гнался за модой, но имею собственный стиль. Я понимаю, что учитель и директор – зачастую образцы для ребенка, на которые хочется равняться. Учитель, директор, завуч не обязательно должны быть модными, но им точно следует красиво и опрятно одеваться.

Что касается мест, где должен одеваться педагог, они привязаны к региону его проживания. Обычные магазины, которые учителю по средствам.

Самому мне нравится классический стиль. Для мужчины красивым и стильным выглядит ношение костюма и галстука. Если мы убеждаем учащихся носить форму, то должны и для себя выработать рабочий дресс-код. Нельзя приходить в школу в шортах или спортивном костюме. Внешний вид учителя – подтверждение того, что он учит. Педагогам-женщинам классический стиль тоже очень идет: строгие блузки и рубашки, юбки.

К сожалению, коллег, которые придерживаются дресс-кода, наблюдаю редко. В повседневном общении порой мы этого не замечаем. Зато это очень хорошо заметно по конкурсным фотографиям или снимкам на доске почета.

Я сам предпочитаю строгий костюм. Если жарко, без пиджака. Конечно, одежда недешевая, довольно маркая, но одеваться стильно нелегко, это требует работы над собой.

 

Елена БУКША, советник губернатора Ставропольского края по вопросам образования:

– Мода для меня – это прежде всего стиль. Не дань моде, а уважение стиля. У каждого свои размеры, фигура, привычки. Придерживаться тенденций или направлений прекрасно, главное – не следовать моде слепо, а подобрать свой стиль: что идет конкретному человеку.

«Искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть», – как отметил живописец Карл Брюллов, легким движением кисти поправляя и оживляя этюд ученика. Так и мода – там, где есть «чуть-чуть». Мода в образовательном процессе – важный фактор влияния на мировоззрение ребенка. Например, образ мира моего сына-художника формировался в пятом классе, когда он отмечал: «У Ольги Ивановны (учителя изо) такая красивая брошь на платье!»

Этот педагог был для него эталоном, авторитетом, создавал образ не только правильного рисования, но и красивой, стильной женщины. Для детей, учащихся путем подражания, любимыми могут стать платье, кофточка, блузка, рубашка, в которых приходит в класс учитель.

Одежда в школе должна быть офисной, нейтральной, но ее можно разнообразить сменой фасонов. Шарфиком, брошью, заколкой можно освежить образ, украсить, придать ему индивидуальность. У меня в школе был дресс-код для педагогов и детей: они одевались в один тон, но могли подбирать одежду по фигуре, не всем идут, к примеру, зауженные брюки или юбка-карандаш.

Офисный стиль – это не только пиджаки и рубашки. Я не против цветных принтов, один элемент в одежде может быть цветным. Монохром тоже может быть красив. Учителя, которые умеют стильно одеваться, – редкость, они выделяются из общей массы, но это искусство, которому надо учиться.

Мода меняется, я не сторонник дорогих вещей, которые можно надеть 2-3 раза. Мне в плане стиля понравились педагоги 56‑й гимназии Санкт-Петербурга: они носили красивые броши ручной работы с логотипом гимназии. Эта маленькая вещичка придавала каждому учителю особый шарм.

Тона одежды лучше выбирать пастельные, приглушенные, использовать стильные, но не вульгарные украшения. Педагоги должны помнить о принципе уместности: учитель русского и литературы может прийти в платье с рюшами на урок, посвященный Тургеневу, но не делать вещь повседневной. Не допускаются вещи выше колен, слишком открытые. Я не ханжа и не призываю закрыться по шею, важна умеренность.

Я стараюсь надевать то, что мне идет, учитывая фактор возраста: не излишне моложаво, но и не подобно бабушке. Весь образ должен быть гармоничным, каждый элемент – дополнять остальные: платье, туфли, прическа. Для того чтобы педагогов и школьников, которые одеваются модно, становилось больше, нужно вводить в школах уроки стиля как для учеников, так и для учителей.

 

Мэган ВИРТАНЕН, историк моды, культуролог, автор книги «Советская мода 1917-1991»:

– Хочется процитировать советский журнал «Силуэт», отвечавший на вопрос о моде для педагогов в 1962 году: «Не бойтесь модной одеждой подорвать свое достоинство или свой авторитет. Ведь они прежде всего зависят от внутренних достоинств преподавателя…

Если ваша наружность окажется слишком серой, невыразительной, то иная незрелая молодежь вместо того, чтобы научиться у вас чему-нибудь, может обратиться к более «красочным» образцам, к стилягам». Каждый раз, когда мы говорим о том, как именно должен одеваться представитель некой профессии, мы подразумеваем создание (или устранение) дистанции и выстраивание иерархии.

Если педагог хочет выступать в роли начальника, а то и вершителя судеб, то можно придерживаться многолетней традиции отечественной школы, где за эталон брали образы учителей дореволюционных гимназий – строгих классных дам в темных платьях с белыми воротничками или подтянутых мужчин, застегнутых на все пуговицы. Однако мировые тренды в образовании подталкивают к более демократичным и модным вариантам.

В силу возрастных особенностей развития подростки особенно чувствительны к визуальным проявлениям, они по одежке не только встречают, но и провожают. Учитель, вписанный в меру возможности в современный контекст, будет иметь у них больший авторитет, чем тот, кто придерживается, пусть и одобряемого старшим поколением, но при этом совершенно неактуального стиля.

 

Илья ДЕМАКОВ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2017, первый заместитель директора Лицея МГИМО:

– В плане стиля педагогу и директору важно выдерживать определенные рамки. Я убежден, что стиль одежды нам предписан самим образом нашей профессии. Вообще мало профессий, с которыми связано настолько определенное представление о внешнем виде.

Речь, конечно, не о пуховой шали и бессменной брошке, которая кочует десятилетиями с одной выпускной фотографии на другую. Речь просто о спокойном классическом стиле. Когда мы из него выпадаем каким-нибудь слишком очевидным образом, то нам этого не прощают. Стоит учительнице разместить пляжное фото, об этом знает вся страна и выходит передача Малахова.

По этому поводу я часто слышу, что таким образом педагога лишают личного пространства. Это неверно. Дело в исходном свойстве нашей профессии: в глазах любого наблюдателя мы остаемся учителями независимо от того, стоим мы в данный момент у доски или нет. Мы выбрали ту профессию, где не меняют образ в конце рабочего дня.

Мы по умолчанию принимаем это, выбирая работу в школе. И вот в этой общей рамке, в пространстве того образа, который предписывает нам общество, очень важно определить свой стиль. Думаю, для учителя быть стильным – значит носить то, что кажется ему классическим.

В 90‑е была какая-то телепередача, где в титрах указывали, что «одежда ведущей предоставлена шкафом». Думаю, что у нас всех происходит примерно так же. Откуда эта одежда берется в шкафу, вопрос очень индивидуальный. Я не думаю, что уместны конкретные рекомендации, тем более бренды.

Крайне редко я вижу коллективы, которые придерживаются корпоративного дресс-кода. Честно говоря, такой подход, когда школа буквально указывает учителям, что надевать, мне очень не нравится. Скорее я вижу, что учителя придерживаются более или менее согласованного представления о внешнем виде. Это мне и самому ближе.

Конечно, есть очевидные вещи: мой внешний вид должен совпадать с тем, что я требую от детей и рекомендую коллегам. Меня всегда видят в костюме. Это выросло в привычку, я бываю озадачен, когда мне нужно решить, в чем идти не на работу. К вопросу о стиле: кажется, что у всех есть синий костюм. Он и в моем случае основа образа. И рубашки к таким костюмам в понятном диапазоне – от белого к синему. Очень люблю галстуки, они, пожалуй, единственное, с чем я всегда экспериментирую. Они разного материала, фактуры, формы.

«Зеркала в учительской» подготовила Алена ЮРЧЕНКО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt