2030 год. Прошло 13 лет, как я начал преподавать в школе. Что за это время изменилось? Практически все! За исключением стен: они остались теми же. Но внутри произошла серьезная трансформация, начиная с яркого, необычного оформления, ремонта/переформатирования кабинетов и залов и заканчивая установкой различных технических устройств во всех кабинетах: цифровых видеотелефонов, видеокамер, интерактивных панелей. Конечно, сам за эти годы я стал гораздо опытнее. Но главные изменения произошли в организации и содержании образовательного процесса. Итак, по порядку.
Родительские собрания (как общешкольные, так и классные) проводятся только в онлайн-режиме. Это не только информирование о планах школы на следующий период, но и ответы/обсуждения различных вопросов. В случае необходимости родители всегда имеют возможность записаться на личную встречу с определенным учителем и обсудить имеющиеся проблемы. Все это экономит у нас, учителей, массу времени!Один из 5 учебных дней (у каждой параллели он свой) отдан на учебу вне школы. В этот день ученики или проходят обучение на других образовательных площадках, или отправляются на различные экскурсии. Как правило, в этот день от школы отъезжают многочисленные автобусы, оснащенные интерактивными панелями, что дает детям возможность не только смотреть учебные фильмы, но и во время передвижения проводить мини-исследования, ставить различные опыты. Так что теперь при организации таких поездок всегда происходят предварительные обсуждения с коллегами для подбора необходимых образовательных ресурсов.Я теперь редко стою у доски. В основном только тогда, когда попадается очень сложная и интересная задача, которую никто не смог решить. На большинстве уроков я перемещаюсь между группами детей и отвечаю на их вопросы.Базовый материал по каждой теме в виде набора коротких видеосюжетов есть у ребенка на планшете, и он с ним знакомится дома. К нему же есть как тексты, так и вопросы/задания для закрепления. И когда дети приходят на занятия, у меня уже имеется информация, кто на каком уровне усвоил данную тему и какие у кого есть вопросы. Тех учеников, у кого нет вопросов, я с помощью электронной системы разбиваю на группы и даю задания в соответствии с пройденным уровнем. С теми, у кого есть вопросы, мы занимаемся отдельно. Следует заметить, что по мере взросления количество ребят, которым необходима моя помощь, сокращается, так как они стараются самостоятельно найти ответы в Глобальной сети или находят решение, общаясь с одноклассниками, друзьями.До 8-го класса оценки не ставятся. Даже 10 лет назад я и представить этого не мог! Все задания имеются в открытом доступе, и ученик может решать их в любом порядке. Информация о решенных задачах доступна в табличном и графическом виде не только ему, но и родителям, и, естественно, учителю. Экономится не только мое время на проверку и выставление оценки, но и решаются многие психологические проблемы! Родители же по окончании учебного года получают развернутый «портрет ребенка», где описываются его успехи за прошедший период по всем направлениям: спортивные достижения, учебные, социальные, психологические. Да, этот процесс отнимает достаточно много времени, но за последние годы я убедился, что это того стоит!Однако задачи – это только часть работы ученика. Не менее важными являются проекты и исследования, которые сопровождаются словами «сконструировал», «собрал», «исследовал», «получил», «доказал». Большинство детей принимают именно этот формат работы. При этом проекты бывают самые разнообразные: разноуровневые, межпредметные, социальные, творческие и пр. Ученики могут работать над своими проектами не только в стенах нашей школы, но и в других образовательных учреждениях/студиях. Этим проектам уделяется большое внимание при поступлении в другие учебные заведения.В школах уменьшилось количество звонков. Планирование занятий ведется не по урокам, а по неделям. Звонки остались только на завтрак, обед. Все остальное время я планирую сам, ориентируясь на настроение детей, степень их погружения в проблему.Некоторые недели я веду с другими учителями. В основном это происходит во время работы над какими-то конкретными проектами. В эти периоды у детей происходит определенный «интеллектуальный взрыв» и часть занятий проходит в режиме «мозгового штурма».Школа теперь не имеет отношения к оценке итоговых знаний ребенка, не проводит экзаменов в конце учебного периода – эту функцию взяли на себя многофункциональные проверочные центры (МПЦ). В них учащиеся сдают экзамены в удобное для себя время не только за 11-летний курс школы, но и за 9-й класс. Все помещения МПЦ оборудованы соответствующими профессиональными техническими средствами, проверка работ осуществляется коллегами-профессионалами из российских школ всех регионов в удаленном режиме.Резюме: не могу сказать, что учителю теперь легче работать. На уроках, наверное, да. Но подготовка к занятиям стала более насыщенной, разнообразной и требует больше времени и сил, чем раньше, 15 лет назад. С другой стороны, работать сейчас намного интереснее! Дети более открыты, и учитель является не оценщиком их знаний, а наставником, помощником в организации их учебной деятельности!
Юрий СЕРЕДА,педагог школы №1296, кандидат
педагогических наук
Комментарии