Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

2010-й – год решения стратегических задач

УГ - Москва, №4 от 2 февраля 2010. Читать номер
Автор:

Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования:

– Процессы, происходящие сегодня в сфере образования, напрямую касаются каждого гражданина, каждой московской семьи. 2010 год, впервые объявленный в России Годом учителя, призван решить несколько стратегических задач: создать условия для инновационного развития деятельности педагогических работников, усилить взаимодействие учителя, школы, педагогической общественности с городским социумом и в значительной мере повысить социальный престиж учительской профессии.

Каковы же сегодня требования общества к учителю? По данным опроса, проведенного в конце минувшего года, родители хотят видеть в учителе не только профессионала, владеющего арсеналом педагогических средств, но и культурного, доброжелательного, хорошо знающего детские характеры человека. Высокие требования к компетентности педагога предъявляют и ученики: универсальная образованность, информированность, прогрессивность, желание и способность заинтересовать предметом. Ребята из различных возрастных групп отмечают, что учитель должен быть молодым, красивым, улыбчивым, обаятельным, современно одетым.

«Я педагог, и это престижно! Я педагог, и это моя судьба!» – таково кредо победителя конкурса «Поколение будущего» молодого педагога – представителя педагогической династии Ирины Лившиц. Такова позиция и большинства педагогов столицы. Сегодня учитель уверенно чувствует себя в городском социуме. Он участник взаимодействия науки, власти, бизнеса и активного населения. Достаточно сказать, что к проведению выборной кампании в столице подключаются тысячи педагогических работников.

Изменения социально-экономической ситуации в стране и вместе с этим задач школы и роли учителя в условиях информатизации, возрастания рисков образовательной среды, особенности социализации учащихся ставят перед нами вопрос: какими должны быть 230 тысяч постоянных работников системы московского образования?

Могут ли 150 тысяч педагогов видеть все многообразие учащихся и учитывать их индивидуальные особенности? Умеют ли 62 тысячи школьных учителей проектировать и улучшать психологически комфортную среду обучения, применять здоровьесберегающие технологии и сопровождать рост личности молодого человека?

Подавляющее большинство учителей (94%) имеют высшее и неоконченное высшее образование. Почти половина – это учителя с высшей квалификационной категорией. В московском учительском сообществе женщины составляют около 89%. Средний возраст учителя столицы – 45 лет. При этом возрастная группа до 30 лет составляет 18%, а старше 55 лет – 22%.

И вновь эти цифры не отвечают на вопросы: а знает ли учитель современную типологию детских проблем, умеет ли он работать с различными категориями и группами детей, какова его психологическая культура общения как с детьми, так и со взрослыми?

Без сомнения, в московском образовании достаточно образцов высокой педагогики. За 20-летнюю историю главного профессионального конкурса «Учитель года» учителя Москвы трижды становились его победителями. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» более 3 тысяч педагогов стали победителями конкурсного отбора среди лучших учителей Российской Федерации и лауреатами Гранта Москвы в сфере образования. Только в этом году около 2,5 тысячи работников отрасли были представлены к государственным и отраслевым наградам и знакам отличия, присвоению почетных званий города Москвы.

Федеральный оргкомитет по проведению Года учителя под председательством Владимира Путина подчеркнул важность непрерывности и адресного подхода к повышению квалификации работников образования.

В Москве, как никаком другом городе России, сосредоточен огромный научный и интеллектуальный потенциал. Наша задача – создать условия, при которых учитель самостоятельно сможет выбрать индивидуальную траекторию профессионального развития и личностного роста, используя для этого московскую отраслевую и академическую науку. В проекте постановления обозначен механизм привлечения федеральных вузов и академических учреждений к повышению квалификации учителей в условиях, когда деньги на дополнительное профессиональное образование следуют за педагогическим работником сообразно рекомендациям методистов и выбору учителя.

Реализация таких московских проектов, как «Школа будущего», «Школа информатизации», инициатива президента «Наша новая школа», внедрение в образовательный процесс стандартов второго поколения, направленных прежде всего на формирование у учащихся компетенций, отвечающих запросам рынка труда, потребовали кардинальных изменений в подходах к организации системы повышения квалификации учителей. Городские педагогические вузы разработали новые дифференцированные программы, ориентированные на развитие профессиональных компетенций руководителя и учителя, использование новых управленческих и педагогических технологий, внедрение экспертно-оценочной деятельности. Их реализация предусмотрена Планом мероприятий по проведению Года учителя.

Важная составляющая профессионального совершенствования педагога – обмен опытом работы, поэтому в Плане мероприятий предусмотрено проведение различных тематических конференций, «круглых столов», мастер-классов. Некоторые из них будут иметь международный статус, как, например, Всемирная конференция ЮНЕСКО по вопросам развития детей младшего возраста, конференция Международного педагогического сообщества в поддержку русского языка. Особое внимание в следующем году будет уделено психолого-педагогическим аспектам работы учителя: в 2010 году состоятся Всероссийская конференция психологов образования России, Всероссийский психологический форум «Обучение, воспитание, развитие-2010», Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2010», организаторами которых выступят городские педагогические вузы.

Обеспечение достойного уровня жизни педагогических работников, создание условий для их профессионального и личностного развития – задача для города не новая, она стала основополагающей в кадровой политике и находит свое отражение в отраслевых программах «Столичное образование», распорядительных документах правительства, правовых актах Московской городской Думы.

Следует отметить, что Москва – один из немногих регионов страны, где продолжается выделение жилой площади для педагогических работников на льготных условиях. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, в этом году получили квартиры 137 учительских семей и 146 молодых специалистов, сейчас оформляются еще 80 квартир. Значительную поддержку оказывают префектуры административных округов – к Дню учителя они выделили 38 квартир для педагогических работников. Но настоящим подарком был дом, построенный в ЮАО, в котором 219 квартир получили педагоги округа.

По состоянию на 1 ноября 2009 года среднемесячная заработная плата в отрасли составила 34,5 тысячи рублей. За год этот показатель вырос на 21,6% за счет трехразового повышения оплаты труда. В обстановке реального повышения уровня материального благосостояния работников отрасли ощутимо возрастает интерес к профессии педагога. К началу учебного года в образовательные учреждения города пришли 3733 педагога, причем четвертая часть – это специалисты из других отраслей, в том числе офицеры, уволенные в запас, а 3/4 – молодые специалисты.

Молодые специалисты – стратегический ресурс развития образования. Основной источник кадрового пополнения – городские педагогические вузы и колледжи. В минувшем году по бюджетным программам было подготовлено 2604 специалиста. Если в прошлом учебном году свою жизнь с педагогической деятельностью связали лишь 64% выпускников, то в этом – 83%. На наш взгляд, для молодых специалистов, которых сегодня в отрасли более 5,5 тысячи, сформирован достойный социальный пакет: единовременное пособие на бытовое устройство в размере 20 тысяч рублей, доплаты от 40 до 50% к тарифной ставке, частичное компенсирование стоимости проезда в городском транспорте. Департамент образования рассматривает повышение престижа профессии и рост благосостояния как реальную основу для внедрения в ближайшем будущем конкурсного отбора при приеме учителей на работу.

Однако, несмотря на то что в последнее время значительно увеличился приток молодых специалистов, сегодня в учреждениях образования каждый пятый учитель (12 тысяч) уже достиг пенсионного возраста. О старении педагогического корпуса говорят и такие цифры: за весь прошлый учебный год в связи с уходом на пенсию уволились лишь 635 (5%) учителей пенсионного возраста. Из них 40% – это учителя в возрасте старше 65 лет. Основная причина такого положения – низкий уровень пенсионного обеспечения. Подчас пенсионеры продолжают работать не только в ущерб собственному здоровью, но и делу. В этом году из-за отсутствия вакансий возникли значительные трудности при устройстве молодых специалистов.

Повысить эффективность процесса омоложения педагогических кадров и продлить социальную активность ветеранов педагогического труда поможет введение системы отраслевой поддержки учителей, достигших пенсионного возраста, предусмотренной постановлением Правительства Москвы. Одним из ее звеньев станет выплата единовременного пособия в размере 20 тысяч рублей при уходе на пенсию. В этом году эту меру предполагается распространить только на народных и заслуженных учителей, лауреатов премий Президента России, Правительства Российской Федерации, города Москвы. В дальнейшем при более благоприятных экономических условиях такая поддержка может быть распространена и на другие категории.

Другим направлением решения этой проблемы может стать развитие института наставничества. В этой связи предлагаем в окружных методических центрах ввести должности методистов по работе с молодыми специалистами, которые будут занимать высококвалифицированные учителя, достигшие пенсионного возраста.

Повышение престижа учительской профессии неразрывно связано с анализом и оценкой качества учительского труда. Сама жизнь требует повышения роли государственно-общественной экспертизы и управления образованием. Наряду с уже привычными формами участия общественности в жизни школы мы активно развиваем новые. Так, например, по предложению победителя конкурса «Учитель года-2007» Анны Мехед в некоторых школах начали проводить открытые уроки для родителей. В 2010 году такие открытые уроки для родителей войдут в практику работы каждого образовательного учреждения.

Постоянными участниками заседаний коллегии Департамента образования и окружных управлений стали не только представители ученической и родительской общественности, но и члены Общественной палаты по образованию, Студенческого правительства дублеров, различные общественные организации. В развитие взаимодействия с общественностью города в Плане мероприятий предусмотрены и другие меры. Среди них публичные отчеты перед москвичами руководителей образовательных учреждений, победителей конкурсов приоритетного национального проекта «Образование», участие общественности в разработке законопроектов и нормативно-правовых документов, развитие института общественной экспертизы управленческих решений.

Во все времена образ учителя ассоциировался с образом интеллигентного человека. Сегодня столичные учителя, используя богатый потенциал культурного пространства Москвы, не только ведут большую просветительскую работу среди школьников, организуя просмотры театральных новинок и классических постановок, экскурсии по памятным местам столицы, Подмосковья, других городов России и мира, но и сами занимаются различными видами творчества. Для них в Доме учителя работают музыкально-литературные гостиные, кружки и студии, в Москве МИОО создан единственный в стране учительский театральный клуб, организуются выставки художественных работ учителей. Развивая творческую активность педагогов, создавая условия для культурного и духовного роста, совместно с профильными департаментами и комитетами мы запланировали проведение значительного количества мероприятий культурно-просветительского характера.

Сегодня в образовательных программах школ большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе и развитию спорта. В режим работы учреждений введена ежедневная утренняя зарядка, развивается деятельность различных спортивных лиг, большинство школ реализуют здоровьесберегающие технологии. Московские педагоги не только организуют эту работу, но и сами активно участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях. Традиционными стали волейбольные и баскетбольные соревнования, футбольные турниры и лыжные гонки, соревнования по плаванию, которые проводятся на межшкольном и окружном уровнях. В развитие этой работы совместно с департаментами физкультуры и спорта и здравоохранения запланированы мероприятия по укреплению и профилактике здоровья педагогических работников, организации отдыха и оздоровления ветеранов педагогического труда.

С учетом того, что основной фигурой различных мероприятий этого года должен стать учитель, городской план выстроен так, чтобы базовой площадкой для их проведения стал педагогический коллектив каждого образовательного учреждения Москвы. Наряду с органами исполнительной власти в реализацию мероприятий плана будет вовлечен и широкий круг общественности.

В проекте плана содержатся мероприятия, направленные на популяризацию педагогической профессии средствами интернет-технологий. На информационном портале «Московское образование» мы откроем новые разделы для детей, педагогов и родителей. Запланировано проведение конкурсов сайтов не только образовательных учреждений, но и личных сайтов учителей и других работников сферы образования. Состоятся целевые интернет-акции и интернет-конференции, различные фотовыставки, начнет работать виртуальный музей педагогической славы.

Вместе с профильными департаментами и некоторыми московскими СМИ мы предусмотрели проведение отдельных тематических теле- и радиопередач, публикации в московских газетах. Однако для повышения социального престижа профессии учителя необходима, если хотите, более массированная поддержка учителя в СМИ, в социальной рекламе города и особенно на московском телевидении. Мы предлагаем в наружном оформлении города в каждом округе в течение всего 2010 года в рамках социальной рекламы показать лучших учителей, которые могут поделиться сокровенными мыслями и поздравить москвичей с праздниками. А на телевидении неплохо бы, чтобы появилась постоянная передача, рассказывающая о педагогических секретах лучших учителей города, их учениках, а теперь уже, возможно, и родителях, с которыми можно повести разговоры на темы воспитания, морали, духовной нравственности. Через учителя, вместе с учителем такая передача могла бы обсуждать многие проблемы жизни людей нашего города. Мы просили бы соответствующие комитеты Правительства Москвы поддержать нас в этих проектах и отдать действительный приоритет в деятельности московских СМИ в 2010 году учителю. На наш взгляд, это может иметь большой общественный резонанс и сработать на повышение престижа профессии учителя.

В целом реализация мероприятий плана будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных органами исполнительной власти в бюджете города Москвы на 2010 год, в том числе в рамках финансирования социально значимых городских мероприятий.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту