search
main
0

2010-й – Год равных возможностей продолжается

В 2009 году московское образование сделало еще один важный шаг в сторону повышения качества образования, создания условий для развития личности ребенка. Направление деятельности системы образования во многом определило постановление Правительства Москвы №115-ПП «О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года». В системе образования Северного округа вопросы работы с детьми с особыми образовательными потребностями были отражены в нашей программе 2009 года «К высоким достижениям через равные возможности».

Одна из главных позиций реализации программ Правительства Москвы в Северном округе – сохранение и совершенствование структуры существующих образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями и развитие новых форм образования. В настоящее время в округе сложилась целостная система образовательных учреждений для детей дошкольного и школьного возраста, позволяющая ребенку с проблемами в здоровье получить необходимые навыки общения, сохранить и укрепить здоровье, получить доступное образование.

Система специализированных образовательных учреждений в целом обеспечивает преемственность, и ребенок с проблемами здоровья после детского сада при необходимости может поступить в общеобразовательное учреждение коррекционного или санаторного профиля. На территории округа работают 24 дошкольных учреждения компенсирующего вида, 3 коррекционных учреждения VIII вида, школа-интернат V вида, школа-интернат IV вида, две санаторные школы-интернаты для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Психологическое сопровождение детей с проблемами развития обеспечивают три центра психолого-медико-социального сопровождения. Система специализированных образовательных учреждений работает в инновационном режиме, материально-техническое оснащение позволяет обеспечивать комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение. Традиции отечественной специальной педагогики уникальны и признаны специалистами всего мира, в образовательной системе Северного округа эти традиции поддерживаются и получают новое развитие.

Но в демократическом государстве, в Конституции которого говорится о праве каждого на образование, соблюдение этого правила как раз в том, чтобы семья «особого» ребенка могла реализовать право выбора на получение образования в форме специального или инклюзивного обучения. Совместное образование сегодня нужно всем – и детям-инвалидам, и их сверстникам: им вместе жить в одной стране. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья это возможность раннего освоения науки общения с миром, для здорового ребенка – фактор нравственного воспитания.

Сегодня могу отметить, что достойное и качественное образование ребенок-инвалид все чаще может получить в школе рядом с домом. Такие современные формы обучения, как интеграция и инклюзивное обучение, получают свое развитие.

Вместе с тем мы понимаем, что введение совместного образования состоит не просто в механическом переводе детей-инвалидов в детские сады и общеобразовательные школы. Это процесс, требующий управленческого, организационно-хозяйственного, нормативного, методического и кадрового обеспечения. Для координации сил, взаимодействия разных структур разработана «Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Северном округе». Этот документ поддержан префектурой Северного округа, в нем заложено социальное партнерство всех заинтересованных сторон. При управлении образования создан окружной Координационный совет по развитию инклюзивной формы образования, открыт Ресурсный центр по инклюзивному образованию на базе ЦПМСС.

Для практической реализации права ребенка с ограниченными возможностями на инклюзивное образование должна быть создана соответствующая безбарьерная среда. При этом речь идет не только о технических задачах по обустройству пандусов, приобретению подъемников. Важнейшая задача – устранить барьеры в человеческой психологии. То, как будут чувствовать себя дети с особыми образовательными потребностями, в большинстве случаев зависит не от экономики, а от действий и поступков окружающих.

Большое внимание мы уделяем профессиональной подготовке учителя. Сегодня наши педагоги сами садятся за парты, чтобы научиться основам дефектологии для грамотного психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка. Группу координаторов инклюзивного обучения для округа готовит МГППУ, в процесс повышения квалификации учителей активно включен окружной методический центр. При этом наши специализированные коррекционные школы и интернаты уже стали ресурсными центрами в трансляции опыта работы с детьми-инвалидами.

В соответствии с окружной программой «К высоким достижениям через равные возможности» важнейшей задачей для нас стало проведение социально значимых мероприятий по формированию позитивного общественного мнения о людях с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в округе сложилась практика взаимодействия общеобразовательных и коррекционных школ, школ-интернатов, при котором происходит неформальное общение детей, сближаются два мира. Так, например, в рамках Уроков доброты обучающиеся Центра образования №1296 на уроках технологии изготовили пособия, которые потом подарили первоклассникам школы-интерната №2 для детей с нарушениями зрения. Два учреждения связаны теперь договором о сотрудничестве, построенном на встречах детей в интеллектуальных и творческих конкурсах и досуговых мероприятиях. Дети коррекционной школы VIII вида №614 принимали у себя в гостях соседей из школы с углубленным изучением иностранного языка №1223, показали мастер-класс по работе с бумагой и картоном. Именно в таком общении у здорового ребенка формируется правильное представление о людях с инвалидностью: не страх, не жалость, а принятие как равного себе.

Психологическая готовность к обучению в большой школе, среди здоровых сверстников должна быть и у ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Мы считаем, что инклюзивное образование должно начинаться с детского сада. Дошкольный период – время, наиболее эффективное с точки зрения коррекционно-развивающего воздействия, формирования необходимых навыков взаимодействия со сверстниками.

В 2007 и 2008 годах за счет средств префектуры и целевого финансирования в рамках подпрограммы «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» на 2008-2009 годы удалось в значительной мере оснастить современным оборудованием дошкольные учреждения. Это оборудование для физической культуры, реализации здоровьесберегающих технологий, дидактические игры и пособия для работы психологов, логопедов. На этой основе в 2009 году мы увеличили количество лекотек с 5 до 7, количество центров игровой поддержки возросло с 14 до 18, служб ранней помощи с 6 до 8. Продолжается работа групп «особый ребенок». Новые формы дошкольного образования позволяют оказывать квалифицированное сопровождение тем категориям детей, которые ранее в силу тяжелых нарушений развития не могли получать образовательные услуги и приблизить эти услуги к месту проживания семей. Для семей, в которых дети не посещают дошкольные учреждения, работают 46 консультативных пунктов, из которых 9 открыты в 2009 году. Таким образом, в соответствии с современными представлениями о коррекционной работе основное внимание уделяется раннему выявлению и оказанию ранней коррекционно-развивающей педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом достижений и проблем, динамики развития каждого маленького человека специалисты окружных центров психолого-медико-социального сопровождения вместе с родителями будут обсуждать дальнейший оптимальный образовательный маршрут. Сегодня в округе определены учреждения, в которых готовы принять и учить «особого» ребенка: это и «Школы здоровья», и центры образования, и образовательные учреждения с центрами содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся. При этом мы предлагаем родителям несколько моделей включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников: от частичной до полной.

Образовательное пространство округа имеет ресурс для поддержки талантливых, мотивированных детей с ограниченными возможностями физического здоровья через дистанционные формы образования. Ребенок с проблемами здоровья, владеющий компьютерными технологиями, обучающийся в любой школе округа, может получать дополнительные дистанционные образовательные услуги на базе ресурсных центров поддержки мотивированных детей, созданных в гимназии №1583, ЦО №№1296, 1592, 1384, 1409. Положительный опыт такой работы есть и в ЦО №1424. Одним из последних дистанционных проектов, реализованных в округе для детей с ограниченными возможностями здоровья, стал конкурс трейдеров. Это мероприятие в увлекательной форме позволяет учащимся средней школы изучать современную экономику. Мы сделали первые шаги к тому, чтобы дистанционные образовательные услуги были доступны и семье с детьми дошкольного возраста, таким опытом могут поделиться педагогические коллективы центров развития ребенка №№2507 и 2528.

Важная составляющая часть системы образования – учреждения дополнительного образования детей и подростков. Занятия творческой деятельностью для ребенка-инвалида – это средство успешной коррекции и развития, время досуга и, возможно, путь к будущей профессии. С детьми с ограниченными возможностями здоровья работают все учреждения дополнительного образования округа, но наиболее системно – Центр молодежного творчества «Гермес», предложивший собственную модель работы с больным ребенком и его семьей. Это учреждение дополнительного образования сегодня реализует целый набор образовательных услуг для семей, имеющих больного ребенка, включающий коррекционно-развивающие занятия специалистов: логопедов, психологов, педагогов по музыке, изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

В наше время, время перемен во всех сферах жизни общества, формируются иные представления о гуманитарных ценностях, признание абсолютной ценности каждой человеческой жизни. В Год равных возможностей на пути к Новой школе образовательной системой Северного округа приобретен бесценный опыт реализации новых подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. В новом году эта работа будет продолжаться.

Владимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте