search
main
0

200 процентов инноваций. ИКТ – инструмент, а цель – изменение парадигмы образования

Деятельность МГПУ в области информационных технологий можно назвать инновационной даже не на сто, а на двести процентов. В вузе не только компьютеризовали учебный процесс и административную работу, не только наладили обучение новейшим технологиям студентов и московских учителей, но сделали это по-своему, творчески. Компьютеры и интернет нужны университету не потому, что это модная тенденция в образовании. Машина и Всемирная сеть – лишь инструмент. А основная задача – изменение парадигмы образования. Ведь «инновационная деятельность – это в первую очередь переход от классической системы преподавания к личностно-ориентированному обучению, – считает начальник управления информационных систем и технологий Московского городского педагогического университета Зинаида НОВИКОВА. – В рамках этой деятельности в нашем университете развивается бакалавриат, магистратура, но при этом мы продолжаем готовить и специалистов. Внедряем проектную методику в учебный процесс. Одновременно происходит повышение квалификации уже работающих учителей. Ведь невозможно сказать: с завтрашнего дня работаем по-новому… Учителя надо перестроить, а это очень сложный процесс, громадная работа самого педагога».

Легальное воспитание

Практически с самого первого дня существования МГПУ здесь начали работать современные компьютеры. Сегодня стараниями управления информационных систем и технологий учебный процесс обеспечен необходимым компьютерным оборудованием и программным обеспечением, существует огромная информационная структура университета. 38 стационарных и четыре мобильных компьютерных класса – это даже по московским меркам огромный парк. А внутренняя телекоммуникационная сеть МГПУ объединяет более 1200 точек подключения, расположенных в 14 корпусах МГПУ. В сети зарегистрировано более 4500 пользователей. Им доступны внутренние файловые ресурсы сети базы данных, доступ в интернет, электронная почта. Почтовая служба МГПУ обеспечивает работу более 900 преподавателей и студентов. Сеть растет с каждым годом, сегодня появились первые точки беспроводного доступа.

Все должны соблюдать закон, и школы, и вузы обязаны использовать только лицензионное программное обеспечение, но, как хорошо известно, редко кто выполняет это предписание на практике. Так что в этой области деятельность МГПУ можно назвать инновационной! Все пользовательские рабочие места на кафедрах, в административных подразделениях городского педагогического вуза оборудованы лицензионным ПО. Ежегодно на приобретение серверных и пользовательских лицензий тратится 14 тысяч долларов. Деньги, конечно, большие. Но, во-первых, законопослушную акцию своего вуза поддержал московский Департамент образования и лично его руководитель Любовь Петровна Кезина. Во-вторых, МГПУ подписал соглашение в фирмой «Майкрософт» и работает по их программе Microsoft Campus and School Agreement. Соглашение действует до 2007 года включительно и дает университету значительные скидки на приобретение ПО. Между прочим, это лицензионное программное обеспечение преподаватели могут устанавливать даже на домашних компьютерах, ведь работа над лекциями, семинарами, авторскими методиками не прекращается даже в выходные… В-третьих, кому как не педагогическому вузу быть примером для будущих педагогов?

Наконец, нельзя не сказать о замечательном сайте Московского городского педагогического университета www.mgpu.ru. По рейтингу mail.ru он входит в 25 наиболее посещаемых сайтов вузов. На университетском сайте организована обратная связь с посетителями, а сотрудники факультетов и структурных подразделений могут добавлять информацию на сайт с помощью созданного специалистами управления информационных систем и технологий набора сценариев. Для этого не надо обладать специальными техническими знаниями. Кроме основного сайта на той же платформе разработан сайт Городского информационного ресурсного центра МГПУ http://circ.mgpu.ru.

От проекта к проекту

Если уж речь идет об инновациях, то о деятельности Городского информационного ресурсного центра университета стоит рассказать подробно. Создан он был в 2001 году, и возглавил ГИРЦ ректор МГПУ Виктор Рябов. Виктор Васильевич объясняет: «Основной целью деятельности центра определено повышение квалификации работников образовательных учреждений Москвы: учителей, директоров школ и колледжей, административных работников системы образования в области информационных и телекоммуникационных технологий, формирование их информационной культуры». Работой этого структурного подразделения ректор доволен: «Организация ГИРЦ как базы ускоренного обучения педагогических кадров информационным технологиям полностью себя оправдала. Мы уверены, что внедрение инновационных курсов даст положительные результаты в московском образовании».

Уже в 2001 году, сразу после открытия, ГИРЦ включился в российский некоммерческий образовательный проект «Поколение.ru», за три года при финансовой поддержке автономной некоммерческой организации Федерация Интернет Образования сформировал основы компьютерной грамотности у тысячи московских учителей, директоров школ, преподавателей МГПУ. Новаторы не умеют работать формально. Педуниверситет скорректировал условия обучения под нужды столичных педагогов. Московским учителям не пришлось отпрашиваться с работы на две недели, вместо этого они приходили на занятия три раза в неделю по вечерам, после уроков, а весь курс растянулся на полтора месяца. Педагоги были благодарны за такой щадящий режим. И создавали глубокие, серьезные, самостоятельные выпускные работы по своим предметам. Эти разработки вывешены на сайте ГИРЦ. Загляните в интернет.

Проект закрылся в 2003 году. В том же году МГПУ в числе двадцати педагогических университетов страны стал победителем конкурса, проводимого корпорацией Intel. Вуз включился в программу «Обучение для будущего». За три года и на средства трех грантов Городской информационный ресурсный центр подготовил на десяти факультетах МГПУ более восьмидесяти тьюторов, обучил более 1300 студентов. На студентов была сделана особая ставка, ведь они будущие учителя, а программа «Интел» очень хорошо вписалась в учебный процесс. Очень важно, что основная задача программы – изучение проектной методики с помощью компьютерных технологий. Предполагается, что участник «Обучения для будущего» уже знаком с ИКТ-технологией. Он должен составить проект, во главе которого – сайт учителя, содержащий гиперссылки на работы детей, на дидактический, методический материал. Кроме того, надо сделать реальный план проведения проекта в школе, расписать его по урокам, продумать критерии оценки детских работ – презентаций, публикаций. В общем, требования строгие. Неудивительно, что проекты получаются качественные и, вывешенные на том же сайте ГИРЦ, пользуются популярностью среди студентов МГПУ и московских педагогов.

Зинаида Новикова добавляет: «Одновременно мы принимали на курсы «Интел» учителей. Готовили тьюторов для новых обучающих площадок: учителей школы Газпрома, образовательного центра «Нива» города Сергиев Посад Московской области и профессорско-преподавательский состав Российского государственного гуманитарного университета».

Наконец, третья программа – «Информатизация системы образования», которая стартовала в прошлом и завершится в 2008 году. Это инициатива Национального фонда подготовки кадров. Цель проекта – повышение квалификации в сфере ИКТ различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности. «Мы обязуемся выполнить на хорошую оценку проект по повышению квалификации почти четырех тысяч московских учителей, точнее – 3847… – улыбается Зинаида Николаевна. – 600 из них подготовят наши коллеги, Информационно-аналитический центр Департамента образования Москвы. Наша задача – курировать подготовку как в центре, так и у себя, чтобы она отвечала требованиям, которые предъявляет проект».

Конечно, опытные специалисты Городского информационного ресурсного центра МГПУ не стали слепо копировать и этот новый проект. Они разработали свой вариант программы для учителя-предметника, объединив программы НФПК и «Интел». Кстати, эта идея получила распространение и во многих других регионах. Педагогам, конечно, тяжелее учиться, ведь в качестве выпускной работы надо сделать целый проект, зато в финале они получают два удостоверения – и программы «Интел» «Обучение для будущего», и программы НФПК.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте