search
main
0

20 лет МГПУ – от юности до молодости

​В канун юбилея 20-летия Московского городского педагогического университета в Департаменте образования состоялась пресс-конференция с участием ректора МГПУ Игоря Реморенко.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ:В начале апреля 2015 года мы решили провести эксперимент и объявили, что консультируем по приему, причем не только ребят, которые хотят поступить к нам в университет, но и в другие московские вузы. Мы решили поступить так, так как принимаем самое активное участие в обновлении правил приема в высшие учебные заведения на федеральном уровне, меняем свои правила приема, а кроме того, МГПУ находится буквально во всех округах Москвы (пока, может быть, только за исключением ТиНАО) и стал сетевым университетом, включающим как институты, готовящие по программам высшего образования, так и колледжи, готовящие по программам среднего профессионального образования, кроме того, у нас есть дополнительное профессиональное образование, своя школа. Имея такую разветвленную инфраструктуру, МГПУ удобно консультировать ребят при поступлении в самые разные вузы Москвы. Что сегодня происходит при выборе различных образовательных программ? С нынешнего года помимо стандартных выборов профессии есть множество опубликованных аналитических данных о популярных профессиях, о выбираемых специальностях, о специальностях, на которые следует поступать, поэтому поначалу мы планировали сделать и свой обзор, но потом не стали это делать, исходя из того, что медийное поле подобными обзорами заполнено, включая обзоры Департамента труда и занятости. Вместо этого мы провели анализ различного рода компетенций, которые востребованы работодателями. За предыдущий год мы проанализировали, какого типа компетенции, навыки, знания необходимы работникам, по мнению работодателей. Оказалось, что есть четыре группы таких компетенций, как наиболее дефицитные среди людей самых разных специальностей, работающих в Москве. Первая группа – коммуникативные компетенции (95-100%), все ждут, что люди будут учиться говорить, уметь общаться со своими коллегами. Вторая группа – проектные компетенции (85-94%), люди должны не только говорить, но и отвечать за свои слова, уметь представить свои замыслы в логике проекта. Третья группа – исследовательские компетенции (70-84%), во всем мире идет процесс, когда от выпускников вузов, работников требуют активной исследовательской позиции. Это не значит, что они должны создавать умные трактаты и писать эссе разного рода, это значит, что они должны относиться к своей жизни и своей работе как к ситуации полной неожиданности и в этой неожиданности понять, в чем ключевые проблемы, научиться действовать. Наконец, четвертая группа – педагогические компетенции (55-69%), хотя и коммуникативные, и исследовательские, и проектные компетенции связаны с педагогикой, но педагогика вдруг начинает требоваться везде, а не только в системе образования, когда важно воспринимать информацию, донести эту информацию до коллег, клиентов, до тех, кто работает в этой сфере. Поэтому многие наши педагоги, как правило, становятся специалистами широкого профиля, готовыми и преподавать, и работать в различных гуманитарных сферах, что также полезно и в современной школе. Учитывая все это, мы хотели акцентировать внимание на тех основных аспектах и формах педагогического образования, модернизации педагогического образования, которая сейчас происходит в нашей стране. МГПУ – один из двадцати вузов России, наиболее активно участвующих в развитии сферы высшего образования. Мы сейчас уже можем говорить о том, какие изменения станут ключевыми после всех процессов модернизации. Первое и самое значимое, самый удобный для нас вариант – непрерывная педагогическая практика. Начиная с первого курса, с возможности работы в сезонных лагерях, наши студенты идут на эту практику, здесь используют различные форматы, в частности, новация этого года – 170 ребят, которые пошли в школы вести кружки, сверх имеющейся практики. Таким образом, опора на практику – первый элемент реформы. На самом деле те теоретические знания, те сухие педагогические истины, которые преподают в вузах, – это следствие рефлексии практической деятельности, и в обязательном порядке мы переформатируем многие наши курсы, привязывая их к использованию кейс-технологий и показыванию того, что из практики можно вынести и усвоить. Модульная система обучения – то, о чем во многих вузах, в системе высшего образования существует очень много пониманий и представлений. Обычно камнем преткновения во всех спорах между работниками вузов становится понимание модульной системы обучения. Что это значит прежде всего для студента – основного клиента педвуза? Прежде всего это означает, что любые знания и навыки могут быть освоены на различном предметном материале. Применительно к коммуникативной компетенции это означает, что ее можно освоить и на одном учебном материале, на одном наборе дисциплин, и на другом учебном материале, на другом наборе дисциплин. В зависимости от того, каковы склонности и интересы студентов, каковы их жизненные предпочтения, можно выбирать разного рода дисциплины и достигать тех же самых результатов. В этом году мы попробовали достаточно обширную систему курсов по выбору, ребята ходили к различным преподавателям, знакомились с курсами и выбирали их, мы провели интернет-голосование, разные другие процедуры, в ходе которых лишь 30 процентов попали в курсы по выбору, но они сделали это очень осознанно, это был выбор, который тщательно запланирован, опробован, поэтому ребята значительно более мотивированы на изучение тех или иных курсов, когда им предоставлена такая избыточная возможность для выбора. Все это невозможно реализовать без информатизации учебного процесса, есть целый комплекс работ, когда в Интернет выкладывают учебные работы, когда в обучении используют современное оборудование, когда оцифровывают и представляют лекции преподавателей в специальном банке открытых лекций МГПУ, что тоже происходит во многих университетах. Мы учитываем освоение каких-то курсов в электронном виде как его освоение в реальном виде. Конечно, все это предполагает разнообразную студенческую жизнь, но основной акцент мы делаем на научной деятельности наших студентов, на их вовлечении в научную работу, на освоении навыков, активной жизненной позиции, которая должна быть у современного педагога и у любого человека, работающего в системе социальных практик, так как такое отношение к жизни как постоянно меняющейся, когда нужно находить новые способы деятельности, должно стать основой любой профессии. Понятно, что студенческую научную деятельность невозможно развивать преподавателю, который сам не занимается наукой. Одно из наших последних ноу-хау – обсуждение примерных образовательных программ, в котором участвовали более 70 тысяч наших педагогов. Это был наш большой проект, где у нас было много вузов-партнеров. Такая общая интеграционная площадка обсуждений, чему следует учить в математике, физике, биологии, любом школьном предмете, стала нашей разработкой. Из этого обсуждения сейчас возникают продукты, когда мы выходим на специальные инструменты, позволяющие педагогу проектировать свои собственные образовательные программы, с помощью информационных технологий помогающие ему правильно выбирать результаты, сравнивать, что есть у коллег, что есть у педагогов, планировать, в какие периоды обучения что необходимо пройти и с высокой степенью вероятности получить те результаты, которых необходимо достичь. В будущем это может стать очень существенной доработкой того электронного журнала, о котором много спорят учителя, там планирование пока прежнее, не связанное с новыми образовательными результатами, но выйти на новые образовательные результаты, гарантированно обеспечить, чтобы педагогический коллектив над ними работал, используя информационные системы, мы сможем в ближайший год, будем учить на них студентов и сделаем их достоянием московских школ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте