search
main
0

Черный ящик руководителя

Мало принести его на конкурс, надо еще и раскрыть

В этом номере «МП» мы завершаем рассказ о том, как проходили очные испытания финала VI Всероссийского профессионального конкурса «Арктур». В прошлый раз вы прочитали о трех номинациях. Осталась одна – «Руководитель (заместитель руководителя) образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей».

Победители в номинации «Руководитель»

Как и все остальные, директора и их замы должны были блеснуть в двух испытаниях. Одно импровизационное – решение управленческой задачи и ответы на вопросы жюри. Другое – домашняя заготовка, творческая презентация. Всего пять минут, чтобы жюри заметило, оценило, желательно баллами повесомее…

То, что жюри готово к адекватной оценке, стало ясно уже из первых слов руководителя группы, директора Красноярского краевого детско-юношеского центра туризма и краеведения Натальи Грушевской: «Мы все с вами из одной отрасли. Мы точно настроены на то, чтобы наше общение было приятным и вам, и нам. Мы не будем спрашивать о том, чего вы не знаете, проверять ваши знания. Для нас, членов жюри, конкурс – тоже форма повышения профессионального мастерства».

Предвижу ваш читательский вопрос – чем же взяли победители (их список опубликован в «МП» №22), почему их отметили? Попробуем разобраться на примере творческой презентации.

Директор Дворца детского и юношеского творчества города Армавира Краснодарского края Олеся Ишеева сразу отметила, что дворец – ведущее многопрофильное учреждение дополнительного образования. И пояснила: «Сегодня я расскажу лишь о небольшой части нашей работы».

Вот одна из ярких страниц деятельности: «Дворец – флагман по работе с детьми с ОВЗ, с инвалидностью не только в городе, но и в крае. В 2013 году у нас особых детей было 8, сегодня 201. С особым трепетом и уважением мы относимся к педагогам, которые работают с такими детьми. Все они прошли курсы повышения квалификации.

Расширены направления образовательной деятельности, реализуется 11 адаптивных программ. Мы создали социально-психологическую службу, в которую входят социальный педагог и педагог-психолог. Налажено сетевое взаимодействие со всеми коррекционными учреждениями города, общественными организациями, СМИ».

Другой вариант начала презентации – сразу обратиться к управленческой тематике. Так сделал директор Белгородского Дворца детского творчества Сергей Андреев: «Каждому руководителю известно, что помимо трендов, которые диктуют нам время и государственная политика в сфере образования, необходимо четко понимать собственные возможности учреждения – материальные, кадровые, а также ориентироваться на запросы конкретных родителей и их детей.

Для себя как для руководителя в качестве инструмента роста я выбрал проектный подход. Главная особенность этого подхода – возможность просчитать результаты еще на этапе планирования. За последние годы мы реализовали более десятка проектов, которые позволили создать новую образовательную среду, привлечь новых воспитанников, расширить спектр услуг и программ.

Говоря о личностно ориентированном подходе, хотелось бы представить детско-юношеский центр драматургии, режиссуры и современных видов искусства, участники которого пробуют свои силы в 13 образовательных кластерах».

И так далее… Яркие проекты, удачные находки, социальное партнерство, информационная открытость. Кажется, все как у всех? Структура презентации своя, выигрышная – значит, вы уже не как все.

Еще одна подробность, о которой говорили практически все конкурсанты, и это не было лишним повтором, – что они в своем учреждении всю жизнь, начиная с детства.

Та же история у заместителя директора по научно-методической работе Дома детского творчества им. В.Дубинина Новосибирской области Татьяны Колышкиной: «Моя личная и профессиональная судьба: воспитанница, пионерская активистка, методист, заместитель директора нашего дома».

А дальше – по теме, в рамках номинации, то есть о работе руководителя: «Уверена, что главная задача руководителя – создать условия для решения индивидуальных образовательных задач всех субъектов образовательного процесса. Поэтому я аналитик, организатор, инициатор, мотиватор, наставник, и лишь потом контролер и источник административных решений.

Главная задача руководителя научно-методического направления – это стратегическое планирование учреждения, его представление на образовательных площадках, организация крупных инициативных дел и, конечно, создание условий для профессионального роста педагогов дополнительного образования».

И об удачах, куда без этого. Одна из них – создание методического кейса «Маршруты педагогического творчества». В текущем году 26 педагогов стали победителями и призерами профессиональных конкурсов.

Татьяна Гринева, директор Дворца творчества детей и молодежи Оренбурга, красиво построила свое выступление. Показала жюри и зрителям черный ящик и прокомментировала: «Управление организацией – это решение задачи со множеством неизвестных.

Каждый день – как черный ящик. Чтобы привести учреждение к успеху, руководителю нужно выбрать свою стратегию управления. Для меня это управление по целям. Четко расставленные приоритеты и разумное делегирование полномочий». И дальше – о любимом коллективе, о корпоративной культуре дворца, в основе которой убеждение: «Человек – абсолютная управленческая ценность, ребенок – абсолютная педагогическая ценность».

О ключевой задаче – обеспечении качества образования. А в финале открывается черный ящик, где лежит… клубок. В нем спрятан тончайший пуховый платок. «Приятно смотреть на свою работу, когда в результате из клубка спутанных нитей получается ажурное полотно – эта паутинка, символ Оренбургской области и моей управленческой деятельности». Изящно, не так ли?

Спасибо членам жюри за то, что после конкурсных процедур нашли время поговорить с участниками «Арктура». Спасибо за советы. Вот такие, например, от председателя группы жюри Натальи Грушевской: «Ваша задача была рассказать о себе как о руководителях.

Сегодня вам не надо было стесняться своего «я». Еще одна проблема – мы хотим сказать все за 5 минут. Не надо. У каждого из вас есть «изюм». Но некоторые конкурсанты его просто заговорили большим количеством информации о любимом учреждении. Во время творческой самопрезентации, наверное, можно и петь, и танцевать, и на дуде играть…

А можно попробовать рассказать о своей деятельности, которая не входит в рамки общепринятой процедуры. Рассказать с любовью про себя самого, про свою работу, про то, как вам трудно и как вам легко, потому что у вас замечательный коллектив!»

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте