Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

180 лет на службе флоту России

Учительская газета, №5 от 6 февраля 2007. Читать номер
Автор:

В феврале главному флотскому учебному заведению нашей страны Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова исполняется 180 лет. В 1759 г. великий Ломоносов, выступая в Императорской академии наук, выдвинул идею создания в России «мореплавательной академии». Лишь через 68 лет ее реализовал руководитель первого русского кругосветного плавания, директор Морского корпуса адмирал Крузенштерн. Академия была открыта в 1827 г.

Еще во время плавания вокруг света Иван Крузенштерн понял, как нужны экипажам кораблей высокообразованные офицеры, способные вести самостоятельные научные исследования. В те времена в России не было учебного заведения, где они могли совершенствоваться. Став инспектором классов в Морском корпусе, Крузенштерн в июле 1826 г. написал директору корпуса рапорт, в котором предложил организовать подготовку способных к наукам морских офицеров. Рапорт получил официальный ход, и 28 января (10 февраля) 1827 г. предложения утвердил император. Эта дата стала днем основания в России офицерского класса, положившего начало академической подготовке офицеров русского флота.

Для преподавания в офицерский класс пригласили маститых академиков, профессоров Петербургского университета и других. Первый набор состоял из семи выпускников Морского корпуса. Так, впервые в истории военно-морского образования России было создано принципиально новое образовательное учреждение. Организационно офицерский класс можно было рассматривать как высший класс Морского корпуса.

Первый офицерский класс возглавил капитан-лейтенант Горковенко – выдающийся военно-морской педагог, который на этом поприще дослужился до звания вице-адмирала и был награжден многими орденами. 22 января 1830 г. состоялся первый выпуск.

За первые 35 лет Высший офицерский класс окончили 212 человек. В августе 1862 г. Высший офицерский класс преобразовали в Академический курс морских наук, состоявший из гидрографического, кораблестроительного и механического отделений. Новое учебное заведение по-прежнему находилось при Морском корпусе. Но если в Высший офицерский класс набирали выпускников Морского корпуса, то на Академический курс морских наук – офицеров, имевших опыт службы на флоте (не менее двух лет). Были введены вступительные экзамены.

Академический курс изначально рассматривался как путь к созданию Морской академии, но переходный период затянулся на 15 лет. И в 1877 г. его преобразовали в Николаевскую морскую академию, названную в честь основателя учебного заведения императора Николая I. Это произошло в день 50-летия со дня открытия Высшего офицерского класса.

В 1896 г. был открыт курс военно-морских наук (командный факультет), но до Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. обучение на этом курсе наладить не удалось. Вскоре курс военно-морских наук был преобразован в военно-морской отдел, при котором учредили дополнительный курс для подготовки офицеров к службе в Морском генеральном штабе.

В 1907 г. в Петербурге, на 11-й линии Васильевского острова, рядом с Морским корпусом построили здание для академии (ныне Гидрографическое управление ВМФ России).

Военно-морская академия лишь два раза – в годы Первой мировой и Гражданской войн – на короткое время прекращала учебный процесс, продолжая научно-исследовательскую деятельность.

В 1918 г. при академии была создана Морская историческая комиссия для изучения опыта Первой мировой, а затем и Гражданской войн.

В 1920 г. произвели первый полный набор слушателей. В 1923 г. отделы академии переименовали в факультеты, к чтению лекций пригласили самых авторитетных ученых.

19 октября 1925 г. академию официально отнесли к высшим военно-морским учебным заведениям, а ее выпускники стали получать высшее военное образование. В том же году в академии стали обучать высший и старший командный состав морской авиации, а также готовить высший начальствующий состав на Высших морских академических курсах.

4 февраля 1931 г. приказом Реввоенсовета СССР Военно-морской академии присвоили имя К.Е. Ворошилова.

В 1938 г. учредили командно-авиационный факультет, а в следующем году при академии создали ученый совет по присуждению докторских и кандидатских диссертаций. К началу Великой Отечественной войны в академии в составе 7 факультетов было 36 кафедр, 10 из которых – оперативно-тактического профиля. Кроме того, в академии было 10 общеакадемических кафедр.

В годы войны академию эвакуировали вначале в Астрахань, а затем в Самарканд. Во второй половине 1944 г. она возвратилась в Ленинград. С началом военных действий на флоты были откомандированы 48 офицеров, в том числе 37 преподавателей. За подготовку высококвалифицированных офицерских кадров и в связи с 25-летием деятельности академию наградили орденом Ленина. В военное время академия произвела 25 ускоренных выпусков.

В августе 1945 г. из состава Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова выделили Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения, получившую имя академика А.Н. Крылова. В том же году в академии стали обучать офицеров флотов иностранных государств (факультет подготовки иностранных офицеров закончили более 2 тыс. человек).

В 1946 г. при академии открыли Академические курсы офицерского состава ВМФ. В 1949 г. возобновил свою деятельность ранее упраздненный командно-авиационный факультет (впоследствии объединенный с командным факультетом), а в 1951 г. – факультет береговой обороны.

В начале 1960 г. в связи с сокращением численности Вооруженных Сил страны обе академии объединили в одну, которая разместилась в здании Инженерной академии. В учебном заведении было четыре факультета – командный, кораблестроения, вооружения и радиоэлектроники. Кроме того, в академии имелись факультеты подготовки иностранных офицеров, повышения квалификации и заочного обучения. Обучение слушателей спланировали в трех организационных потоках, соответствующих профилям обучения – командному, командно-инженерному и инженерному.

За все время существования академии ее окончили две женщины. В 1939 г. по личному распоряжению маршала Ворошилова – капитан 1 ранга Донченко, кандидат технических наук, инженер судостроитель, и в 2000 г. – капитан 2 ранга Маковий, кандидат технических наук, ныне преподаватель академии.

С поступлением в армию и на флот ядерного оружия ученые Военно-морской академии разработали теоретические основы ведения морской десантной операции, в том числе стратегической, в условиях применения ядерного оружия, чем опровергли существовавшие на Западе взгляды.

В августе 1990 г. академии было присвоено имя Адмирала Флота Советского Союза

Н.Г. Кузнецова.

Сегодня структура научного комплекса академии включает научно-исследовательский и научно-вычислительный отделы, кафедры, научно-исследовательские группы и лаборатории, научно-исследовательский центр оперативно-тактических игр. Основные задачи научной деятельности академии состоят в разработке общих основ военно-морской науки, являющейся фундаментом строительства и развития Военно-Морского Флота. В вузе исследуют проблемы оперативно-стратегического применения ВМФ, проводят общетеоретические, прикладные и поисковые исследования по обоснованию облика ВМФ на перспективу, разрабатывают уставные и нормативные документы, а также военно-теоретические труды, учебники и учебные пособия. Сотрудники и слушатели участвуют в исследованиях, мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки органов военного управления сил (войск) флотов.

Ежегодно преподаватели и ученые академии выполняют большое количество научно-исследовательских работ, актуальных для ВМФ и оборонно-промышленного комплекса страны. Результаты научных исследований применяются не только в военном деле, но и технологиях двойного назначения. Ученые активно проводят исследования по актуальным для ВМФ проблемам, охватывающим практически все направления развития и боевого применения ВМФ в вооруженной борьбе на море. Результатом этих исследований стали воссоздание военно-морской науки на новом качественном уровне, разработка целого ряда основополагающих концептуальных документов ВМФ, определяющих приоритетные направления строительства и применения флота, развития родов сил, видов боевого обеспечения в современных политических и экономических условиях, широкое внедрение математического моделирования боевых действий сил флота.

Усилия ученых инженерных факультетов направлены на обоснование программ вооружения и кораблестроения, разработку перспективных образцов оружия боевых и технических средств. Среди множества проблем, которые решены учеными академии, особенно выделяются разработка принципиально новых методов и подходов к автоматизированному проектированию кораблей, корабельного оружия, вооружения, технических средств; теории их безаварийной эксплуатации, теории и практических методов обеспечения надежности, живучести и безопасности сложных организационно-технических и технических систем, участие в создании проектов перспективных подводных лодок и боевых надводных кораблей, исследование проблем создания комплексных навигационных систем.

Возможности развития фундаментальной и прикладной военной науки в академии определяются не только собственным потенциалом, но и научными связями практически со всеми научно-исследовательскими центрами России. Ведущие ученые академии принимают самое активное участие в деятельности проектно-конструкторских организаций, создающих отечественные корабли, подводные лодки, современное и перспективное береговое и корабельное оружие.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту