В Общественной палате РФ прошло обсуждение проекта Федерального государственного стандарта общего образования. В пресс-службе ОП РФ отметили, что появление проекта нового стандарта вызвало в обществе активную дискуссию, особенно в части, касающейся перспектив развития отечественной школы и возможности выполнения поставленных в национальном проекте \”Образование\” целей и задач.
Замминистра также подчеркнул, что обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
\”Перед нами остро встала задача обеспечения единого образовательного пространства, то есть нам надо с вами быть уверенными, что от Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Северного Кавказа есть некое базовое ядро знаний, компетенций и умений для успешного усвоения его детьми\”, — передает пресс-служба ОП РФ слова замминистра.
Павел Зенькович также отметил, что главное направление обновления — конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету.
\”Когда в 2009/2010 году стандарты принимались, они принимались с концепцией, что через десять лет они должны быть серьезно обновлены, и мы продолжаем ту линию, которую начинали наши предшественники в свое время, приняв для того времени прогрессивный документ, который сыграл важную роль\”, — резюмировал замминистра.
Председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб отметил, что при принятии окончательной версии ФГОС важно соблюсти баланс между требованиями и пожеланиями: \”Нам важен здравый подход, конструктивная, обоснованная критика, и в то же время нужно соблюсти тяжелейший баланс между вариативностью и сохранением единого образовательного пространства. Баланс найти очень сложно, потому что эти темы вызывают серьезные баталии в обществе\”.
Для выявления точек зрения и мнения широких слоев населения о подготовленном документе Комиссия ОП РФ по развитию образования и науки провела онлайн-опрос, в котором приняли участие 16 тысяч человек из 70 регионов. Его результаты представила Людмила Дудова, первый заместитель председателя комиссии.
– Проект прошел широчайшее обсуждение, это говорит о том, что ФГОС — это документ, который интересует в целом все общество, — отметила она. — Нас интересовало отношение общества к документу, пониманию функций и роли этого документа в организации школьной жизни, степень активности обсуждения разными представителями общества.
Людмила Дудова рассказала, что большая часть респондентов уверена, что предлагаемая редакция ФГОС сохраняет фундаментальный характер образования и не ущемляет ориентированность на деятельностный подход.
\”Абсолютное большинство участников анкетирования считает, что ФГОС все-таки обеспечивает качество образования, и большинство, почти 17 тысяч респондентов, считают ФГОС своевременным и возможным для внедрения\”, — рассказала она.
Однако, отвечая на вопрос \”Как вы считаете, необходимы ли ФГОС для школы?\”, 41 процент респондентов считает, что ФГОС необходим. Еще 41% полагает, что \”скорее всего, необходим\”. 18% считают, что необходимость ФГОС под вопросом. При этом 84% участников опроса – работники системы общего образования.
\”Когда мы обсуждаем проект ФГОС более широко, то начинается подтягивание к этой теме других острых вопросов, которые не имеют отношения к стандартам\”, — сказала председатель ФУМО по общему образованию, директор Института стратегий развития образования Светлана Иванова, призывая общественность к конструктивному диалогу и критике по заявленной теме.
Директор Центра изучения школьных практик и образовательных программ XXI века Высшей школы экономики Тарас Пащенко уверен, что \”в обновленных ФГОС не учтены межпредметные связи, что, в свою очередь, приводит к тому, что детям приходится изучать одни и те же предметы на разных годах обучения\”.
\”Предметное содержание стандарта наполнено архаичными понятиями, которые не соответствуют современном научным представлениям по многим направлениям. И формулировки предметных результатов ориентированы на репродуктивность: на запоминание и воспроизведение знаний, что не соответствует системно-деятельностному подходу\”, — высказал он в качестве замечаний.
Подводя итоги, Людмила Дудова отметила, что все предложения участников круглого стола войдут в рекомендации для Министерства просвещения РФ.
Напомним, ранее обсуждение проектов обновленных ФГОС прошло на площадке Общероссийского народного фронта.
Читайте также:
Стратегия неуспеха: заложен механизм блокировки генерации нового контента http://ug.ru/archive/78180
Обсуждаем новые проекты ФГОС. Мнение экспертов \”УГ\” http://ug.ru/archive/78443
Анна ЛАЗЕБНИКОВА, член-корреспондент РАО: Метапредметная составляющая обучения – самый перспективный образовательный компонент http://ug.ru/archive/78360
Ришат КАЛИМУЛЛИН, учитель истории и обществознания: В целом неплохо, в частности… http://ug.ru/insight/674
Чему учат уроки четвертьвековой истории разработки содержания общего образования? http://ug.ru/archive/78282
По информации oprf.ru
Фото источника
Комментарии