search
main
0

18 сентября станет для нас серьезным испытанием

Людмила ШВЕЦОВА, первый заместитель мэра в Правительстве Москвы: – У нас есть особые задачи – задачи совершенствования московского профессионального образования. Несколько лет назад по инициативе Департамента образования Правительство Москвы рассмотрело довольно широкую по своим целям и задачам программу модернизации нашего столичного профессионального образования. Кое-что уже сделано, но на том этапе нам не удалось принять документ, который был бы подкреплен адекватными финансовыми возможностями. Поэтому многие продекларированные цели, правильно поставленные задачи, к сожалению, не были достигнуты на практике.

18 сентября нас ждет большое испытание: на заседании Правительства Москвы мы должны будем доказать состоятельность всех тех проектов и программ, которые нами составлены, и получить серьезное финансирование, чтобы в первую очередь провести капитальный ремонт наших учебных заведений профобразования, купить новые станки и механизмы, приспособления, чтобы обучать ребят на современном оборудовании.

Нам нужно будет получить средства, чтобы построить в городе новые, современные, достойные ХХI века профессиональные учебные заведения, решить вопросы социальной поддержки тех, кто там учится. Мы понимаем, что там, как правило, учатся ребята именно из социально незащищенных и социально неблагополучных, социально ущемленных семей. Нам нужны общежития, чтобы мы могли за счет нашей системы профессионального образования решать проблемы и отдельной части наших москвичей и привлекать в столицу тех, кто завтра будет здесь работать на наших предприятиях.

У нас существенно не хватает кадров, в том числе по рабочим профессиям, для того чтобы наш город развивался, для того чтобы на его предприятиях работали не просто те, кто приедет получить работу, а постоянные профессиональные сотрудники. Все эти проблемы нам нужно решать, в том числе и созданием соответствующей базы для учебы и жизни ребят.

Развитие профессионального образования определяет будущее московской экономики

Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования:

– Особо волнует нас положение дел в системе начального и среднего профессионального образования. Нам нужна профессионально подготовленная молодежь для работы в различных отраслях города. Проблема эта непростая, так как системе профессионального образования в последнее время уделялось недостаточное внимание.

Основными проблемами в системе профессионального образования остаются большой дефицит мастеров производственного обучения (не хватает почти 50% от требуемого числа мастеров), отсутствие системы профессиональной подготовки.

Сегодня требуется ремонт большинства помещений колледжей, замена морально устаревшего учебно-производственного оборудования.

Острой остается проблема набора на первый курс учреждений СПО, мы прогнозируем снижение набора в ближайшие годы – это связано с уменьшением контингента обучающихся в связи с демографической ситуацией в прошлые годы.

Очень важно создавать условия для получения профессионального образования детьми-инвалидами и молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья (с учетом рынка труда и перспектив профессиональной карьеры), а также выстраивать систему трудовой реабилитации и социальной адаптации для индивидуального подбора видов трудовой деятельности для детей с ярко выраженными физическими и интеллектуальными нарушениями.

Эти и многие другие вопросы были обсуждены на научно-практической конференции «Развитие системы профессионального образования».

18 сентября на заседании Правительства Москвы будет рассмотрен вопрос о городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы, и это будет серьезный разговор о будущем не только профессионального образования, но и о развитии экономики столицы.

Москва думает о законах для всей России

Зинаида ДРАГУНКИНА, член Совета Федерации РФ:

– Мы должны вырастить новую современную рабочую силу, знающую новые технологии и имеющую соответствующее образование и квалификацию.

Эффективным инструментом решения этой задачи может стать федеральный закон «О налоге на квалификацию». Предполагается, что те организации, которые заботятся о своих кадрах, направляя их на обучение, будут освобождаться от налога (от 0,5 до 4% от годового фонда оплаты труда). Это станет серьезным стимулом. При невыполнении этих требований работодатель будет уплачивать налог и пени в специальный фонд содействия развитию профессионального образования. Наверное, это правильно.

Настало время подумать и о законе «О подготовке квалифицированных кадров в городе Москве». В нем, на мой взгляд, следует регламентировать процедуры независимой оценки качества профессиональной подготовки и сертификации рабочих и специалистов во всех сферах городского хозяйства, создать условия для эффективного преодоления межведомственных барьеров в процессе подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Задание на завтра

По мнению специалистов, общий перечень задач, которые нужно будет реализовать в рамках программы развития профессионального образования в 2008 – 2010 годы, должен предусматривать достижение нового качества содержания деятельности системы с помощью:

– корректировки структур профессий и специальностей в соответствии с комплексным прогнозом потребностей экономики города в квалифицированных кадрах, учитывающим основные факторы социально-экономического развития, демографическую ситуацию и миграционную политику;

– оснащения ресурсных центров в учреждениях среднего профессионального образования современным высокотехнологичным оборудованием и информационными технологиями;

– модернизации системы нормативного финансирования с учетом реальных затрат на подготовку по отдельным профессиям и специальностям;

– развития системы проектирования профессиональной и социальной карьеры учащихся, формирования способностей к самостоятельному мышлению и деятельности;

– модернизации стандартов среднего профессионального образования в части, касающейся форм организации производственной практики;

– разработки и реализации программы издания современных учебников и учебных пособий;

– развития перспективных форм сотрудничества колледжей и предприятий – социальных партнеров, включающее создание условий для повышения инвестиционной привлекательности учебных заведений;

– введения «налога на квалификацию» для предприятий и организаций – заказчиков кадров.

Три задачи, которые должен решить город, если хочет получить квалифицированные рабочие кадры

Городская научно-практическая конференция «Об итогах выполнения городской целевой программы развития учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы на 2005-2007 годы и задачах по повышению эффективности работы учреждений профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов для городского хозяйства» привлекла внимание руководителей московских профессиональных колледжей, работодателей, представителей исполнительной власти округов столицы, а также педагогов и управленцев системы образования.

Дело в том, что по плану 18 сентября 2007 года Правительство Москвы должно рассмотреть на своем заседании новую программу – «Рабочие кадры», рассчитанную на три года. Понятно, что в преддверии такого важного события система образования должна была подвести итоги сделанного за предыдущее трехлетие и выработать свое видение дальнейшего развития профессиональных образовательных учреждений.

В рекомендациях, принятых участниками конференции, как главные намечены четыре группы задач, которые, по мнению педагогов и управленцев, работодателей и социальных партнеров, необходимо решить.

Задача первая. Развитие содержания профессионального образования

Чтобы содержание профессионального образования соответствовало современным требованиям экономики и производства, а также развивалось в ногу со временем, необходимо:

Во-первых, сформировать условия для инновационного развития учебных заведений, адресной поддержки проектов развития образовательных программ и повышения качества профессионального образования на основе такого развития.

Во-вторых, провести комплексное исследование потребностей московского рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена с учетом системы факторов социально-экономической среды, включающей в себя основные направления экономической политики, реализуемые в экономике Москвы, факторы демографической ситуации и миграционной политики. Учитывая то, что цикл подготовки квалифицированных рабочих длится от 3 до 5 лет, именно перспективный прогноз, а не текущая потребность в кадрах, должен определять порядок формирования структуры и объема подготовки рабочих кадров.

В-третьих, повышение качества подготовки рабочих кадров предполагает реализацию на базе учреждений профессионального образования интегрированных, многоуровневых образовательных программ, способных гибко реагировать на динамику потребностей рынка труда и городского хозяйства.

В-четвертых, текущие и перспективные задачи развития городского хозяйства, а также возрастающая при этом конкуренция на рынке труда ставят систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных сдвигов в подготовке кадров. Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих, имеющих 4-5-й квалификационные разряды (в то время как около 70% выпускников учреждений НПО получают 3-й разряд), с полным средним образованием, владеющих смежными профессиями, обладающих такими профессионально значимыми качествами, как ответственность, дисциплина, коммуникабельность и так далее. Система профобразования должна быть готова ответить на эти запросы работодателей.

В-пятых, для более объективной оценки присваиваемой квалификации эту функцию необходимо отделить от процесса обучения и передать специальным автономным органам, которые должны быть независимы как от образовательных учреждений, так и от органов управления образованием, иметь межведомственный характер.

В-шестых, оценку квалификации следует производить не по критерию завершения учебных программ или определенного срока обучения, а на основании проверки профессиональных компетенций, которые должны быть реально продемонстрированы выпускником; это позволит осуществлять аттестацию и присвоение квалификации лицам, имеющим достаточную практическую подготовку и опыт работы, в том числе мигрантам и иногородним гражданам.

В-седьмых, необходимо провести в городской системе профессионального образования региональный эксперимент по интеграции начального и среднего профессионального образования, внедрению модульных образовательных технологий и усилению практической составляющей в подготовке по программам среднего профессионального образования.

В-восьмых, для формирования экономического мышления, предпринимательских навыков, эффективных моделей поведения в условиях конкуренции на рынке труда необходима сквозная система «бизнес-подготовки» обучающихся. Эта подготовка может быть осуществлена в рамках молодежных бизнес-инкубаторов, учебных фирм, малых учебных предприятий, конкурсов предпринимательских проектов.

Наконец, в-девятых, необходимо включать работодателей в процесс формирования учебных программ, подготовки рабочих кадров и оценки их квалификации. Это предполагает новую парадигму профессионального образования, которую можно сформулировать так: «Работодатель определяет – чему учить, система образования – как учить, молодой человек – где учиться!».

Задача вторая. Экономика и управление системой профессионального образования

Система, которая готовит рабочих для экономики города, не может не учитывать того, что для перехода ее собственной экономики на инновационный путь развития нужно разработать и реализовать несколько очень важных вещей.

Для получения качественного начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда необходимо модернизировать действующий механизм финансирования учреждений СПО. В норматив персонифицированного бюджетного финансирования учреждений СПО нужно наряду с текущими издержками включать затраты, связанные с приобретением основных фондов и нематериальных активов, проведением текущего и капитального ремонтов, социальной поддержкой учащихся. При разработке нормативов финансирования целесообразно, учитывая различную стоимость обучения по отдельным профессиям и специальностям, рассчитывать норматив бюджетного финансирования по группам профессий и специальностей с учетом средств, затраченных на их получение.

Важным направлением модернизации системы ПО и СПО уже давно признано повышение инвестиционной привлекательности учреждений профессионального образования. Одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности профессионального образования может быть преобразование части учреждений СПО в новые организационно-правовые формы государственных или муниципальных автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы по результатам своей деятельности.

Для повышения качества кадрового корпуса системы НПО и СПО следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы отраслевой системы оплаты труда.

Для объективной оценки хода модернизации государственных образовательных учреждений СПО необходимо сформировать систему показателей, позволяющих органам управления и работодателям ориентироваться в процессе разработки стратегий деятельности на поддержку инноваций. Иными словами, нужно разработать комплекс прикладных статистических инструментов, позволяющих дать объективную оценку состоянию рынков труда и образовательных услуг, структуре и качеству подготовки выпускников и динамике занятости.

Для обеспечения сбалансированности развития рынка труда и рынка образовательных услуг необходимо начиная с 2007-2008 учебного года внедрять механизм городского заказа на подготовку работников квалифицированного труда – рабочих, служащих и специалистов. Сформировать городской заказ на подготовку кадров можно, организовав работу префектур и отраслевых органов исполнительной власти Правительства Москвы по сбору и обобщению прогнозных оценок потребностей в кадрах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте