search
main
0

Родители-герои

Базовая защита детей и здравый смысл - уже подвиг

На самом деле родители, о которых пойдет речь в этой статье, ничего выдающегося не cделали. Напротив, они выполняли базовые родительские обязанности самыми простыми методами. Звание героев я им присваиваю не за их заслуги. Они его получили за то, что многие другие родители не выполняют своих главных функций. На фоне большинства эти обычные матери выглядят мифическими героями. Иногда даже сложно поверить, что они существуют в реальности.

Мать vs маньяк

В уголовных делах о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно. Я как специалист-психолог регулярно участвовал в следственных действиях Следственного комитета РФ. В ходе одного большого дела я понял о детско-родительских отношениях самое главное.

Суть уголовного дела в следующем. Педофил писал ребенку в Интернете всякие непристойности, отправлял порнографические изображения, требовал некоторых действий и угрожал. Ребенок был напуган и растерян.

Поскольку решить проблему самостоятельно ребенок не мог, он обратился за помощью к матери. Мать оценила сообщения незнакомого мужчины и справедливо решила, что в них есть признаки преступления. Она пришла в ближайшее отделение полиции и написала заявление.

Полиция сразу организовала оперативно-разыскные мероприятия. В течение суток преступник был задержан, в его жилье произведен обыск, а компьютерная техника, которая являлась орудием преступления, изъята.

И в этот момент история только начинается. В результате осмотра компьютера преступника выяснилось, что потерпевший был не один и не первый. Упомянутый ребенок был 150‑й жертвой! Преступления совершались не только в Интернете, но и в реальном мире.

Все другие 149 потерпевших детей ничего не говорили своим родителям. Родители узнавали о преступлении, совершенном в отношении их ребенка, от оперативников Следственного комитета.

Я участвовал в большинстве допросов этих детей. На допросах всегда присутствовали родители. Все родители выражали разную степень беспокойства – от легкой нервозности до откровенного отчаяния. Их дети, напротив, были хладнокровны и спокойны. Все родители заявляли, что заберут у ребенка компьютер, смартфон, планшет, ноутбук (чтобы оградить его от интернет-маньяков).

Из поведения родителей понятно, почему дети не рассказывали им о проблеме. Первое (и часто единственное), что готовы были сделать родители, – это лишить ребенка доступа к Интернету. То есть если ребенок расскажет родителям о проблеме, родители не помогут решить проблему, они создадут еще одну проблему. Обращение за помощью к родителям не улучшает жизнь ребенка, а ухудшает ее. Следовательно, дети поступали правильно и разумно, что не шли к родителям за помощью.

Теперь давайте вернемся к матери-героине. Допрос ее ребенка был особенным. На допросе мать была невозмутима, как удав, и не выражала никаких признаков беспокойства. Ребенок, напротив, в определенный момент допроса громко разрыдался.

Вероятно, в семье всегда должен быть кто-то хладнокровный. Если родители сохраняют спокойствие, то ребенок может расслабиться и побыть маленьким, беззащитным и несчастным. Если же родители первые выражают паническую тревогу, то ребенок вынужден быть тем, кто сохраняет невозмутимость в любой ситуации.

Поведение матери-героини было абсолютно нетипичным. Я спросил у нее, как на произошедшее отреагировал отец. Мне было интересно, неужели и отец в этой семье образец адекватности? Отец оказался обычным, реагировал паникой и хотел лишить ребенка Интернета. Но! Мать быстро успокоила отца и оградила ребенка от такого дурного влияния. То есть она сначала защитила ребенка от маньяка, а потом от неправильной реакции отца. Эта женщина спокойно, методично, терпеливо делала то, что должны делать все родители, – улучшала жизнь своего ребенка.

Уходя с допроса, эта женщина повернулась и произнесла сакраментальную фразу: «Я считаю, что своих детей нужно любить». Мы со следователем восхищенно смотрели ей вслед.

Тайна следствия не позволяет мне назвать имя этой женщины. Но поверьте мне, я видел ее лично, она действительно существует.

Мораль истории в том, что 99% детей не доверяют своим родителям и не обращаются к ним за помощью в трудную минуту. И дети правильно делают, что не обращаются за помощью к родителям, потому что в трудную минуту родители не улучшают жизнь ребенка, а ухудшают.

Исследование

Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в 2020 году провел исследование подростков. Согласно данным этого исследования, если случится какая-то неприятность, то 33% детей обратятся в первую очередь к родственникам. При этом 33% включают в себя не только родителей, но и братьев, сестер, дедушек, бабушек и других родственников.

В исследовании приняли участие 2400 детей. Выборка гораздо больше, чем в описанном уголовном деле. Но результат тот же: почти все дети не пойдут за помощью к родителям.

Еще один пугающий факт исследования: 19% детей ни к кому не обратятся за помощью.

Наталья Цымбаленко

Следующая мать-героиня – личность публичная, поэтому можно назвать ее имя – Наталья Цымбаленко.

Ее сын в пятом классе стал жертвой буллинга. Разговоры с классным руководителем, социальным педагогом и родителями агрессоров оказались абсолютно неэффективными. Уходить из школы с «культивированным чувством виктимного отношения к жизни» не хотелось.

Наталья пошла «прекрасным бюрократическим путем писем и жалоб». Она написала заявление и отправила его в три инстанции: на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы и в комиссию по делам несовершеннолетних района.

За решение проблемы взялись директор школы, председатель управляющего совета, представитель Департамента образования и инспектор полиции по делам несовершеннолетних.

После этого проблема травли была решена достаточно быстро. Сына Натальи больше никто не обижает.

На основе своего успешного опыта Наталья Цымбаленко написала памятку для родителей «Как остановить травлю ребенка». В этой памятке она пишет: «С травлей обязательно нужно бороться. Хотя путь будет небыстрый. Нам нужны пачка офисной бумаги и стальные нервы. И все получится!» Позже она опубликовала книгу «Буллинг. Как остановить травлю ребенка».

Важно, что ребенок увидел пример эффективного решения проблемы. Наталья подробно обсуждала с сыном динамику конфликта, говорила о своих планах, о том, почему их действия будут эффективны.

Поведение Натальи Цымбаленко кардинально отличается от поведения большинства родителей в подобных ситуациях. Многие родители либо не видят травли, либо не понимают ее важности, либо не знают, как защитить ребенка, либо пытаются решить проблему путем физического насилия над обидчиками ребенка.

Героизм Натальи, как и матери из предыдущей истории, состоял лишь в том, что она написала заявление и подала куда следует. Подвига в этом никакого нет. Но поскольку почти никто так не делает, уверенно вносим Наталью в список родителей-героев.

Елена Грибова

В 2019 году на сайте «Учительской газеты» была опубликована заметка Елены Грибовой «Страхи тревожной мамы, или Чему на самом деле учат в школе?».

В этом тексте говорится о некоторых очевидных недостатках современной российской школы, на которые не обращают внимания многие учителя и родители. Например, чрезмерная зацикленность на оценках и программе, грубое обхождение некоторых учителей с детьми. В конце заметки Елена пишет: «Что я могу сделать? Я попытаюсь сохранить здравый рассудок, спокойствие и дать поддержку своему ребенку.

Он будет приходить домой расстроенный, а я буду каждый раз придумывать, как восстановить его уверенность в себе, его чувство собственного достоинства. Вот на это сил у меня хватит. И пусть хватит у каждого родителя… Ну и пока я занимаюсь этим в своей семье, попробуйте уже что-то порешать системно, хотя бы в отдельно взятой школе.

Услышьте, наконец, какие послания вы на самом деле несете своим ученикам. Услышьте себя и пожалейте, дайте отдых в первую очередь себе, насколько это возможно. Перестаньте творить это все на автомате и по привычке».

Система образования требует от детей определенных оценок и определенного поведения. Если дети отклоняются от требований системы, система начинает давить на них. Это давление осуществляется в первую очередь через педагогов. Педагоги в свою очередь давят на родителей.

Большинство родителей, от которых требуют исправить поведение и успеваемость ученика, сразу бездумно усиливают это давление системы внутри себя и обрушивают на ребенка. Они наказывают, ругают, кричат, угрожают, заставляют сидеть до двух часов ночи за уроками, то есть ухудшают жизнь ребенка. Подробнее о пагубности такого подхода можно прочитать в статье «Легко в учении – легко в жизни, или Чем тяжелее, тем лучше?» («Учительская газета» №28 за 2020 год).

На мой взгляд, одна из главных задач родителей и педагогов – останавливать давление системы на себе. Мы должны спокойно и внимательно воспринимать требования системы. Потом нужно думать, как мы можем помочь ребенку вписаться в требования системы, и в финале давать ребенку поддержку и заботу, на которую он может опереться. Елена Грибова – одна из редких матерей, которые принимают давление системы, останавливают его на себе, трансформируют его внутри себя и на выходе дают ребенку поддержку.

За такой редкий здравый смысл и заботу о ребенке включаем Елену Грибову в список родителей-героев.

Лия Шарова

Еще одна мать – Лия Шарова. В 2017 году она опубликовала статью «Группы смерти: кто виноват и что делать?». Это было время массовой паники по поводу «групп смерти» в Интернете, которые, по мнению некоторых журналистов, чиновников и родителей, доводят детей до суицидов.

Лия Шарова в своей статье предложила сместить акцент с «групп смерти» на родительско-детские отношения. И вместо критериев, по которым можно определить принадлежность ребенка к «группам смерти», она предложила критерии, по которым можно определить качество отношений между родителями и детьми. Лия опубликовала тест, состоящий из 10 вопросов:

«1. Вы знаете Топ-5 любимых музыкальных групп вашего ребенка, вы слушали его любимую музыку и не критиковали ее. Ваш ребенок сам делится с вами любимой музыкой.

  1. Вы знаете Топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребенка, вы смотрели их ролики, вы в курсе их тем, философии, приколов. Ваш ребенок сам иногда показывает вам самые прикольные, на его взгляд, ролики.
  2. Вы взаимные френды во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вы обмениваетесь сообщениями, фотографиями, ссылками.
  3. Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей. Ребенок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях.
  4. Ваш ребенок, приходя домой из школы, с курсов или еще откуда-то, с удовольствием делится с вами впечатлениями.
  5. Ваш ребенок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, кого он не любит и почему. Друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас классной мамой или отличным отцом.
  6. Вы не раз разговаривали с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути и о том, что вы поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся.
  7. Вы не оскорбляете и не бьете своего ребенка.
  8. Вы спрашиваете у него совета, интересуетесь его мнением по разным вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями как с другом. Вы не задаете каждый день вопросы «Как дела в школе?», «Какие оценки?», «Что ел?».
  9. Вы рассказываете вашему ребенку о своем подростковом и юношеском возрасте, в том числе о проблемах, плохих поступках, влюбленностях, конфликтах, проблемах с вашими родителями».

Если родители на все 10 вопросов отвечают утвердительно, то риск суицида у их ребенка отсутствует, ребенок не подвержен негативному влиянию «групп смерти». Как я показал в первой истории про маньяка, проблема не в том, что детей в Интернете кто-то призывает к чему-то плохому. Проблема в том, что дети опасаются своих родителей больше, чем любых преступников и даже самой смерти.

Многие родители склонны все проблемы с детьми сваливать на Интернет. Лия Шарова, напротив, понимает, что ключ к решению многих проблем – это доверие ребенка родителям. За такое редкое понимание вносим Лию Шарову в список родителей-героев.

Хотелось бы, чтобы родители брали пример с матерей, упомянутых в этой статье. Чтобы родители оказывали поддержку своим детям, защищали своих детей и проявляли здравомыслие. Чтобы родители ставили перед собой цель – стать человеком, к которому ребенок придет за помощью и советом.

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте